Людмила Черепкова
Учимся слушать музыку
▼ Скачать + Заказать документы
«Учимся слушать музыку»
Прежде всего необходимо помнить о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое.
Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.
Темочки:
- Музыкальное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудач. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано, поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.
Это может быть вокальная или инструментальная музыка. Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.
Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. В инструментальной музыке слов нет, но от этого она не становится менее интересной. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представить их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво.
Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов. Это может расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.
Для развития музыкального восприятия у детей используются грамзапись, аудиозапись, показ иллюстраций, чтение стихотворений, показ игрушек, репродукций картин, оркестровка произведений, инсценировка песен, передача характера в движении.
Использование фонограммы обогащает процесс восприятия музыки. Особенно эффективно ее применение в сравнении с «живой» музыкой. Исполнение музыкального произведения музыкантом на фортепиано можно сравнить с фонограммой, с оркестровым, с хоровым звучанием. Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от её исполнения.
Объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи) всегда желательно. Важно только точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Чаще всего используется чтение стихотворений или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыке. Чтение стихотворения может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же хотите сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми её характера.
Показ репродукций картин, иллюстраций перед прослушиванием музыки нежелателен. Картина отвлекает детей от музыки, направляет восприятие по конкретному, заранее обусловленному руслу, что не всегда оправданно. Целесообразнее использовать показ репродукций картин и иллюстраций после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда у детей уже сложились определенные представления о музыкальном образе.
Задание усложняется, если использовать несколько контрастных произведений. В этом случае дети ставятся в проблемную ситуацию: они должны выбрать из двух картин одну, соответствующую по настроению музыке, или из двух музыкальных произведений – одно, близкое по настроению картине. Можно соотнести и два музыкальных произведения с двумя картинами.
Аналогично можно сопоставлять и музыкальные произведения со стихотворениями.
Иногда детям предлагается выполнить рисунок, передающий характер музыки. Главное, чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки. Поняли, что цвет в рисунке имеет выразительное значение. Светлые тона часто соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки. Тёмные – тревожному, таинственному; яркие, сочные краски – весёлому, радостному характеру музыки.
Дети часто непроизвольно используют выразительные возможности цвета. Злого колдуна большинство рисуют тёмными красками, а добрую Золушку – яркими и светлыми. Необходимо развивать представления ребят о выразительности цвета, обсуждать вместе с ними, какие рисунки наиболее соответствуют характеру музыки и почему.
Оркестровка музыкальных произведений используется не столько для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения их. Оркестровать произведение – значит, выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Оркестровка побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с её звучанием.