Надежда Ижболдина
Методическая разработка воспитательного мероприятия для студентов СПО в формате Урока дружбы «Толерантность — путь к миру»
▼ Скачать + Заказать документы
Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение
Удмуртской Республики
«Сарапульский политехнологический техникум»
Методическая разработка
Урок дружбы : «Толерантность - путь к миру!»
(воспитательное мероприятие)
Выполнила воспитатель общежития :
Ижболдина Надежда Александровна
г. Сарапул, 2020г
Аннотация.
Публикация «Методическая разработка воспитательного мероприятия для студентов СПО в формате Урока дружбы „Толерантность — путь к миру“» размещена в разделах
- День толерантности. Сценарии
- Дружба. Учимся дружить
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Темочки
Методическая разработка : «Толерантность – путь к миру!» – внеклассное мероприятие, приуроченное к Международному дню толерантности, который отмечается 16 ноября и проводится в инсценированной познавательно-игровой форме.
Данная методическая разработка представляет собой воспитательное мероприятие по формированию толерантной мировоззренческой позиции к себе и окружающему миру у подростков возрастной категории от 15 до 20 лет.
Материал методической разработки может представлять интерес для педагогов средних профессиональных организаций, с целью проведения тематических классных часов, диспутов, бесед, круглых столов.
Автор: Ижболдина Надежда Александровна
воспитатель общежития БПОУ УР «СПТ»
Оглавление
1. Пояснительная записка…. … 4
2. Ход мероприятия
2.1. Вступление воспитателя… 6
2.2. Историческая справка… 7
2.1 Просмотр видеофильма «Холокост – беспощадное уничтожение»
3. Практическая часть… 8
4. Заключение… 13
5. Информационные ресурсы …. 14
6. Приложение… 15
Пояснительная записка
Тема: «Толерантность – путь к миру!»
Цель воспитательного мероприятия : формирование у подростков потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Задачи:
- формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре
- воспитание у подростков миролюбия
- развитие навыков культурной, позитивной формы общения
- ознакомление с традициями и обычаями представителей разных конфессий и национальностей, развитие способности к адекватному взаимодействию
- формирование негативного отношения к насилию и агрессии.
Форма проведения : диалог с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами, беседа-размышление, показ видеофильма.
Средства: ноутбук, проектор, экран, видеофильм.
Возраст обучающихся: 15-20 лет
Толерантность является основой демократии и прав человека. Сегодня в современном обществе все чаще стало проявляться неуважение друг к другу, люди стали предвзято относится к чужой религии и обычаям.
На пороге XXI века проблема толерантности приобрела особую актуальность в связи с процессом глобализации, сталкивающей цивилизационные, религиозные, национальные и этнические идентичности различных культур и народов. Поэтому на сегодняшний день весьма актуальным является, формирование толерантного сознания у людей, объединенных в рамках социокультурной общности.
Толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания.
Толерантность - это не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон. Толерантность – не уступка, снисхождение или притворство, а, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
В студенческой среде проблема толерантности – наиболее яркий пример, так как, начиная учиться в колледже, техникуме или университете, молодежь сталкивается с большим количеством людей разной национальности, с другой верой, культурой и взглядами на жизнь [2]. Период подходящий для формирования толерантности, это студенчество ему способствуют : внимание к вопросам собственной культурной идентичности, образ жизни других людей, определение собственной позиции в отношениях между людьми, стремление заявить свое мнение по многим актуальным проблемам, развитие рефлексии и чувства ответственности перед социумом.
Студенчеству, составляющему молодёжную элиту сегодня, предстоит завтра работать над формированием общественных, в том числе и межнациональных, отношений[1].
Поэтому, необходимо признать, что наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой молодёжи является студенчество. Учащаяся молодёжь во многом определяет будущее российского общества. Оно демонстрирует развитие личностного потенциала, профессионализма и возможностей в решении задач любого государственного уровня.
Поэтому наиболее актуальным становится работа по распространению идей толерантности среди студенчества, как наиболее активной социальной группой, призванной в дальнейшем устанавливать диалогические связи между разными народами, культурами [1]
Ход мероприятия
Выступление воспитателя : Наше мероприятие посвящено одной из важнейших тем воспитания-толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Обучающийся: Доброта и толерантность спасёт мир.
Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХI веке?
Ведь говорят, что стали мы и злей и черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Историческая справка.
