Ирина Соловьева
Методическая разработка «Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников»
Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых выработка четкости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата.
Публикация «Методическая разработка „Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Вокал. Обучение детей пению
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции.
Цель вокально-артикуляционных упражнений конкретизируется в частных задачах:
1. Освобождение артикуляционных мышц от напряженности, скованности;
2. Развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;
3. Преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;
4. Развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом четко произнося согласные звуки;
5. Развитие способности петь слово интонационно чисто;
6. Овладение приемами произношения слова для улучшения вокальных качеств голоса.
Упражнения для дошкольников должны быть предельно просты и иметь игровой характер. Данная подборка упражнений может представлять собой единый цикл игровой формы.
Чтобы выполнение упражнений было более эффективным и носило результативный характер, в первую очередь, стоит обратить внимание на исходное положение, которое принимают дети, в вокальных методиках этот термин обозначается как певческая установка.
Под певческой установкой понимают положение, которое должен принять вокалист перед началом пения.
Чтобы голос звучал свободно, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно. Можно предложить детям постоять в неудобной позе, чтобы они сами поняли, что долго сохранять такое положение неудобно.
При ознакомлении с певческой постановкой корпуса педагог может использовать стихи, песенки и поговорки по данной теме.
«Спинка- тростинка»
Мы проверим спинку,
Спиночку-тростинку.
Вот она какая-
Спиночка прямая!
(М. Картушина)
«Медведь»
Если хочешь сидя петь,
Не садись ты как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей
Раз! Вдох! И запел!
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – все свободно,
Петь приятно и удобно!
Если хочешь стоя петь,
Головою не вертеть.
Встань красиво подтянись,
И спокойно улыбнись.
(В. Степанов)
«Сидит дед»
Сидит дед, ему сто лет.
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие.
Ручки как у вас лежат?
Ножки как у вас стоят?
Вы разок, вы другой,
Посмотрите за собой!
Мы тихонько все сидим,
Мы несколько не шалим –
«Мы разок, мы другой,
Посмотрели за собой!»
(М. Андреева)
Вокально - артикуляционная гимнастика
Данная вокально-артикуляционная гимнастика состоит из специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Чтобы дети проявляли активный интерес, данный комплекс упражнений представлен в виде истории – сказки.
1 часть не озвученная артикуляционная гимнастика
Жил был язычок. Ему очень удобно жилось в своем домике-ротике. Однажды утром он проснулся, повернулся с боку на бок (пошевелить языком во рту вправо-влево). Поздоровался с одной щечкой (постучать языком в одну щеку, не открывая рта), потом с другой (постучать языком в другую щеку). Погладил верхние зубки (не открывая рта провести языком по задней стенке верхних зубов), затем нижние (так же погладить нижние зубы). Облизал красные губки (круговым движением провести языком по губам). Это он так с ними поздоровался. Затем он открыл широко дверь и отправился на встречу к своим друзьям (широко открыть рот).
Язычок весело перепрыгивал с одной ступеньки на другую (прикасаться языком к нижней губе и прятать его в рот), а проходя вдоль забора, пересчитал все ступеньки (погладить язычком верхние зубы). И наконец, он встретил своих друзей львенка (открыть рот, поднять верхнюю губу, показав верхние зубы) и тигренка (опустить нижнюю губу, показав нижние зубы, челюсть, выдвинув вперед). Друзья всегда весело проводят время: они гуляют по лесным тропинкам (быстро проводить языком по верхней губе), катаются на горках (зацепиться кончиком языка за нижние зубы и поднять середину языка, выгибая его горкой), надувают воздушные шары (надуть обе щеки). Но сегодня у них не обычный день, они собрались в путешествие к морю и хотят взять нас с собой, ребята согласны отправиться в путешествие вместе с язычком, тигренком и львенком? Тогда в путь.
2 часть озвученная артикуляционная гимнастика
Ребята вы знаете, дорога к морю не близкая, и наши друзья предлагают нам поскакать на лошадках, только вот лошадки у нас старенькие и скачут они очень медленно.
Упражнение «Старые лошадки»
Медленно клацаем языком, открывая рот, губы в позиции звука «О», изображаем медленный шаг уставшей, старенькой лошадки.
Скажите ребята, сможем ли мы быстро доехать на таких лошадках? Конечно нет, правильно, нам нужно пересесть на молодых и быстрых лошадей.
Упражнение «Молодые лошадки»
Быстро клацаем языком, челюсть свободна, рот немного приоткрыт, губы расслаблены в полуулыбке. Изображаем галоп молодой лошадки.
Как хорошо, быстро и легко мы скачем к морю, но смотрите, впереди нас ждет туннель.
Упражнение «Лошадки в туннеле»
Клацаем языком, вытянув губы в трубочку, в позиции звука «У», челюсть свободна, без активных движений.
И вот мы наконец-то выскочили из туннеля прямо на лед замерзшего озера, лошадки скачут осторожно, чтобы не поскользнуться и не упасть.
Упражнение «Лошадки на льду»
Клацаем языком, сомкнув зубы, губы в улыбке в позиции звука «И».
Вот мы и перешли ледяное озеро, наши лошадки очень устали, ведь идти по скользкому льду не так уж и легко, им нужно отдохнуть, а мы продолжим свой путь к морю на мотоциклах. И так садимся на мотоциклы, заводим их (активно произносим несколько раз «Др-р-р», как бы пытаясь завести мотоцикл, чтобы почувствовать опору диафрагмы). Поехали.
Упражнение «Мотоцикл»
Пропеваем глиссандо вверх и вниз «Р…Р…Р…». Мотоцикл уезжает все дальше и дальше «Р-р-рь…Р-р-рь…» - затихая.
Мы уже почти доехали до моря, но у нашего мотоцикла закончилось топливо. На чем же еще мы можем доехать до моря? Правильно на машине.
Упражнение «Автомобиль»
Пропускаем воздух сквозь сомкнутые губы, изображая движение автомобиля, на глиссандо вверх и вниз.
Можно так же поспрашивать детей, на чем еще можно добраться до моря. И включить в разминку Упражнения на развитие грудобрюшного дыхания «Поезд» и «Самолет», отображая их звучание: «Чух-чух-чух», «У-у-у-у». Или же использовать упражнения по В. В. Емельянову на нарастание силы голоса.
Вот мы и добрались до моря, а на море гуляют волны и маленькие и большие.
[i]Упражнение «Море»или «Волна» (по В. В. Емельянову)
ИП ноги в устойчивой позиции. Руки расслаблены, изображают движение волн вверх-вниз. С штро-басса перейти на звук «А», каждый раз усиливая динамику голоса. С каждой волной усиливая звук от pp до ff .
А над морем летают чайки и кричат.
Упражнение «Чайка»
ИП ноги в устойчивой позиции. Руки вверх, кистями изображают полет чайки. Не шевеля губами и не поднимая подбородка, предельно высоко взвизгнуть четыре раза «А! А! А! А!», подражая крику чайки.
Вот одна чайка села на большое старое сухое дерево.
Упражнение «Скрип дерева»
В штро-басе извлекать звук «хххА», подражая скрипу дерева, язык лежит полностью расслабленный на нижней губе, связки расслабляются.
Которое росло недалеко от большого, дремучего леса.
Упражнение «Эхо в лесу» или «Страшная сказка» (по В. В. Емельянову)
Дети повторяют за музыкальным руководителем в угрожающей интонации – «У», «УО», «УОА», «УОАЭ», «УОАЭЫ», затем в обратном порядке –«Ы», «ЫЭ», «ЫЭА», «ЫЭАО», «ЫЭАОУ».
Но в этом лесу совсем не страшно, потому что в нем живет добрый и хороший бронтозаврик. Давайте попробуем его нарисовать, но не карандашами и красками, а голосом.
Упражнение «Бронтозаврик» (по В. В. Емельянову)
Издать легкий высокий «тонкий» звук («у» или «ы») в фальцетном режиме. И через нисходящую глиссирующею интонацию перевести в грудной режим на том же гласном. В грудном режиме гласные выстраиваются в последовательности с переводом последнего гласного («ы» или «у») в штро-бас с расслаблением языка. Схематически данное упражнение можно изобразить так:
Вот такой добрый и хороший бронтозаврик живет в этом лесу. Теперь нам нужно с ним поздороваться, но он не понимает нашей речи и говорит на своем волшебном языке.
Упражнение заключительное.
Произносим звуки «А-ШУ-ЖУ» на глиссандо переходя от грудного к головному регистру и наоборот «У-ШУ-ЖУ» от головного к грудному.
Можно отметить, что мы хотим сказать бронтозаврику: «Здравствуй», снизу вверх, так как мы значительно меньше его, а он нам отвечает сверху вниз.
Вот какое у нас получилось замечательное путешествие к морю с язычком и его друзьями.
Список использованной литературы:
Емельянов В. В. // Фонопедический метод формирования певческого голосообразования : методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск: Наука, 1991. – 41 с.
Картушина М. Ю. // Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010 г. – 176 с.
Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М. ; Прометей, 1992. – 270 с.
Шамина Л. В. Основы народно-певческой педагогики: Учебное пособие. М., 2010. – 202с.