Лучший педагог года

Методическая разработка «Взаимопонимание в контексте развития общения старших дошкольников со сверстниками в детском саду»

Ищук Юлия
Методическая разработка «Взаимопонимание в контексте развития общения старших дошкольников со сверстниками в детском саду»
▼ Скачать +Заказ

Конечная цель современного образования – развитие и воспитание человека и культуры. Дошкольное образование представляет начальную ступень в осуществлении данной цели. Детский сад образует культурно-образовательное пространство, в котором воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходит социализация и индивидуализация ребёнка, формируются первичные ценностные ориентации, понимание добра, справедливости, красоты. Дошкольник начинает осознавать ценность собственной личности и других людей и выражать своё отношение к миру в соответствии с культурными нормами и традициями, принятыми в обществе.

Публикация «Методическая разработка „Взаимопонимание в контексте развития общения старших дошкольников со сверстниками в детском саду“» размещена в разделах

Развитие у детей с ранних лет умения понимать себя и других, стремиться к установлению взаимопонимания сложная, но несомненно, особо значимая задача. Современные дети чаще, чем в прежние годы предпочитают решать проблемы взаимоотношений путём конфронтации или силы. Всё это заставляет более внимательно рассмотреть сущность взаимопонимания и причины, препятствующие его проявлению.

Анализ работ С. Л. Рубинштейна, А. А. Боталева, Н. Б. Крыловой и др. показывает различные подходы к определению этого понятия. Так взаимопонимание рассматривается, как:

- взаимное, положительное принятие друг друга в общении, согласование позиций и установок, на основе обмена мнениями;

- состояние согласия точек зрения, которое достигается на основе установления понимания общей цели, и средств её достижения в совместной деятельности и в общении;

- достижение контакта на основе установления единого смысла общения, готовность адекватно идентифицировать позиции друг друга и добиться едиными средствами оптимального решения задачи.

В образовательном пространстве современного детского сада взаимопониманию принадлежит значимая роль. Оно является основой для ценностного- смыслового единства всех субъектов образовательного процесса, принципом осуществления эффективного взаимодействия на уровнях : «педагог- педагог», «педагог- родители», «педагог- дети», «ребёнок- ребёнок».

С позиции развития взаимопонимания, старший дошкольный возраст представляет особый интерес как время первоначального фактического складывания личности и установления системы разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Взаимопонимание позволяет согласованно достигать целей совместной деятельности и общения, максимально способствуя соблюдению доверия, интересов и предоставляя возможность для самораскрытия способности каждого ученика образовательного процесса (Н. Б. Крылова).

К шести годам у детей появляется более широкое понимание социальных связей, общения, вырабатывается умение оценивать поведение других детей и взрослых. Вступая в разнообразные контакты со взрослыми, сверстниками младшими по возрасту детьми, старший дошкольник постепенно становиться все более самостоятельным в выборе средств и содержания общения. Полученные нами данные показывают что более 82% опрошенных детей старшего дошкольного возраста предпочитают совместную деятельность со сверстниками (играть, строить, мастерить).

Характерно что значительное число детей предпочитают прежде всего парное взаимодействие со сверстником и мотивируют это стремление возможностью достижения большего согласия, взаимопонимания, чем в многочисленной группе. Дружеское общение в диаде становиться для дошкольников «школой» взаимопонимания, практикой достижения способов согласия, которое затем переноситься в общение с более широким кругом сверстников.

В индивидуальной беседе детям старшего дошкольного возраста предлагалось ответить на вопросы о дружбе, дружеских отношениях, причинах мешающих понимать друг друга, способах преодоления непонимания. Анализ ответов показал, что дошкольники расценивают «непонимание» как отрицательную черту в отношениях со сверстниками. Все опрошенные дети отмечали, что плохо когда меня не понимают.

Нарушение взаимопонимания часто связано с коммуникативным аспектом общения. Неумение доступно и понятно для партнера объяснить свою позицию или свои намерения, несоблюдение норм культуры общения, грубый тон, использование прозвищ, слов унижающих достоинство другого ребенка приводит к нарушению согласия и становиться препятствием для достижения взаимопонимания между детьми. Неумение вести диалог, поддерживать друг друга в процессе общего дела, «хмыканье», иронические высказывания типа «Ну вот, опять краска расплылась, руки-крюки, неумеха!» мешают взаимопониманию и приводят к конфликтам.

Установление контакта между детьми совершается не только с помощью речи, но и с помощью невербальных средств коммуникаций- жестов, мимики, позы. Для начала контактам детям необходимо внешне выразить готовность к общению. Инициатор общения принимает позу «адресации». Это проявляется в устремлённости к партнёру (подходит, оказывается в поле зрения партнёра, приветливом выражении лица, в «вопрошающих» глазах, в привлекающих внимание жестах. Соответственно, партнёр, желающий вступить в контакт, принимает позу «слушателя». Он останавливается, смотрит в глаза, на лице выражается внимание, готовность выслушать вопрос, принять новую информацию. Такое обоюдное поведение становится первым шагом для достижения взаимопонимания в общении. Между общающимися детьми возникает необходимая эмоциональная близость, которая способствует достижению согласия.