На рубеже 18-19 веков во Франции жил князь Талейран Перигор, князь
Беневентинский, который при смене правительства всегда назначался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроение окружающих, уважать их, решать проблемы, находить различные оптимальные выходы из сложившейся ситуации. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.
В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает терпение.
Понятие толерантности, хотя и отождествляется с понятием терпения,
имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, не естественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорная, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
По словам В. А. Сухомлинского, воспитание толерантности заключается в воспитании способности «…быть терпимым к мелким недостаткам людей, если эти недостатки не представляют собой общественной опасности, а затрагивают лишь. собственные интересы».
Просмотр видеофильма «Холокост – беспощадное уничтожение»
Самым жестоким и беспощадным примером интолерантности 20 века является холокост.
Холокост, холокауст (англ. Holocaust, от греч. hol kaustos — сожжённый целиком, гибель значительной части еврейского населения Европы (свыше 6 млн. человек, свыше 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933—1945гг. Другое название — Катастрофа (Шоа).
Холокост по размеру, качеству и смыслу причинённых страданий — уникальное явление в человеческой истории, и никакие другие массовые
истребления людей не могут с ним сравниться: они или не столь масштабны, или непреднамеренны, или не были направлены на истребление целых этносов.
Помимо евреев в концлагеря попадали солдаты Красной Армии и мирное население на оккупированных территориях, пленённые фашистами.
Вина за Холокост лежит на всех: нацистах Германии, её союзниках, нейтральных и воевавших с Германией государствах.
Основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости:
Нацизм – крайняя форма экстримизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм).
Национализм – форма национального самопознания.
Ксенофобия – любая постоянная боязнь (ненависть) к иностранцам.
Дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признаку.
Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.
Расизм – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая своей целью угнетение представителей одной расы над другой.
Вывод: Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.
По фашисткой Германии прокатилась волна еврейских погромов, получивших название «Хрустальная ночь». Те страшные события положили начало Холокосту- одному из самых кошмарных преступлений против толерантности в истории человечества. В память об этом в 1996г ООН провозгласила 16 ноября - Международным днём терпимости.
27 января – Международный день памяти жертв Холокоста.
Международные соглашения,
в которых раскрываются основные понятия и принципы толерантности.
- Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО
- Всеобщая декларация прав человека
- Международный пакет о гражданских и политических правах
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании
- Конвенция о правах ребёнка
- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений
- Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам.
Практическая часть.
Ведущий: Легенда
Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно было ей жить на свете без подружки. И обратилась она к 100-летнему седому старцу:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы дружила я с ней до конца отпущенных мне Богом дней. Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра раненько утром, когда только запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве.
Утром, когда тёплое солнышко только встало, пришла Любовь в условленное место. Пришла и увидела пять девушек, одна краше другой.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут - Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь, - не знаю, кого выбрать…
Твоя правда, ответил волшебник, они все хороши. Ты в жизни встретишься с ними. Может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе, стала внимательно рассматривать. Задумалась Любовь.
Останавливается чтение и задаё тся вопрос: - А кого бы выбрали вы? Подростки дают свои варианты.
Качества, которые выбирают дети
Кол-во человек
РАДОСТЬ 5
УДАЧА 7
ПЕЧАЛЬ 0
КРАСОТА 3
ДОБРОТА 9
Обучающиеся определились и каждый выбрал то качество которое ближе ему. Им предложено обсудить свой выбор и привести доводы в пользу выбранного качества.
После обсуждения ведущий дочитывает конец легенды:
- Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Воспитатель : Почему же Любовь выбрала Доброту?
А вы всех ли выслушали? Были ли вы толерантны по отношению к соседу по столу? Как чувствовали себя? (В ходе обсуждения затронуты вопросы внимания друг к другу, тактичности, проявления доброты и терпимости по отношению друг к другу. Не у всех получается, но мы к этому будем стремиться).
Ведущий: Упражнение «Перейти реку»
Цель: дать возможность участникам почувствовать себя «белой вороной». Или же, наоборот, ощутить себя «в компании», таким образом, смягчить грань «мы - они».
