Светлана Николаевна Ильина
Методическая разработка «Воспитание пианистических навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра на рояле, как и всякий труд, требует определённых мышечных усилий. Расслабленные руками играть невозможно, как и выполнять другое действие. Для успешной работы пианиста необходим активный. Упругий тонус мышц. Состояние играющего на инструменте должно быть приподнятым, бодрым – спокойной уверенности и радости.
Научно обоснованная, рациональная техника необходима в игре на фортепиано. Так же, как и в других видах исполнительского искусства. Технические неудобства объединяют художественную сторону исполнения и тормозят дальнейшее развитие ученика. Среди случаев «технической недостаточности» являются такие, как профессиональное заболевание рук. При некоторых случаях врачи советуют пианисту поменять специальность. В большинстве случаев профзаболевание рук пианистов – как и недостатки в технике – результат провала какого – либо звена в воспитании музыканта. Практика показала, что дело чаще всего не в «профессиональной непригодности», а в неправильных рабочих приёмах.
Публикация «Методическая разработка „Воспитание пианистических навыков“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Для воспитания естественной рациональной техники преподаватель должен знать природные возможности пианистического аппарата. Он должен уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, что ему мешает, какие движения вызывают неудобства, в итоге – прийти ему на помощь,- ведь при игре ученик не замечает своих ощущений, и часто не замечает состояние напряжения.
Но нужно заметить, что не во всех случаях нужно требовать от ученика строгого определённого положения рук или движения, нельзя сковывать инициативу учащегося и навязывать своё решение. Ученик должен попробовать найти и свои приёмы исполнения.
Показывать приёмы нужно в живой и увлекательной форме, чтобы ученик убедился в правильности и удобстве на собственных ощущениях. На сколько ответственно и серьёзно он относится к своей работе - во многом будет зависеть его результат. Ясно поставленная цель воспитывает внимание, ответственность, самостоятельность и интерес к занятиям.
Обстановка на уроке должна быть доброжелательной и творческой – всё это способствует спокойному состоянию ученика, который быстрее справится с проблемами, поверит в свои силы. Пусть девизом педагога будут слова К. С. Станиславского: «ПРОЩЕ, ЛЕГЧЕ, ВЫШЕ, ВЕСЕЛЕЕ!»
Организацию движений ученика мы строим таким образом, чтобы воспитать у него правильное отношение к клавиатуре – отношение к фортепиано как к «поющему» инструменту.
Прикасаться к клавише будем не ногтем, а мягкой подушечкой пальца – всей или частью её. Такое прикосновение даёт сохранить чуткость осязания кончика пальца и является одним из условий певучести. Таким образом, ученик будет чувствовать сопротивление клавиши и будет стараться не давить на неё, не извлекать звук толчками.
При выборе положения пальцев необходимо учитывать индивидуальное строение рук ученика, а также конкретные особенности звучания и фактуры музыкального произведения. Например, вокальную кантилену, большие аккорды, пьесы с большим количеством знаков удобнее играть пологими, несколько более вытянутыми пальцами – особенно при маленькой руке. Такие пальцы не должны терять цепкости кончика и способности сокращаться. Быстрые пассажи на белых клавишах, наоборот, лучше играть более подобранными, закруглёнными пальцами.
Положение пальцев должно быть таким, что его можно было легко изменить. Слишком вытянутые пальцы трудно сокращать; согнутые, крючкообразные не смогут разгибаться во второй фаланге. Поэтому, лучше всего – слегка закруглённая форма пальцев, дающая возможность и сокращать, и свободно «открывать» и «закрывать» их (поднимать и опускать.)
Наиболее естественны движения «целых» пальцев, которые работают «из ладони»- таким же образом, как мы берём предметы или инструменты. В этих движениях активное участие принимают межкостные ладонные мышцы, сгибающие основную фалангу, а с ней – и весь палец, которых при этом работает как длинный рычаг. Именно эти мышцы играют важную роль в работе пианиста, их развитость – главное условие беглости.
