Папки-передвижки

Конспект экспериментальной деятельности «Удивительные свойства магнита»

Мария Боровкова
Конспект экспериментальной деятельности «Удивительные свойства магнита»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Желание получить новые впечатления, постоянно что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те черты, которые характеризуют каждого маленького ребенка. Он неосознанно сам ставит себе задачу, которую самостоятельно хочет решить, через исследовательскую деятельность. Экспериментально - исследовательская деятельность способствует развитию любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы.

Публикация «Конспект экспериментальной деятельности „Удивительные свойства магнита“» размещена в разделах

Экспериментируя вместе с детьми, я помогаю им открыть, как можно больше тайн живой и неживой природы.

Тема: «Удивительные свойства магнита»

Форма организации: экспериментально - исследовательская деятельность

Возраст детей: подготовительная группа

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, игровая.

Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Образовательные:

- Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

- Сформировать у детей представление о магните и его свойствах :

• притягивать металлические предметы;

• сохранять свои свойства и действовать через преграды;

намагничивать металлические предметы;

магнит имеет два разных полюса.

- Расширить представление детей об использовании магнита человеком.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность детей в процессе исследования скрытых свойств магнита. - Способствовать развитию у детей мыслительных операций: умение выдвигать гипотезы, подбирать способы действия, делать обобщения.

- Развивать речевую активность детей в процессе экспериментально - исследовательской деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать желание исследовать окружающий мир посредствам экспериментирования.

- Совершенствовать социальные навыки: умение работать в паре, учитывать мнение партнёра, отстаивать свою точку зрения, испытывать радость от полученных результатов.

- Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.

Дидактическое обеспечение занятия:

Средства: предметные карточки, ребус слова «магнит», схема проведения эксперимента «Намагничивание металлических предметов», набор иллюстраций «Магнит - помощник».

Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, автомобильные трассы нарисованные на картоне формата А 4, маленькие металлические машинки, металлические скрепки, одноразовые тарелочки.

Предварительная работа: рассматривание и чтение энциклопедий «Для маленьких Почемучек», «Эксперименты и опыты для детей», отгадывание загадок по теме, беседа о научно-исследовательских лабораториях, институтах (чем занимаются, кто работает, игры с магнитными конструкторами, просмотр мультфильмом, презентаций познавательной тематики.

Планируемые результаты:

- проявляется устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

- наблюдается развитие любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, выдвигать различные гипотезы, осуществлять эксперимент, делать определенные выводы);

- наблюдается социально – личностное развитие: проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими, приходить к общему мнению;

- сформированы представления о магните и его свойствах;

- обогащается словарный запас детей различными терминами, развиваются умения: грамматически правильно строить свои ответы на поставленные вопросы, ставить вопросы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь.

Методы и приемы:

1. Игровые:

- мотивирование детской деятельности с использованием персонажей (корреспондент, профессор Удивляйкин);

- игры (дидактическая, словесная, подвижная).

2. Словесные:

-интервьюирование;

- выдвижение гипотез;

- решение проблемных ситуаций;

- загадка.

3. Практические:

- экспериментирование;

- решение ребуса;

- работа с карточками – схемами.

4. Наглядные:

- рассматривание иллюстраций.

Ход экспериментально - исследовательской деятельности

I. Мотивационно - ориентировочный этап

Приходит корреспондент.

Корреспондент: Здравствуйте, ребята, я корреспондент детского журнала «Хочу все знать». Мне поручили сделать фоторепортаж из лаборатории профессора Удивляйкина, но ему нужны помощники юные исследователи.

Вы не хотели бы отправиться в лабораторию и стать учеными – исследователями. Там, вы узнаете много нового и интересного и, даже сами поставите опыты.

Но прежде чем туда отправиться, я хочу у вас взять интервью и выяснить, что вы знаете о лаборатории.

Что такое лаборатория и что в ней делают?

Дети с корреспондентом идут в лабораторию.

Корреспондент: А вот и лаборатория. Но дверь, почему то заперта. Интересно куда же подевался профессор …

Перед дверью на столе стоит сосуд с водой, на дне которого находится ключ.

Корреспондент: Ребята, посмотрите, что это такое? (Вода).

А что в ней?

