Мария Боровкова
Конспект экспериментальной деятельности «Удивительные свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Желание получить новые впечатления, постоянно что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те черты, которые характеризуют каждого маленького ребенка. Он неосознанно сам ставит себе задачу, которую самостоятельно хочет решить, через исследовательскую деятельность. Экспериментально - исследовательская деятельность способствует развитию любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы.
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности „Удивительные свойства магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Экспериментируя вместе с детьми, я помогаю им открыть, как можно больше тайн живой и неживой природы.
Тема: «Удивительные свойства магнита»
Форма организации: экспериментально - исследовательская деятельность
Возраст детей: подготовительная группа
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, игровая.
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Образовательные:
- Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.
- Сформировать у детей представление о магните и его свойствах :
• притягивать металлические предметы;
• сохранять свои свойства и действовать через преграды;
• намагничивать металлические предметы;
• магнит имеет два разных полюса.
- Расширить представление детей об использовании магнита человеком.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей в процессе исследования скрытых свойств магнита. - Способствовать развитию у детей мыслительных операций: умение выдвигать гипотезы, подбирать способы действия, делать обобщения.
- Развивать речевую активность детей в процессе экспериментально - исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать желание исследовать окружающий мир посредствам экспериментирования.
- Совершенствовать социальные навыки: умение работать в паре, учитывать мнение партнёра, отстаивать свою точку зрения, испытывать радость от полученных результатов.
- Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.
Дидактическое обеспечение занятия:
Средства: предметные карточки, ребус слова «магнит», схема проведения эксперимента «Намагничивание металлических предметов», набор иллюстраций «Магнит - помощник».
Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, автомобильные трассы нарисованные на картоне формата А 4, маленькие металлические машинки, металлические скрепки, одноразовые тарелочки.
Предварительная работа: рассматривание и чтение энциклопедий «Для маленьких Почемучек», «Эксперименты и опыты для детей», отгадывание загадок по теме, беседа о научно-исследовательских лабораториях, институтах (чем занимаются, кто работает, игры с магнитными конструкторами, просмотр мультфильмом, презентаций познавательной тематики.
Планируемые результаты:
- проявляется устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- наблюдается развитие любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, выдвигать различные гипотезы, осуществлять эксперимент, делать определенные выводы);
- наблюдается социально – личностное развитие: проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими, приходить к общему мнению;
- сформированы представления о магните и его свойствах;
- обогащается словарный запас детей различными терминами, развиваются умения: грамматически правильно строить свои ответы на поставленные вопросы, ставить вопросы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь.
Методы и приемы:
1. Игровые:
- мотивирование детской деятельности с использованием персонажей (корреспондент, профессор Удивляйкин);
- игры (дидактическая, словесная, подвижная).
2. Словесные:
-интервьюирование;
- выдвижение гипотез;
- решение проблемных ситуаций;
- загадка.
3. Практические:
- экспериментирование;
- решение ребуса;
- работа с карточками – схемами.
4. Наглядные:
- рассматривание иллюстраций.
Ход экспериментально - исследовательской деятельности
I. Мотивационно - ориентировочный этап
Приходит корреспондент.
Корреспондент: Здравствуйте, ребята, я корреспондент детского журнала «Хочу все знать». Мне поручили сделать фоторепортаж из лаборатории профессора Удивляйкина, но ему нужны помощники юные исследователи.
Вы не хотели бы отправиться в лабораторию и стать учеными – исследователями. Там, вы узнаете много нового и интересного и, даже сами поставите опыты.
Но прежде чем туда отправиться, я хочу у вас взять интервью и выяснить, что вы знаете о лаборатории.
Что такое лаборатория и что в ней делают?
Дети с корреспондентом идут в лабораторию.
Корреспондент: А вот и лаборатория. Но дверь, почему то заперта. Интересно куда же подевался профессор …
Перед дверью на столе стоит сосуд с водой, на дне которого находится ключ.
Корреспондент: Ребята, посмотрите, что это такое? (Вода).
А что в ней?
Да, это же ключ от двери от лаборатории. Как же нам его достать?
Проблемная ситуация.
Предположения детей.
Корреспондент: Поможет нам решить эту проблему загадка.
Он не скотч и не будильник,
Украшает холодильник.
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним.
Тем и стал он знаменит,
Удивительный (магнит)
Правильно, магнит!
Дети вместе с корреспондентом с помощью магнита достают ключ из сосуда и открывают дверь.
Корреспондент: Вот мы и в лаборатории.
Здравствуйте, профессор!
Профессор: Здравствуйте ребята. Извините, что не мог вас встретить, у меня очень много работы. В мою лабораторию попал неизученный ранее мною предмет. Сегодня нам предстоит узнать, что это и открыть его удивительные свойства. А поможет нам в этом инструкция, которая прилагается к этому предмету.
Вы, согласны?
Корреспондент: Ребята, но прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
• В лаборатории нельзя шуметь.
• Не пробовать на вкус и запах вещества.
• Быть осторожными со стеклянными предметами,
• Приступать к эксперименту только после объяснения.
Дидактическая игра «Найди пару»
Профессор: Для работы нам нужно разделиться на пары. Я приготовил вам карточки с предметами, сделанными из разного материала. Чтоб найти свою пару, вы должны найти того, у кого на картинке будет предмет, сделанный из такого же материала, как и у вас.
А так же давайте наденем белые халаты и шапочки. Так работают в лаборатории.
Профессор: Что же мы сегодня с вами будем исследовать? Давайте узнаем, как называется этот предмет?
В инструкции его название зашифровано.
М А Г Н И Т
Молодцы, это – магнит!
Ну что ж, мы узнали, что это за предмет и теперь можем приступить к исследованию его свойств.
На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом на каждого ребенка.
II. Практический этап
Опыт №1 «Притягательный»
Проблема.
Профессор: Ребята, здесь в инструкции указано, что магнит обладает свойством притягивать предметы. Как вы думаете, это так? И все ли предметы он может притягивать?
Дети выдвигают гипотезы.
Профессор: Ребята, чтобы проверить ваши предположения нужно провести эксперименты с предметами, которые у вас лежат на столах.
Дети самостоятельно проводят эксперимент.
Профессор: Назовите, какие предметы притянул магнит? Из чего сделаны эти предметы? (из металла, железа)
А какие предметы магнит не притянул? А из чего сделаны они? (Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)
Корреспондент берет интервью у детей: Ребята, к какому выводу вы пришли после проведенного эксперимента?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы. Свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм.
Опыт № 2 «Действие через преграду»
Проблема.
Профессор: Ребята, я предлагаю вам исследовать следующее свойство, которое указано в инструкции.
Сила магнита действует через преграду. Как вы думаете, верно ли это утверждение?
Дети: Да, мы уже знаем, что волшебная сила магнита действует через воду, с помощью которой мы достали ключ от двери вашей лаборатории.
Профессор: А сейчас, я предлагаю вам, проверить действует ли сила магнита через картон.
Перед вами автомобильная магистраль (лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой, установите свой автомобиль на старте сверху, а магнит приложите снизу и попробуйте отправить ваш автомобиль по дорогам автотрассы.
Дети проводят эксперимент.
Корреспондент берет интервью у детей: Ребята, к какому выводу вы пришли после проведенного эксперимента?
Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду - картон.
Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические предметы и вынуждает их следовать за ним. Это значит, что сила магнита действует через преграду.
Корреспондент: Ребята, давайте отдохнем от ваших научных экспериментов. Я приготовил для вас интересную игру.
Физминутка (дети выполняют в парах)
Мы магниты, мы магниты
Мы друг к другу не пришиты.
Просто тянемся друг к другу
И идем, идем по кругу.
Вместе сели, вмести встали,
Головою покачали,
И попрыгали немножко,
И похлопали в ладошки.
Ну – ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево – вправо повернулись,
Наклонились, потянулись!
Профессор: Отдохнули и вновь за дело.
Опыт № 3 «Намагничивание металлических предметов»
Профессор: Ну что ж, юные исследователи, продолжаем знакомиться с волшебными свойствами нашего предмета. На этот раз нам предстоит выяснить, обладает ли он свойством намагничивать металлические предметы, и появляется ли у них возможность после взаимодействия с магнитом на короткое время самим становиться магнитами.
Профессор: Для проведения этого эксперимента мы воспользуемся схемой из инструкции.
Экспериментирование.
Проблема: Как вы думаете, почему скрепки держатся друг за друга?
Предположения детей.
Корреспондент берет интервью у детей: Ребята, к какому выводу вы пришли после проведенного данного эксперимента?
Вывод: Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
Опыт №4 «Магнитные полюса. Притяжение – отталкивание».
Профессор: Ребята, у каждого из вас есть магнит. Попробуйте, соединить ваши магниты синей (красной) стороной.
Что происходит?
Дети: Магниты отталкиваются друг от друга.
Профессор: А сейчас соедините синюю сторону одного магнита с красной стороной другого.
Что мы видим, как ведут себя магниты?
Дети: Наши магниты соединяются.
Профессор: Это происходит мои друзья из-за того, что у магнита есть два разных полюса. С одной стороны магнита «положительный» полюс, а с другой – «отрицательный».
Корреспондент берет интервью у детей: Ребята, к какому выводу вы пришли после проведенного эксперимента?
Вывод: У магнитов есть два полюса. Одинаковые полюса отталкиваются друг от друга, а разные притягиваются.
Профессор: Молодцы, ребята, а еще наша инструкция дает нам подсказку, где используется сила магнита.
Обсуждение в ходе рассматривания иллюстрации «Магнит — помощник»
Профессор: Дорогие, мои помощники, благодарю за сотрудничество, вы были настоящими учеными - исследователями. Вместе с вами я узнал много нового и интересного о волшебном камне магните.
Корреспондент: Уважаемый профессор, мы благодарим вас за совместную работу. Ждем вашего приглашения для следующих новых открытий.
III. Рефлексивно - оценочный этап
Корреспондент: Ребята, вам понравилось заниматься научной работой?
Я наблюдал за вами и сделал много необычных фотографий для журнала «Хочу все знать».
В конце нашей встречи я хотел бы взять у каждого из вас интервью.
Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями о работе в научной лаборатории.
Интервьюирование детей: «Я начну, а ты продолжи…»
- Сегодня я узнал…
- Мне было интересно…
- Для меня было трудно…
- Я понял, что…
- Я почувствовал, что…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Корреспондент: Ну что же, ребята. Мне пора. Ждите новый выпуск журнала «Хочу все знать» с моим фоторепортажем.