Алиметова Ханума Дадашевна
Методическая разработка НОД «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познание» (ознакомление с окружающим)
в средней группе
подготовила воспитатель
Алиметова Ханума Дадашевна
г. Санкт-Петербург 2018
Публикация «Методическая разработка НОД „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Тема: «Перелётные птицы»
Цель: пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа.
Задачи:
-формировать представления об их внешнем виде и образе жизни
-развитие навыка словообразования;
-активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»;
- обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.
Методы работы : игровые, наглядные, словесные, практические.
Приемы: загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии – сюрпризный момент.
Предварительная работа:
- беседа о перелетных птицах;
- чтение стихов о перелетных птицах;
- наблюдение за птицами во время прогулок;
- разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей теме;
- подбор оборудования, необходимого для занятия.
Ход занятия.
Создание положительного эмоционального настроя, развитие эмпатии, общей моторики, активизация словаря по теме «Перелетные птицы», упражнение в образовании относительных прилагательных, развитие внимания.
Воспитатель: Проверим хорошо ли вы знаете перелетных птиц? Я называю птиц и, если она перелетная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет – стоите спокойно. Внимание! Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи, совы….
Дети поясняют, почему стояли спокойно, когда назывались зимующие птицы.
Ребята, я хочу вас познакомить с перелетными птицами. Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными.
Первая перелетная птица прилетает - грач. (На дуб прикрепляется грач и гнездо с грачатами).
Опишите, какой он.
Дети. Грач крупная птица. Его тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. Клюв и лапы у грачей светлые.
Воспитатель: А теперь загадка:
Без рук без, топора
построена изба…. Что это? Ответ - гнездо.
- Где птицы вьют свои гнезда? Ответы (полные) – птицы вьют гнезда на
деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в
скворечниках).
Птенцов грачей называют грачатами. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно выложено из крупных веток.
Воспитатель. Следующие птицы прилетают – скворцы. Они прилетаю позже, чем грачи. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике.
На березу прикрепляется скворечник и птица скворец.
Воспитатель. Ребята, опишите скворца, какой он.
Дети. Скворцы небольшие. Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Лапы и клюв светлые.
Воспитатель. Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы в скворечник несут тоненькие веточки, травинки, перышки. Скворцы небольшие и гнезда у них небольшие. Птенцы скворцов называются скворчата.
Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.
Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он утверждает, что знает всех перелетных птиц. Давайте это проверим. Загадайте Незнайке загадки, которые вы знаете о перелетных птицах.
Кто эта птица?
1. Гнезда не строит никогда.
Яйцо соседям оставляет
И птенчика не навещает. Кукушка.
После каждой загадки дети объясняют: Как догадались о правильном
ответе? Что нового узнали о перелетной птице?
2. Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома –
Длинношеий, длинноклювый,
Длинноносый, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. Аист.
3. Всех перелетных птиц черней
Он чистит пашню от червей. Грач.
4. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенцов стелю на дно
Мягкую перину. Ласточка.
5. На шесте дворец.
Во дворце – певец. Скворец.
Дети! Вы видите, что Незнайка не очень хорошо знает перелетных птиц. Давайте поможем ему – расскажем об этих удивительных путешественниках. А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным.
Рассказы детей (2 человека - дети по желанию выбирают силуэтную картинку перелетной птицы)
Упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану;
Физминутка «Скворечник».
Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик. (Дети имитируют движения распиливания дощечки).
Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук. (Дети имитирую движения заколачивания гвоздей).
Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам. (Выполняют движения махи руками к себе).
Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там. (Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).
Воспитатель. Еще с юга прилетают ласточки.
На доску вывешивается изображение дома. Под крышу дома прикрепляется картинка гнезда и ласточки.
Опишите, ребята, ласточку, какая она?
Дети. Они небольшие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.
Воспитатель. Они тоже будут строить гнезда, под крышей дома. Ласточка лепит его из комочков глины. Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом, выводит птенцов, а потом выкармливает их мелкими букашками. Птенцов называют ласточата.
Воспитатель. Ребята, вы обратили внимание, что птицы разные, но что у них всех есть?
Дети. Голова, тело, хвост, клюв, лапки и тело покрыто перьями.
Воспитатель. Пока мы с вами говорили о перелетных птицах, проказница Зима, которая не хочет уступать Весне, заморозила птиц и разбила их на части. Помогите пожалуйста отогреть птиц.
Дети из разрезных картинок собирают ласточку, скворца, грача.
Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать.
- Игра «Птичья семья» (упражнение в словообразовании) :
Воспитатель: А теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека. Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых. Придумайте: - Чья вы семья? Кто ты в каждой семье?
Воспитатель помогает дать образец ответа…. Мы семья грачей. Я
грачиха (воспитатель, я грач (ребенок, я грачонок (ребенок).
( Семьи: аисты, скворцы, утки, лебеди).
- Продолжение рассказов детей.
- Упражнение «Закончи предложение»
(упражнение в составлении сложноподчиненных предложений; тренировать память, внимание, мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к природе, ко всем живущим на Земле).
Воспитатель: Незнайке очень понравились все ваши рассказы. Но у него остались еще некоторые вопросы. Поможем ему ответить на них.
- Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов.
- Первыми улетают на юг ласточки, потому что…. они питаются насекомыми.
- Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…. водоемы долго не замерзают и дают им пищу.
- Все люди любят слушать соловья, потому что…. он замечательно поет.
- Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…. птицы их уничтожают.
- Птиц нужно любить и охранять, потому что…. они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т. д.)
-Подведение итогов занятия:
Воспитатель. А сейчас, ребята, мы с вами произнесем весеннюю закличку, чтобы прогнать Зиму и вернуть Весну. (Дети произносят закличку).
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Ребята Незнайке очень понравилось у вас на занятии. Он теперь как и вы многое знает о перелетных птицах. Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?