Кроме ладонных сгибателей. В работе пальцев участвуют мышцы-сгибатели ногтевых и средних фаланг, расположенные на нижней стороне предплечья (от пальцев и кисти до локтя, и разгибатели, расположенные на тыльной его стороне. Все мышцы- сгибатели сильнее разгибателей. Поэтому нужно играть так, чтобы чувствовать тыльную сторону рук.
В пясти кроме мышц - сгибателей находятся межкостные мышцы, усилиями которых осуществляется растяжение. Растяжение не следует делать насильственно, напрягая разгибатели и натягивая «перепонки» между пальцами. Оно должно быть естественным, иначе ткань грубеет и утолщается, уменьшается эластичность руки. Ощущать растяжение нужно в ладони.
Опора в поднятые «косточки» менее желательна, так как придаёт кисти несколько фиксированную форму, при которой сужается ладонь и затрудняется работа пальцев (рис. №1)
Широкое положение ладони является условием независимости пальцев, позволяет добиться певучего, сочного звучания.
Что касается первого пальца, можно сказать о том что исключительно независим. Наиболее естественное положение его - слегка в стороне от ладони, но так, чтобы было возможно сближение его с остальными пальцами (как в тех случаях, когда мы что- то берём). Ладонь у основания первого пальца, раскрытая мышцы между пястными костями первого и второго пальцев – мягкие, ненапряжённые. Первый палец работает легко, без всяких усилий.
Пятый палец имеет в ладони специальные группы мышц. Сильные мышцы пятого и первого пальцев дают им возможность сближаться и раздвигаться. Правильное использование этого свойства при игре арпеджий, октав, аккордов позволяет собирать пальцы после растяжений и удобно менять позиции руки на клавиатуре. При поворотах кисти, при смене позиций первый и пятый палец удобно держать почти параллельно.
Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки, с помощью которых происходит смена позиций на клавиатуре. Наиболее удобны и естественны движения – всей рукой в плечевом суставе – так называемая «игра всей рукой от плеча».
Наибольшая точность и управляемость движений достигается тогда, когда рука едина от корпуса до кончиков пальцев, находится не в напряжении, а в расслабленном положении. При этом лучше, если рука будет слегка отставлена от корпуса,- так, чтобы в подмышечной впадине чувствовался воздух. Такой принцип работы исключает лишние движения, которые «уводят» от ощущения контакта с клавиатурой. Движения кисти дополняют движения предплечья и плеча. Практически рука работает не «от плеча», а «от корпуса». Основную нагрузку при этом несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди, плечевого пояса. Именно эти мышцы играют важную роль в работе пианиста, они укрепляют и уравновешивают плечевой сустав, удерживают руку на нужном уровне, направляют её.
Сутулая осанка затрудняет их работу. Поэтому положение корпуса – первое, на что следует обращать внимание при организации аппарата ученика. Главным ощущением правильной осанки – ощущение «стержня» вдоль спины, плечи опущены и не поднимаются, сохраняя спокойствие во время игры. Центр тяжести проходит через туловище – вертикально, что позволяет сохранить устойчивость посадки и даёт возможность свободно поворачиваться и наклоняться в разные стороны. При таких поворотах плечи и весь корпус становится лёгким и податливым. Поддержка мышц спины – главное условие неутомляемости аппарата. Высокое положение головы, позволяет наблюдать за исполением как бы со стороны, слышать звук не «у рояля», а «из зала», контролировать себя. Сохранять осанку помогает хорошая опора на ноги.
Упругость тонуса сочетается с таким состоянием рук, при котором по ним как бы «течёт звук из корпуса через пальцы и клавиши в струны. такое состоянии рук условно называется «проводимостью звука» - то есть отсутствие зажатий, фиксаций, спазмов – состояние полной свободы, полного слияния пианиста с инструментом.