Да, это же ключ от двери от лаборатории. Как же нам его достать?

Проблемная ситуация.

Предположения детей.

Корреспондент: Поможет нам решить эту проблему загадка.

Он не скотч и не будильник,

Украшает холодильник.

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним.

Тем и стал он знаменит,

Удивительный (магнит)

Правильно, магнит!

Дети вместе с корреспондентом с помощью магнита достают ключ из сосуда и открывают дверь.

Корреспондент: Вот мы и в лаборатории.

Здравствуйте, профессор!

Профессор: Здравствуйте ребята. Извините, что не мог вас встретить, у меня очень много работы. В мою лабораторию попал неизученный ранее мною предмет. Сегодня нам предстоит узнать, что это и открыть его удивительные свойства. А поможет нам в этом инструкция, которая прилагается к этому предмету.

Вы, согласны?

Корреспондент: Ребята, но прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

• В лаборатории нельзя шуметь.

• Не пробовать на вкус и запах вещества.

• Быть осторожными со стеклянными предметами,

• Приступать к эксперименту только после объяснения.

Дидактическая игра «Найди пару»

Профессор: Для работы нам нужно разделиться на пары. Я приготовил вам карточки с предметами, сделанными из разного материала. Чтоб найти свою пару, вы должны найти того, у кого на картинке будет предмет, сделанный из такого же материала, как и у вас.

А так же давайте наденем белые халаты и шапочки. Так работают в лаборатории.

Профессор: Что же мы сегодня с вами будем исследовать? Давайте узнаем, как называется этот предмет?

В инструкции его название зашифровано.

М А Г Н И Т

Молодцы, это – магнит!

Ну что ж, мы узнали, что это за предмет и теперь можем приступить к исследованию его свойств.

На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом на каждого ребенка.

II. Практический этап

Опыт №1 «Притягательный»

Проблема.

Профессор: Ребята, здесь в инструкции указано, что магнит обладает свойством притягивать предметы. Как вы думаете, это так? И все ли предметы он может притягивать?

Дети выдвигают гипотезы.

Профессор: Ребята, чтобы проверить ваши предположения нужно провести эксперименты с предметами, которые у вас лежат на столах.

Дети самостоятельно проводят эксперимент.

Профессор: Назовите, какие предметы притянул магнит? Из чего сделаны эти предметы? (из металла, железа)

А какие предметы магнит не притянул? А из чего сделаны они? (Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)

Корреспондент берет интервью у детей: Ребята, к какому выводу вы пришли после проведенного эксперимента?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы. Свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм.

Опыт № 2 «Действие через преграду»

Проблема.

Профессор: Ребята, я предлагаю вам исследовать следующее свойство, которое указано в инструкции.

Сила магнита действует через преграду. Как вы думаете, верно ли это утверждение?

Дети: Да, мы уже знаем, что волшебная сила магнита действует через воду, с помощью которой мы достали ключ от двери вашей лаборатории.

Профессор: А сейчас, я предлагаю вам, проверить действует ли сила магнита через картон.

Перед вами автомобильная магистраль (лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой, установите свой автомобиль на старте сверху, а магнит приложите снизу и попробуйте отправить ваш автомобиль по дорогам автотрассы.

Дети проводят эксперимент.

Корреспондент берет интервью у детей: Ребята, к какому выводу вы пришли после проведенного эксперимента?

Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду - картон.

Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические предметы и вынуждает их следовать за ним. Это значит, что сила магнита действует через преграду.

Корреспондент: Ребята, давайте отдохнем от ваших научных экспериментов. Я приготовил для вас интересную игру.

Физминутка (дети выполняют в парах)

Мы магниты, мы магниты

Мы друг к другу не пришиты.

Просто тянемся друг к другу

И идем, идем по кругу.

Вместе сели, вмести встали,

Головою покачали,

И попрыгали немножко,

И похлопали в ладошки.

Ну – ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево – вправо повернулись,

Наклонились, потянулись!

Профессор: Отдохнули и вновь за дело.

Опыт № 3 «Намагничивание металлических предметов»

Профессор: Ну что ж, юные исследователи, продолжаем знакомиться с волшебными свойствами нашего предмета. На этот раз нам предстоит выяснить, обладает ли он свойством намагничивать металлические предметы, и появляется ли у них возможность после взаимодействия с магнитом на короткое время самим становиться магнитами.

Профессор: Для проведения этого эксперимента мы воспользуемся схемой из инструкции.

Экспериментирование.

Проблема: Как вы думаете, почему скрепки держатся друг за друга?

Предположения детей.

Корреспондент берет интервью у детей: Ребята, к какому выводу вы пришли после проведенного данного эксперимента?

Вывод: Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

Опыт №4 «Магнитные полюса. Притяжение – отталкивание».

Профессор: Ребята, у каждого из вас есть магнит. Попробуйте, соединить ваши магниты синей (красной) стороной.

Что происходит?

Дети: Магниты отталкиваются друг от друга.

Профессор: А сейчас соедините синюю сторону одного магнита с красной стороной другого.

Что мы видим, как ведут себя магниты?

Дети: Наши магниты соединяются.

Профессор: Это происходит мои друзья из-за того, что у магнита есть два разных полюса. С одной стороны магнита «положительный» полюс, а с другой – «отрицательный».

Корреспондент берет интервью у детей: Ребята, к какому выводу вы пришли после проведенного эксперимента?

Вывод: У магнитов есть два полюса. Одинаковые полюса отталкиваются друг от друга, а разные притягиваются.

Профессор: Молодцы, ребята, а еще наша инструкция дает нам подсказку, где используется сила магнита.

Обсуждение в ходе рассматривания иллюстрации «Магнит — помощник»

Профессор: Дорогие, мои помощники, благодарю за сотрудничество, вы были настоящими учеными - исследователями. Вместе с вами я узнал много нового и интересного о волшебном камне магните.

Корреспондент: Уважаемый профессор, мы благодарим вас за совместную работу. Ждем вашего приглашения для следующих новых открытий.

III. Рефлексивно - оценочный этап

Корреспондент: Ребята, вам понравилось заниматься научной работой?

Я наблюдал за вами и сделал много необычных фотографий для журнала «Хочу все знать».

В конце нашей встречи я хотел бы взять у каждого из вас интервью.

Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями о работе в научной лаборатории.

Интервьюирование детей: «Я начну, а ты продолжи…»

- Сегодня я узнал…

- Мне было интересно…

- Для меня было трудно…

- Я понял, что…

- Я почувствовал, что…

- Я научился…

- У меня получилось …

- Я попробую…

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

Корреспондент: Ну что же, ребята. Мне пора. Ждите новый выпуск журнала «Хочу все знать» с моим фоторепортажем.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Изучаем свойства магнита» по сюжету сказки «Три медведя»Конспект интегрированного занятия «Изучаем свойства магнита» по сюжету сказки «Три медведя» Тема занятия:«Изучаем свойства магнита» (по сюжету сказки «Три медведя»)Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция образовательных.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Удивительные свойства воздуха» Конспект непосредственно- образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Удивительные свойства воздуха». Образовательная область:.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Исследование свойства плавучести предметов» с детьми подготовительной группыКонспект НОД по экспериментальной деятельности «Исследование свойства плавучести предметов» с детьми подготовительной группы Цель: учить детей опытным путем устанавливать свойство плавучести у некоторых предметов. Задачи: - формировать умение определять путем.

Конспект открытого интегрированного занятия по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги» Конспект открытого интегрированного занятия — экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» Цели и задачи: Дать первоначальные знания.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха» Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Свойства воздуха» Познавательно-исследовательская деятельность.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возрастаНепосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста Тема НОД: «Свойства магнита». Образовательная область: познание Вид: познавательно- исследовательская деятельность интегрированная.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей «Свойства воды»Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей «Свойства воды» Образовательные задачи:Познакомить детей с основными свойствами воды. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения.

Конспект экспериментальной деятельности «Свойства воздуха»Конспект экспериментальной деятельности «Свойства воздуха» Цель: развить в ребёнке исследовательские умения,формировать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности. Задачи: -закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экспериментальной деятельности «Удивительные свойства магнита»
Опубликовано: 5 октября 2020 в 13:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект экспериментальной деятельности «Удивительные свойства магнита»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Боровкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД