Кригер Галина Сергеевна
Творческо-познавательный проект «Ярмарка»
Актуальность: в нашем современном, быстро меняющемся, технологичном мире особую актуальность приобретает формирование у подрастающего поколения национального самосознания, приобщение к национальным традициям, воспитание любви к народной культуре.
Творческо-познавательный проект «Ярмарка» направлен на знакомство дошкольников с разными аспектами народной культуры (традиции, народный костюм, устное народное творчество, народные промыслы и т. д.) путем погружения в тему через различные виды деятельности при активном участии родителей.
Сроки проведения: со 2-й по 4-ю недели сентября
Публикация «Творческо-познавательный проект „Ярмарка“» размещена в разделах
Возраст воспитанников: с 3-х лет до 7 лет
Цель: знакомство детей с народной культурой, народными традициями.
Задачи:
1. обучающие:
• знакомить детей с народными обычаями, традициями;
• знакомить детей с различными видами народных промыслов;
• знакомить детей с музыкально-игровым народным творчеством (частушки, хороводы, народные игры).
2. развивающие:
• обогащать словарь воспитанников, расширять представления об окружающем мире;
• развивать умение слушать, правильно выполнять действия по показу педагога;
• развивать музыкальный слух, чувство ритма, навыки разнообразного движения, мелкую моторику, координацию.
3. воспитательные:
• прививать любовь к народной культуре, ее традициям;
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважительное отношение к старшим;
• формировать правильную мотивацию (поощрение в виде «дариков»*);
• укреплять связи родителей и детей через совместный труд (изготовление поделок, совместное участие в уличных гуляниях и др.
Этапы реализации проекта «Ярмарка»
1. Знакомство с народной культурой, народными традициями в рамках НОД
• Педагоги в группах знакомят детей с народной культурой, народными традициями, промыслами:
- беседы с детьми,
- рассматривание иллюстраций,
- чтение литературы (сказки, басни, рассказы,
- разучивание пословиц, поговорок;
- сюжетно-ролевые игры;
- знакомство с народной игрушкой (дымковской, каргапольской и др., росписями (гжель, хохлома и др.) и т. д.
• Музыкальный руководитель на занятиях знакомит воспитанников с народным музыкально-игровым творчеством (попевки, заклички, частушки, хороводы, народные игры).
• Инструктор по физической культуре включает в свои занятия народные подвижные игры и забавы.
2. Организация творческих мастерских:
• Детско-родительских.
• Совместных «педагог и дети».
Итоги работы творческих мастерских:
• Выставки в группах (рисунки, поделки)
• Общая выставка в детском саду
• Оформление ярмарочных площадей
• Изготовление поделок для продажи на ярмарке
3. Ярмарочные гулянья – итоговое массовое развлечение на улице с участием детей, родителей и педагогов.
Дети используют элементы народного костюма, различные атрибуты
1 часть: творческая
Исполняются общие и индивидуальные (по группам) музыкальные номера
Примерный репертуар: песни о ярмарке, о хлебе, частушки, осенние хороводы и т. п.
Музыкальное сопровождение: сопровождение баяниста, минусовки песен и танцевальных композиций.
2 часть: игровая
Организуются игровые площадки (либо одна общая, на которых проводятся игры. Также организуются торговые ряды и чайный стол.
Примерный перечень игр: «У медведя во бору», «Карусель», «Петушиные бои», «Перетягивание каната», «Колечко», «Заря», «Прятки с платочком» и другие.
3 часть: чаепитие и торговля
Завершаются гуляния чаепитием и продажей-покупкой товаров, изготовленных заранее.
*Примечание: «Дарики» являются принятой денежной единицей на ярмарке. Дети получают «дарики» от педагогов за хорошие, полезные дела, творческие проявления (рассказали стихотворение, пословицу, сделали рисунок, аппликацию и т. д.) в течение всего периода действия проекта. Заработанные таким образом «дарики» дети могут потратить во время ярмарочных гуляний, обменяв их на поделки, выставленные на продажу в торговых рядах. При этом количество «дариков» у всех детей разное, так как оно напрямую зависит от личных усилий и старания каждого ребенка.
Планируемые результаты:
• Формирование у воспитанников представления о народных традициях, основах национальной культуры, своей национальной принадлежности
• Формирование у детей деятельного отношения к труду
• Формирование любви к своей культуре, своим истокам
• Укрепление связей с семьями воспитанников, повышение лояльности и заинтересованности родителей