Марина Николаевна Богданова
Методическая разработка «Волшебный пластилин» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для детей 5–6 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Боханский детский сад №2»
Методическая разработка
Тема: «Волшебный пластилин»
для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
Составила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Богданова Марина
Николаевна
п. Бохан, 2021 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи разработки
3. Содержание методической части.
Публикация «Методическая разработка „Волшебный пластилин“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
4. Содержание программы
5. Актуальность
6. Перспективный план на 2020-2021 год
7. Методическое обеспечение
8. Мониторинг
9. Виды и техника пластилинографии
10. Описание методов и приемов работы с пластилином
11. Выводы
12. Список литературы
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
А умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов
Пояснительная записка
Актуальность проведения более глубокой направленности по овладению детьми старшего дошкольного возраста нетрадиционной художественной техники рисования пластилинография, обусловлено с введением ФГОС ДО, где заложена задача, которая направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развитием способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром. Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает. Особенно детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Особое значение для развития способностей к изобразительной деятельности имеет формирование, прежде всего восприятия предметов и явлений окружающего мира. Многие исследователи такие как: Б. Г. Ананьев, Т. В. Лаврентьева, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др. убедительно доказывают, что детское восприятие индивидуально. Все особенности тесно связаны, прежде всего, с индивидуальным сенсорным опытом детей. Собственный опыт работы по обучению детей среднего дошкольного возраста (4-5 года) рисовать пластилином показал, что такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций и позволяет развивать детское восприятие и изобразительное творчество. Старшая группа детского сада – идеальная возрастная категория для групповых занятий пластилинографией.
Пластилинография – нетрадиционная художественная техника. Основной материал здесь – конечно пластилин, руки ребенка, цветной картон, фантазия и хорошее настроение. Таким образом, старшие дошкольники в мягкой и уютной атмосфере совместного творчества получают важные знания и навыки, опыт настоящего творчества, который в дальнейшем будут использовать как в школе, так и в любой области труда.
Пластилинография - это рисование пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.
Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, пластилинография развивает творческие способности и мелкую моторику. Процесс лепки помогает ребенку выразить эмоции, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию).Создавая изображение с помощью пластилинографии, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму. Пластилинография также развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ.
Методическая разработка «Волшебный пластилин» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, будет полезна воспитателям и родителям, которые всерьёз заинтересованы развитием и образованием своих детей.
Цель разработки - развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие: учить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира, формировать эстетическое отношение к ним, учить детей работать с пластилином : правильно раскатывать колбаски и шарики, сплющивать из шариков блинчики, сцеплять изображения между собой, закреплять на картонной основе.
Развивающие: развивать в детях чувство композиции, чувство цвета, развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений, речь, логическое мышление, творческие способности.
Воспитывающие: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, взаимодействие в детском коллективе, сотворчеству,
Актуальность
Актуальность разработки «Волшебный пластилин» заключена в том, что ребенок учится познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, единство человека и природы, расширяя возможности изобразительной деятельности детей.
Особенностью данной разработки является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией, в которых учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей подготовительного возраста.
Данная работа направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. Ведь на данный момент ребенок недостаточно подготовлен к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук. В ходе проведения занятий по данной тематике активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной разработки
Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей;
• Развивать мелкую моторику, глазомер;
• Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца
Возраст детей, участвующих в кружковой деятельности 5-7лет. Срок реализации программы 2 года. НОД проводятся в течение учебного года 1раза в две недели, во второй половине дня, длительность НОД в средней группе -20минут, старшей группе - 25 минут
. Форма проведения НОД – традиционная. Образовательная деятельность содержит много познавательной информации, насыщена играми, игровыми ситуациями, физкультминутками.
В итоге работы планируется оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, отчета о проделанной работе.
Показатели развития
К концу 2 года ребенок:
Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы;
Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;
Вырабатывать усидчивость;
Развивает мелкую моторику пальцев
Сохраняет интерес к занятию.
У ребенка, занимающегося пластилинографией, развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Такое построение занятий кружка ” Волшебный пластилин” способствует более успешному освоению образовательной программы. В результате дети:
-Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
-В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
-Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
-Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Программа работы кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда
процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Принципы и подходы к формированию разработки
- Принцип амплификации детского развития;
- Принцип активности субъекта в процессе развития;
-Принцип развивающего образования;
- Принцип зоны ближайшего развития.
Планируемые ожидаемые образовательные результаты
Представленные в программе подходы позволяют наметить к концу года следующие результаты у детей :
- развитие саморегуляции;
- развитие навыков и умений трудовой деятельности (самообслуживание);
-развитие инициативности;
- развитие познавательной активности;
-развитие творческого воображения;
- развитие навыкам продуктивной коммуникации со взрослыми и сверстниками;
- развитие координации движений рук, ловкости;
- развитие мелкой моторики;
- развитие творческих способностей, художественному вкусу.
Форма образовательной деятельности
- выставка детских работ «Волшебный пластилин»
- презентация работ «Мы рисуем пластилином»;
- буклет для родителей и педагогов «Пластилинография для ребят»;
-консультация для родителей: «Развитие у старших дошкольников художественных способностей в пластилинографии»»;
-проектная деятельность «Волшебный пластилин»;
- участие детей во всероссийских конкурсах;
- распространение педагогического опыта на педагогическом сайте «Талант педагога»
Образовательная деятельность
Виды и техники пластилинографии.
Виды нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии :
- прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности;
- обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с
обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);
- контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с
использованием «жгутиков»;
- многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;
- модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;
- мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;
- фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Особенности используемого материала
Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:
• долго лежавший пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;
• в состав пластилина входят жировые компоненты, по этому на бумажной основе со временем появляются жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
2. При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.
3. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Так же возможно использование в качестве основы для работы пластиковых поверхностей. Контуры в данном случае выполняют обычным фломастером, который так же без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом.
4. Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность сделанной композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становится более прочным и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
5. На рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.
6. Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей.
Занятия проводятся с группой детей в количестве 10 человек.
Форма организации:
- Интегрированные занятия
Структура занятий:
1. Беседа.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Изготовление картины.
4. Анализ работы.
Методы : Наглядный, практический, словесный.