Папки-передвижки

Конспект урока по развитию речи «Сочинение по картине И. Аристова «Спасение знамени» в 6 классе

Феоктистова Лариса Михайловна
Конспект урока по развитию речи «Сочинение по картине И. Аристова «Спасение знамени» в 6 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации.

Сочинение по картине И. Аристова «Спасение знамени» в общей системе развития речи и овладения типом речи описание занимает определенное место. Оно проводится на заключительном этапе совершенствования умения, когда от учащихся требуется описать изображенное на картине, органически включив это описание в повествование, подчинив его основной мысли сочинения. Важно обнаружить, понимают ли учащиеся, что описание (в данном случае помещения) помогает раскрыть замысел автора.

Публикация «Конспект урока по развитию речи „Сочинение по картине И, Аристова „Спасение знамени“ в 6 классе» размещена в разделах

Повторное осмысление материала придает большую прочность знаниям. Организуя работу учащихся на уроках закрепления, учитель должен опираться на общедидактическое правило: изучение знакомого содержания должно идти по новым источникам, тем, которые ранее на уроках не использовались. Новым в рассматриваемом уроке будет обращение к теме Великой Отечественной войны, к судьбам детей, которые принимали самое активное участие в борьбе с фашизмом (эта тема актуальна всегда, особенно в 2011, так как это год 70-летия трагической даты начала войны); знакомство с творчеством художника И. Аристова, с историей детской организации.

Цели урока : - отработка умения владеть типом речи описание, которое должно стать неотъемлемой частью повествования, помочь раскрыть замысел художника;

-формирование умения редактировать текст.

Задачи урока : - воспитание чувства патриотизма на примерах беззаветного служения своей Родине во время Великой Отечественной войны, верности её символам.

Ход урока.

I. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: -Сегодня на уроке мы должны описать картину И. Аристова «Спасение знамени».

Постарайтесь сами определить задачи предстоящей работы.

Ответы учеников выстраивают цепочку последовательных действий:

1) Рассмотреть репродукцию картины И. Аристова «Спасение знамени».

2) Определить основную мысль сочинения.

3) Собрать необходимые материалы к нему.

4) Составить план сочинения.

5) Подобрать синонимы.

6)Уточнить, в какой форме будет строиться высказывание.

II .Собирание необходимых материалов для сочинения.

1. Выступление ученицы о Государственном флаге нашей страны, его истории.

Государственный флаг, как написано в Законе о Государственном флаге РФ, является официальным государственным символом (предмет, служащий условным знаком чего-нибудь, например: голубь- символ мира) Российской Федерации. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос белого (верхняя, синего (средняя) и красная (нижняя). (Показ). Традиция трехцветного флага пошла от Петра I. Красный цвет символизировал храбрость, удаль, красоту. Синий означал величие, ясность. Белый - цвет чистоты и святости.

С 1918 года флаг России был красного цвета.

21 августа 1991 года Государственный флаг России вновь стал трёхцветным. Этот день отмечается как День российского флага.

В 2000 году к Государственному флагу России приравнено и красное Знамя Победы. Красный цвет – цвет знамени Вооружённых сил нашей страны, цвет крови, пролитой миллионами простых людей всего мира в борьбе за свою свободу и счастье.

У всех стран мира есть свои государственные флаги. Существуют флаги и у некоторых организаций (ООН, Красного Креста, Олимпийского комитета). (Показ).

Флаг Международного Флаг ООН Флаг Олимпийского

комитета Красного Креста комитета

Государственный флаг – символ суверенитета страны. При торжественном подъёме или выносе флага ему отдают воинские почести, все присутствующие встают.

Учитель: - Сегодня к нам пришла Дергачёва Нина Николаевна, учитель нашей школы, работающая в начале своего трудового пути пионервожатой, а сейчас она на заслуженном отдыхе. Она нас познакомит с организацией школьников, действующей в то время, когда была написана картина, и почти до конца 20 века.

2. Рассказ Нины Николаевны о пионерской организации.

Организация школьников называлась пионерской, а школьники - пионерами (что обозначало первый, идущий впереди). Каждая пионерская дружина имеет пионерское знамя – символ чести и сплочённости юных пионеров, их беззаветной преданности нашей Родине. Знамя дружины хранилось в пионерской комнате, его выносили на все сборы дружины, слёты, праздники, демонстрации и парады. В пионерской комнате, кроме знамени, хранились другие атрибуты (необходимый, постоянный признак, принадлежность) : горн, барабан. В истории пионерского движения сохранилась память о пионерах-героях, доказавших свою верность красному знамени. Вот их имена: Володя Безымянный, Маня Голофаева, Витя Ермаков, Вася Коробко, Костя Кравчук, Володя Кудышев, Нина Фарафонова.

3. Сообщение ученика о пионере-герое Косте Кравчуке.

В сентябре 1941 года в дни ожесточённых боёв за Киев десятилетний Костя Кравчук заметил на улице двух тяжелораненых красноармейцев. Теряя последние силы, бойцы передали мальчику два полковых знамени и сказали : «Спрячь и сохрани до прихода наших». Рискуя своей жизнью и жизнью близких, юный патриот бережно хранил знамена в страшные дни немецкой оккупации. Когда наши солдаты подходили к Киеву, фашисты схватили Костю…

Может быть, о Косте, а может быть, и о других таких же смельчаках написал поэт:

Упрямо

Третий час дознанье

Ведёт фашистский офицер.

- Скажи, мальчишка,

Где же знамя?

Скажи, и ты пойдёшь домой!-

Но тот опять

Твердил: «Не знаю»-

И на окно смотрел с тоской.

Косте удалось бежать от немцев в тот момент, когда они собирались угнать его в Германию. Он добрался до родного города, который был уже освобождён Советской Армией. Костя передал знамёна коменданту. За свой подвиг 1 июня 1944 года Костя Кравчук был награждён орденом Красного Знамени. Знамёна, спасённые отважным патриотом, хранятся в Центральном музее Вооружённых сил.

4. Рассказ учителя.

Мане Голофаевой из города Добруша едва минуло одиннадцать лет, когда ей довелось совершить свой подвиг – спасти пионерское знамя. Об этом она рассказала в книге «Никогда не забудем». Вот небольшой отрывок из этой книги:

До войны я часто посещала пионерский клуб. Как красиво было в нём! На стенах висели картины и плакаты. В отдельной комнате собраны рисунки, вышитые вещи. На сцене ставились постановки. Мне хотелось посмотреть, что представляет собой теперь клуб. Я оделась, и ничего не сказав маме, вышла из хаты. В клубе я увидела своих подруг. Мы бродили по комнатам. Немцев не было.

В одной из комнат я увидела поломанные столы, разбросанные книги, портреты. В углу заметила красный свёрток. Развернула его – это было пионерское знамя, то знамя, которое когда-то хранилось на самом почётном месте в клубе.

Всю войну Маня прятала знамя, а когда война закончилась, отец отважной пионерки сделал древко, покрасил в красный цвет, прикрепил знамя. Маня с гордостью несла стяг и вернула на прежнее почётное место.

(Учитель знакомит с выставкой книг, раскрывающих данную тему.)

5. Знакомство с творчеством И. Аристова.

Подвиги юных героев-пионеров вдохновили художника И. Аристова. Им посвятил он картину «Спасение знамени».

Иван Николаевич Аристов родился 20 января 1917 года в селе Красный Яр Астраханской губернии. С 1934 по 1938 год учился в Астраханском художественном училище. Ему принадлежит ряд картин, находящихся в настоящее время в художественных галереях нашей страны: «Спасение знамени» (1950, Пермская художественная галерея, «Два детства» (1953, Серпуховский историко-художественный музей) и другие.

Иван Николаевич не раз обращался к теме Великой Отечественной войны, героями его картин во многих случаях были дети.

III. Анализ картины.

Учитель: -Каков сюжет картины?

Ученик: - Сюжет картины прост… Два мальчика и девочка, покидая родной город, несмотря на опасность, приходят в свою школу, в пионерскую комнату, чтобы спасти пионерское знамя. Они не хотят, чтобы красное знамя попало в руки врага…

Учитель: - Можно ли представить себе, что предшествовало событиям, изображенным на картине, и что последует за ними?

Ученик: - Зима 1942 года… Немцы еще наступают… Жители небольшого города покинули родные места, они ушли, почти ничего не взяв с собой… В пионерской комнате тоже все сохранилось, как было раньше каждый день… Лежит на полу ковер… На стене висит газета… Изображены такие привычные пионерские атрибуты: знамя, горн, барабан… Все говорит о том, что люди ушли отсюда неожиданно, что они до последней минуты продолжали жить своей обычной жизнью, несмотря на войну, бомбежки (чтобы во время налетов вражеских самолетов, обстрелов не рассыпались стекла, окна заклеили бумажными полосами…

Учитель: - Какие детали в описании помещения подчеркивают мысли о том, что жители города ушли внезапно?

Ученик: - Беспорядок в пионерской комнате: несколько листков бумаги на полу, висит на одном гвозде газета… сдвинуты со своего места мебель, скатерть…

Учитель: - Какое настроение создают эти детали?

Ученик: - Они создают тревожное настроение, подчеркивают опасность, подстерегавшую юных героев…

Учитель: - Почему автор картины только обозначил газету, плакат? Почему он не нарисовал более четко, что изображено на плакате, название газеты?.

Ученик: - Художник не хочет отвлекать внимание зрителя; да и герои этой картины в данное мгновение ничего не видят вокруг себя от напряженного волнения. Но изображение обстановки комнаты (интерьер) играет важную роль в картине : оно создает определенное настроение, подчеркивает значительность происходящего.

Учитель: - Почему художник выбрал именно таких героев? Что он хотел этим сказать?

Ученик: - Художник хотел показать единство нашего народа в борьбе с врагами, в которой принимали участие даже дети…

В центре картины – худенький мальчик-подросток, вся его фигура выражает глубокое внутреннее напряжение, готовность, если понадобиться, отдать жизнь за пионерское знамя. Он смотрит, так же как и девочка, в окно. Возможно, остались считанные минуты до появления врага… Другой мальчик, опустившись на колено, деловито привязывает знамя, чтобы оно не соскользнуло, не упало, не потерялось.