Изучение особенностей игрового общения старших дошкольников показывает, что для достижения взаимопонимания в процессе игры (в частности в сюжетно-ролевых играх) значения имеют игровые действия двух типов. Во- первых, действия, направленные на предварительное согласование игровой обстановки, игрового сюжета, распределения ролей, то есть определяющие общую стратегию игры, во- вторых, действия, поясняющие для остальных детей смысл предпринимаемых кем-то из игроков инициатив по дополнению сюжета, изменению игровой обстановки, введению новых ролей. Использование поясняющих действий свидетельствуют об умении ребёнка ориентироваться на сверстников как партнёров, что поддерживает и сохраняет общий игровой настрой и взаимопонимание в игре.

Мешают установлению взаимопонимания трудности саморегуляции, которые часто возникают у несдержанных, излишне импульсивных детей, чьё поведение приводит к дезорганизации общей деятельности. Несмотря на сформированные игровые навыки, причиной нарушения согласия становится неумение ребёнка управлять своим поведением, уважать интересы других детей, отсутствие готовности учитывать интересы сверстников.

Ряд особенностей в действиях и отношениях детей со сверстниками, которые становятся барьерами в достижениями взаимопонимания. Это:

1. Мотивационные барьеры, проявляющиеся в отсутствии ориентации на сверстника как партнёра общения, стремления проявить к нему внимание и выразить готовность к поиску согласия и общих подходов;

2. Нормативно- этические барьеры, возникающие при отсутствии у общающихся детей единых ориентаций в правилах и способах совместной деятельности и общения, во что бы то ни стало утвердить свою точку зрения;

3. Эмоциональные барьеры, обусловленные неразвитостью эмоционально- перцептивных способностей и эмпатии у детей, не умением идентифицировать ситуацию, учитывать эмоциональное состояние партнёра и регулировать собственные эмоции;

4. Информативно- смысловые барьеры, связанные с непониманием ситуации общения, с разной, информированностью, отсутствием желания понятно для партнёра объяснить смысл своих предложений и действий;

5. Коммуникативные барьеры, обусловленные недостаточным умением вести диалог, выслушивать собеседника, не желанием высказывать свои мысли в культурной не унижающей личности партнёра форме, использование «запрещённых» приёмов психологического и морального давления на партнёра;

6. Поведенческие барьеры, связанные проявлением в общении недоброжелательности, агрессивности, гиперактивности, либо пассивности и замкнутости.

Общение, основанное на стремлении самоутвердиться, добиться особых преимуществ и выгодных для себя условий, а также использования действий и информации, негативно выражающей несогласие с мнением партнера, ведет к согласованию взаимодействия и, следовательно, к разрыву взаимопонимания между детьми.

Проблема взаимопонимания концентрирует в себе важнейшие достижения социо-культурного развития старшего дошкольника и затрагивает нормативно-этический, коммуникативный, интеллектуальный и эмоцианально-личностный аспекты его общения со сверстниками. Умение ребенка достигать взаимопонимания в общении со сверстниками становиться информативным показателем успешности его социализации. Задача состоит в том, чтобы найти эффективные методы и формы организации личного опыта старшего дошкольника, обеспечивающие освоение механизмов взаимопонимания и принятия взаимопонимания как ценности общения.

Публикации по теме:

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Сценарий праздника «Масленица» в детском саду для старших дошкольниковСценарий праздника «Масленица» в детском саду для старших дошкольников - 1-й скоморох: Эге-гей, собирайся, народ! Сегодня вас много интересного ждет! 2-й скоморох: Мы зовем к себе тех, Кто любит веселье.

Методическая разработка «Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников» Работая в логопедической группе, я заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника»Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника» Данная методическая разработка дидактического пособия "Обучение с развлечением" представляет собой игровой блокнот формата А6, включающий.

Методическая разработка викторины к Неделе театра для старших дошкольниковМетодическая разработка викторины к Неделе театра для старших дошкольников Викторина для педагогов, старших дошкольников и младших школьников к неделе театра Сразу оговорюсь, почему такая возрастная адресация.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду»Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду» Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду» Каждый год весной в конце марта в.

Методическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции несколько различны, но для всестороннего.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Взаимопонимание в контексте развития общения старших дошкольников со сверстниками в детском саду»
Опубликовано: 23 августа 2020 в 12:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Взаимопонимание в контексте развития общения старших дошкольников со сверстниками в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Ищук Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД