Ирина Гришина
Методическая разработка по патриотическому воспитанию «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Данная методическая разработка предназначена для организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к народным традициям, культуре, событиям своего народа; по ознакомлению детей с географией рода: узнать, где родились, жили, учились и работали предки; изучение истории своей семьи, своих родных. Данная работа предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Публикация «Методическая разработка по патриотическому воспитанию „Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле слова - преемственности поколений, исторического развития в целом.
Данная методическая разработка создана в контексте реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020г. г.» в плане выполнения задач по повышению качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и по запросу родителей ДОУ (анкетирование).
Проблематика
За последнее время в следствии продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания. Все больше представителей молодого поколения отдают предпочтение альтернативным формам семейных отношений. Вместе с тем сформированный в детстве образ родного дома, семьи становится психологическим основанием действительно нравственного человека.
В период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под ваши руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.
Исходя из этого Целью моей методической разработки является: Создать условия для развития патриотизма, нравственности и сопереживания у старших дошкольников, а также любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию сострадания и чувства принадлежности к семье.
Задачи :
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Формирование интереса к русскому народному, творчеству, промыслам, традициям русских людей. Ознакомление с историческим прошлым через сказки (легенды и сказания).
Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
Основная часть
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Воспитание любви к матери, изучение своей родословной.
Развитие навыков по составлению генеалогического древа.
Поддержание интереса к жизни наших предков.
Продолжать приобщать к культурному наследию, праздникам, традициям, творчеству.
Расширять представления о богатстве русской земли, родного края, ответственности за природу родного края.
Знакомство с родным городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися гражданами прошлого и настоящего времени.
Побуждать интерес к изучению русского национального костюма.
Приобщать к не истощаемым богатствам русской литературы, произведениям местных авторов.
Знакомство с русской народной игрушкой, овладение навыками создания поделки по мотивам народных мастеров.
Реализация содержания по следующим блокам:
-Любовь к Родине начинается с любви к Матери.
Дошкольный возраст-это возраст осознания детьми своих чувств, своего отношения к людям, и в первую очередь к матери. Он считается наиболее сенситивным периодом для нравственного развития и воспитания ребенка. Формирование чувств ребенка, в т. ч. сопереживания, сочувствия, сорадования, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. И то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от окружающих, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогащают.
Предварительная работа:
Выбор сказки, народной и авторской как средства воспитания у детей любви к маме не случаен. Ежедневное повторение взрослым, "что такое хорошо и что такое плохо", не трогает детскую душу, так как нравственные сентенции для ребенка — лишь абстракция. Ему сложно справиться со своей экспрессией, эгоизмом. Но обратившись к сказке, прочувствовав поступки героев на эмоциональном уровне, ребенок сначала с помощью взрослого, а позже самостоятельно может соотнести свое поведение с поведением героев и без лишних нравоучений принять душой нравственные основы человеческого общества.
1-й этап. Детям были предложены сказки о силе материнской любви, ее жертвенности. Они знакомились со сказками "Легенда о матерях" Ивана Панькина, "Разноцветная бабочка" Андрея Платонова и "Синица" Алексея Толстого, рисовали на тему сказки "Легенда о матерях". Вся дальнейшая работа строилась на основе материала сказок.
2-й этап. На следующем этапе дети знакомились со сказками разных народов: "Кукушка" (ненецкая сказка, "Айога" (нанайская сказка, "Три дочери" (татарская сказка, "Недобрая Ладо" (нивхская сказка). Они учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отно-шению к ней, отзывчивости, умению сочувствовать и сопереживать.
В беседе о прочитанном было отмечено, что непослушные дети, не заботящиеся о своих мамах, не отвечающие любовью и вниманием на материнскую заботу, обязательно заслуженно наказываются.
3-й этап. Позже детям были прочитаны знакомые им сказки "Крошечка-Хаврошечка" и "Морозко". Акцент был сделан на то, что героини этих сказок — сироты. Сказки развивают чувство сострадания к сиротам, помогают понять, как трудно и горько остаться ребенку без мамы. Сравнение мамы и мачехи воспитывает у детей внимательное отношение к маме, формирует потребность быть ей опорой и помощником.
4-й этап. Далее дети знакомились со сказками "Хлеб да соль" Алексея Логунова и "Материнская любовь" (корейская сказка). В этих сказках дети встречаются не только с любовью и заботой, нежностью и лаской мамы к своим детям, но и с ее материнской мудростью, жизненным опытом, которые помогают детям вырасти достойными людьми.
- «Вся семья вместе душа на месте»
Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья,
поэтому его воспитание требует от взрослого более высокой культуры и педагогического мастерства.
Технология ознакомления с родословной старших дошкольников
состоит из следующих этапов:
1. овладение педагогами ДОУ основами составления родословной;
2. работа с родителями воспитанников: консультации с рекомендациями по составлению родословной; создание эскизов оформления родословной;
3. разработка семейных проектов «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Образ моей семьи».
4. занятие с детьми, беседы со старшими дошкольниками вне занятий.
Таким образом, прежде чем приступить к работе с детьми старшего дошкольного возраста, педагогам необходимо иметь четкие, научно обоснованные представления о том, что такое родословная. К сожалению, литературы по генеалогии не столь много и тиражи книг невелики, поэтому они малодоступны широкому кругу читателей. Мы предлагаем некоторые материалы, которые помогут воспитателям разобраться в сложных вопросах, связанных с составлением родословной, а также подготовить консультации для родителей воспитанников, основная цель которых - вызвать интерес к составлению родословной, желание изучать историю своей семьи.
Целью является воспитание любви к своим родным, к семье. Задачи, которые приходится решать в процессе этой деятельности, многообразны.
Задачи познавательного характера
• Расширять представление о семье (у нее есть свои история и традиции).
• Формировать представление о родственных отношениях.
• Обогащать словарный запас термина
ми родства.
• Формировать элементарные представления о родословной.
Задачи нравственного воспитания
• Воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи.
• Воспитывать уважение к труду взрослых.
Примерная тематика работы в этом направлении:
Развитие речи. Составление рассказа по картине «Семья» (см. : Семья. Демонстрационный материал для фронтальных занятийI/ Худ. И. Хомутова.); составление рассказов: «Здравствуй мамочка моя!», «Много у бабушки с нами хлопот».
Ознакомление с окружающим миром. "Семейные традиции», «Моя семья».
Лучший в мире папа», «Портрет моей мамы», «Моя семья», «Здравствуй это я!».
Лепка: «Розы в подарок маме», «Мой папа», «Бабушка и дедушка», «Семейный портрет»
АППЛИКАЦИЯ. Выполнение поздравительных открыток к праздникам - Дню защитника отечества и Дню 8 Марта.
Конструирование: Создание детских ДИЗАЙНЕРСКИХ ПРОЕКТОВ (из бумаги и картона)
«Красивая мебель в моем доме», «Мой дом»
Беседы с детьми вне занятий. «Папа может всё что угодно», «В гостях у дедушки с бабушкой», «Кто это такие - родные, друзья, соседи?»
Заучивание стихотворений. Я. Аким. «Моя родня», Т. Бокова. «Папа»; Т. Шорыгина «Дедушка»
Чтение литературных произведений. С. Баруздин. «Мамина работа»; Р. Гамзатов. «Мой дедушка»; В. Драгунский. «Моя сестренка Ксения»; Н. Носов. «И я помогаю»; Э. Мошковская. «Про бабушку»; В. Осеева. «Сыновья».
Рассказывание. В. Сухомлинский. «Моя мама пахнет хлебом»; Ш. Перро. «Красная Шапочка»; Т. Шорыгина. «Родные вещи».
Игры-драматизации по мотивам литературных произведений. Г. Шалаева. «Как вести себя у бабушки и дедушки»; В. Осеева. «Обычная старушка».
Для реализации поставленных задач используется следующие мероприятия:
Совместные праздники, экскурсии, КВН, театрализованные представления, проектная деятельность по теме «Вся семья вместе-душа на месте», родительский клуб.
- «Любимый город»
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Для реализации поставленных задач используется следующие мероприятия: тематические занятия с использованием проектора, экскурсии, беседы, проекты «Наш любимый город», «Памяти военных лет», и. т. д., оформление мини-музеев, совместные мероприятия с библиотекой им. Г. Щукина и т. д.
-«Народное искусство как средство патриотического воспитания дошкольника»
Приобщение к истории и красоте народного быта, знакомство с народной музыкой, с русскими народными сказками, чтение лирики, воспитывающей красоту природы, знакомство с символикой, с народными играми.
Для реализации этого блока используется следующие мероприятия:
Мини-музей «Русская изба», уголок народного декоративно-прикладного искусства. Народные игры, выставки, ежегодное мероприятие «Праздник забытых игр».
Эффекты
Повышение статуса института семьи; осознание необходимости поддерживать семейные традиции.
Повышение эффективности обучения и воспитания дошкольников по патриотическому воспитанию.
Создание и презентация проектов, родительских клубов.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
(В. А. Сухомлинский)