Учитель: - Какие черты характера яснее всего в этот момент?

Ученик: - Сила воли, отвага, решительность…

Учитель: - Каким настроением проникнута картина?

Ученик: - Картина говорит о том, что юные герои переживают один из самых значительных моментов в своей жизни. Они охвачены чувством огромной любви к своей Родине и ненависти к врагу.

Учитель: - Какой же можно сделать вывод?

Ученик: - Художник передаёт драматическое напряжение подвига просто и вдохновенно, так же как и образы подростков, решивших любой ценой спасти от фашистов своё пионерское знамя. Аристов помогает зрительно увидеть один из героических эпизодов Великой Отечественной войны.

Учитель: - Что последует за изображёнными событиями?

Ученики предлагают варианты.

IV. Анализ ученического сочинения по картине И. Аристова «Спасение знамени». (У каждого ученика текст на парте).

«Это было в суровые годы Великой Отечественной войны в одном из селений. Недалеко от села находились немецкие войска. Они могли подойти к селу. Жители эвакуировались.

И трое ребят перед уходом пошли попрощаться со школой. В любимой школе им было всё привычно. Войдя в пионерскую комнату, они увидели стоящее в углу знамя. Один из мальчиков воскликнул: «Ребята, неужели мы уйдём, а знамя оставим на растерзание фашистам? Нет!» Тут Коля быстро снял рубашку и попросил: «Миша, помоги мне спрятать знамя».

Миша стал на колени и стал обматывать знамя вокруг Коли. Катя стояла у окна и смотрела на улицу, не пришли ли немцы.

Смелые, мужественные пионеры спасли знамя, рискуя своей жизнью. Они спасли символ чести, символ гордости. В комнате большой беспорядок, плакат был сорван, листы бумаги валялись на полу, горн и барабан лежали на столе, окна крест-накрест заклеены, на стене висит плакат с изображением советского бойца и фашиста.

Спрятав знамя, ребята ушли к партизанам».

Учитель: - Выскажите своё мнение о сочинении. Насколько удалось автору описание помещения? Помогает ли оно раскрыть замысел художника?

Ученик: - Описание помещения не выполняет своей роли в сочинении : оно не связано с рассказом о подвиге пионеров, не помогает глубже понять основную мысль сочинения, неудачно расположено композиционно.

(Учащиеся вносят необходимые изменения, в том числе исправляют речевые неточности - «обматывает знамя вокруг Коли», неоправданное употребление временных форм валялись, лежали, заклеены, висит и др.).

V. Обдумывание замысла сочинения : определение темы, основной мысли, составление плана.

План.

I. Пионеры – главные герои картины.

II. Спасение знамени.

1) В пионерской комнате.

2) Только бы успеть!

III. Знамя спасено!

VI .Языковая подготовительная работа.

1) Объяснить правописание слов: Великая Отечественная война, Советская Армия, борьба, эвакуация; враги, фашисты, оккупанты, захватчики.

2) Анализ синонимов, которые можно использовать в сочинении.

а) Знамя, стяг, флаг

(выделенные слова наиболее уместны в этом сочинении).

б) алый, красный, кумачовый.

в) смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный.

г) спасти, выручить, избавить.

д) прятать, скрывать, укрывать, таить.

3) Определить лексическое значение слов символ, риск, рисковать, атрибуты и другие. Привести примеры использования их в речи.

VII. Письмо сочинения по картине И. Аристова «Спасение знамени».

VIII. Подведение итогов урока.

Список литературы.

1. Дети-герои / М. «Молодая гвардия», 1962

2. Никогда не забудем / М. Голофаева, Минск, 1972

3. Обществознание / Боголюбов, М. «Просвещение», 2009, стр. 168-170.

4. Подвиги юных / Жариков А. / М. «Молодая гвардия», 1965

5. Ресурсы интернета.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. "Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке» НОД в средней группе по развитию речи "Составление рассказа по картине "Прогулка по осеннему парку". Цель: учить детей составлять небольшой.

Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПРКонспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект открытой НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Рассказывание по картине «Кошка с котятами»Конспект открытой НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Программное содержание: Составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине. Закрепить знания детей о внешнем виде кошки Вовлекать.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине» Цель. Расширить представления детей о жанрах изобразительного искусства. Программное содержание. Образовательные, развивающие, воспитательные.

Презентация к уроку русского языка в 9 классе «Сочинение по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелёвка» Николай Михайлович Ромадин родился 6 (19) мая 1903 года в Самаре в семье железнодорожного служащего. В 1922 году он поступил в Самарский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по развитию речи «Сочинение по картине И. Аристова «Спасение знамени» в 6 классе
Опубликовано: 15 июня 2022 в 14:25
+186Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по развитию речи «Сочинение по картине И. Аристова «Спасение знамени» в 6 классе» (включая файлы) размещена пользователем Феоктистова Лариса Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 86.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД