Сапронова Светлана
Методическая разработка урока по теме: «Политика «гласности» в СССР и ее последствия».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Политика «гласности» в СССР и ее последствия».Цели и планируемые результаты.
Цели:
Образовательные:
Сформировать у обучающихся представление о развитии гласности и демократии в СССР, как об одном из направлений перестройки. Рассмотреть проявление гласности в разных сферах общественной жизни. Изучить итоги проявления гласности советском обществе.
Развивающие:
Публикация «Методическая разработка урока по теме: „Политика „гласности“ в СССР и ее последствия“,» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Продолжить формировать навыки аналитического мышления. Продолжить развивать навыки работы с текстом учебника, выделять главную информацию,
навыки работы с дополнительной информацией, включающие анализ информации, выделение главного и представление в виде схемы. Уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения
Воспитательные:
Воспитывать чувство гражданской ответственности у обучающихся. Продолжать воспитывать чувство к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей
Планируемые результаты.
Предметные:
Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике
Личностные:
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Метапредметные:
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
Технологии обучения.
Технология критического мышления
Тип и цель урока
- урок-практикум.
Ход урока.
Приветствует, проверяет отсутствующих, проверяет готовность класса. Называют отсутствующих. Проверяют готовность к занятию.
Стадия вызова – создание мотивации
Преподаватель: На нескольких уроках мы с вами рассматривали влияние перестройки на политическую, экономическую, социальную жизнь советского общества и внешнюю политику государства. Какая сфера осталась нами неизученной?
Учащиеся: Это – духовная сфера.
Преподаватель: Наряду с экономикой также отставала как духовная, так и культурная жизнь страны. И если в экономике перестройка началась с постановки задач “ускорения” социально–экономического развития, то в духовной и политической сфере ее лейтмотивом стала «гласность».
Преподаватель: - Как вы понимаете слово «гласность»?
(прием «Корзина идей»)
Класс разбивается на 4 группы.
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Гласность – это …
- … свобода
- … правда
- … критика
- … перемены.
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
На данном этапе идет просто сбор информации.
Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из «корзины» должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных.
Стадия осмысления
Преподаватель: Сформулируйте цель урока
Учащиеся: Узнать о политике гласности : в чём она проявлялась и какие последствия для общества имела.
Преподаватель: Как вы думаете, до 1985 года, до перестройки этот термин использовалось?
В истории нашей страны это слово не новое. Как политический термин, слово «гласность» впервые стало использоваться в России в конце 1850-х гг. обозначая ослабление цензурного контроля за периодической печатью, а позже также открытость в принятии решений и процессе работы некоторых органов власти — прежде всего судов, в рамках судебной реформы Александра II.
Преподаватель: На столах перед вами лежат фрагменты документов. Прочтите, какое значение имеет термин «гласность» (1 обучающийся читает вслух).
Преподаватель:
Гласность — политический термин, обозначающий политику максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. В узком смысле, в современном словоупотреблении, основной компонент политики перестройки, проводимый М. С. Горбачёвым во второй половине 1980-х в СССР и заключавшийся в существенном ослаблении цензуры и снятии существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров.
- Как вы думаете, почему в СССР началась политика «гласности»?
Класс продолжает работать по группам, каждая группа получает листок с заданием и указанием страницы учебника для чтения.
(работа в группах, приём «Фишбоун»)
Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление обущающихся.
После 15 мин работы в группах озвучиваются результаты обсуждения.
Вопросы для обсуждения.
1. Что такое «гласность»? Чем она отличается от свободы слова?
2. В чем вы видите главные причины развития «гласности» в годы перестройки?
3. Дайте оценку итогов политики «гласности» в годы перестройки.
4. Какие издержки несла в себе реализация курса на развитие «гласности»?
Стадия рефлексии.
На этапе рефлексии снова обращаемся к «Корзине идей», чтобы подвести итог урока.
«Три М»
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Оценивание работы на уроке на основе самооценок групп (по вкладу каждого в работу группы)
Домашнее задание.
Провести мини-исследование на основе интервью со старшими членами семьи о перестройке и их отношении к событиям этого периода.
Список литературы
Основные источники:
История : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 15-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 448 с.
Дополнительные источники:
Кириллов В. В. Отечественная история XX – начала XXI века в схемах, таблицах и диаграммах. – М., 2003. – 64с.
Россия, которую мы не знали: 1939 – 1993. Хрестоматия/Под ред. проф. М. Е. Главацкого. – Челябинск, 1995.
Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985-1991: от Горбачева до Путина. М., 2001.
Уколова И. Е., Кацва Л. А. СССР в годы перестройки : Эксперимент. Учебное пособие. М., 1998.