Задание: давайте представим, что вы все стоите на одном берегу реки. Прямо перед вами - вода. Ширина реки приблизительно метр. Сейчас я буду зачитывать утверждения, и если кто-то из вас поймет, что это утверждение про него, переходит на другой «берег» реки, встает там лицом к группе и стоит до тех пор, пока я не скажу слово «следующее». Потом Вы возвращаетесь на «берег для всех» и слушаете новое утверждение. Если Вы не хотите афишировать свой ответ на какой-то вопрос, просто стойте на месте. Старайтесь быть откровенными, но не делайте то, что Вам крайне неприятно. Начнём.
Список утверждений:
1. У кого плохое зрение
2. Кто приехал из деревни
3. У кого голубые глаза
4. Кто бывал на приёме у психиатра
5. Кто из вас натуральная блондинка (блондин)
6. Кто любит носить джинсы
7. Когда-нибудь брал чужую вещь
8. По национальности не русский
9. Переболевший инфекционным заболеванием
10. Те, кто хотя бы раз был избит
11. Получал двойки
12. Кто переживал о ссоре
13. Кого предавали близкие люди
Воспитатель :
Обобщение. Как Вы себя чувствуете? Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями. Если в упражнении была хоть одна фраза, на которую Вы могли выйти, но не захотели, значит, это тот факт, по которому Вы или другие люди боятся быть стигматизированными.
Стигма (греч. stigma — укол, клеймо, пятно, в Древней Греции метка или клеймо на теле раба или преступника.
Обсуждение: почему происходит так, что люди унижают других по этим параметрам и по множеству других? Каждый из нас может оказаться в невыгодном положении относительно других, и это вызовет определённое отношение к нам? Что чувствуют люди, которые в силу обстоятельств жизни
оказались «по ту сторону реки». Мы должны проявлять толерантность к людям, как способность сопереживать. В психологии такая способность называется эмпатией.
Воспитатель : - А теперь, мы с вами давайте посадим и вырастим дерево толерантности.
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наше общежитие - ваш дом, стали пространством толерантности.
Листочки приклеиваются на дерево.
Примерные надписи:
1. Надо всех любить и уважать.
2. Сохранять в чистоте нашу школу и наш дом
3. Понимать друг друга.
4. Научиться прощать.
5. Защищать друг друга, членов своей семьи.
6. Быть терпимыми.
7. Уважать пожилых людей.
8. Уметь слышать и слушать.
9. Уметь дать совет, выслушать совет другого.
10. Прислушиваться к мнению старших.
11. Не повышать голос друг на друга.
12. Быть милосердными.
13. Сострадать всем.
14. Принимать людей такими, какими они есть.
15. Быть толерантным.
16. Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
17. Уважать права другого человека.
18. Сотрудничать с родителями, гордиться ими.
В заключении я предлагаю попробовать изобразить международного символа толерантности. Существует два таких символа.
Заключение.
В мероприятии рассмотрены понятия толерантность. Обучающихся ознакомили с историей, как на протяжении веков трактовали это понятие, вспомнили исторические события, являющиеся примером интолерантности. Обсудили в каких сферах деятельности мы сталкиваемся с толерантностью. Практическая часть в виде игр и упражнений, различных жизненных ситуаций была направлена на то, чтобы каждый прочувствовал, имеет ли он такое качество личности, как толерантность.
Мероприятия по пропаганде миролюбия, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, профилактике агрессии и экстремизма, проводимые в учебной и внеучебной деятельности необходимы, помогут сформировать определённый уровень правовой культуры, осознать себя и своё место в обществе, не нанося при этом вреда и не ущемляя права других людей.
Информационные ресурсы
1. Асташов Н. А. Проблема воспитания толерантности в образовательных учреждениях // Толерантное сознание и создание толерантных отношений. – М., 2013. – 77-78 с.
2. Клесова С. В. Воспитание толерантности у студенческой молодёжи // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 357-359. — URL https://moluch.ru/archive/39/4680/ ( дата обращения: 03.03.2019).
3. Молчанова К. С. Толерантность в среде студенческой молодежи// Молодежный вестник ИрГТУ. —2016.—№4. — С. 27-28
4. Тюляева Т. И. Молодежь в современном обществе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. - N 10. - С. 63-
Интернет-источники:
• https://www.docme.ru/doc/18394/klassnyj-chas--uroki-dobroty-
• https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/10/27/metodicheskaya-razrabotka-formirovanie
• https://www.art-talant.org/publikacii/17066-narodov-mnogo--drughba-odna-konspekt-zanyatiya-urok-tolerantnosti-ili-uchimsya-sochuvstvovaty