Ошарина Ольга
Тестирование педагогов по методике «Квадрат функций»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: используя методику «Квадрат функция», выявить у педагогов ДОУ индивидуальные дефициты профессионального развития в условиях реализации профстандарта и в связи с эти перестроить методическую работу с ними.
В основе методики лежит матрица в форме квадрата. Матрица содержит «функции» по профстандарту: трудовые действия (ТД, необходимые умения (УМ, необходимые знания (ЗН).
Публикация «Тестирование педагогов по методике „Квадрат функций“» размещена в разделах
В каждом бланке от 6 до 13 компонентов, их характеристика подробно приводится в профстандарте. Для методики эти компоненты перепроектированы в деятельностные компоненты – что конкретно должен делать, знать и уметь педагог в процессе образовательной деятельности.
Таким образом, «функция» в методике – это деятельность педагога по выполнению им трудовых функций «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».
Главный инструмент методики и как его применять
Основной инструмент методики – матрица. Она представляет из себя квадрат из 36 ячеек-квадратов.
По диагоналям квадрата размещены деятельностные компоненты в зависимости от того, к какому из трех содержательных блоков ТД, УМ или ЗН они относятся. В методике отобраны по 12 деятельностных компонентов для каждого из 3-х содержательных блоков и размещены для удобства в квадратах 6x6.
Педагог работает с матрицей в таком порядке. В столбцах по вертикали он оценивает в баллах от 1 до 5 (не повторяясь) свои действия, знания и умения относительно друг друга, которые он применяет во время педагогической деятельности. При этом «1» – низший балл, «5» – высший. То есть педагог ранжирует свои компетенции по принципу «Что у меня получается лучше всего». Результат записывает в квадратиках в левом нижнем углу каждой ячейки.
Затем педагог оценивает свои компетенции в строках по горизонтали, результат записывает в квадратике в правом верхнем углу каждой ячейки. Таким образом, в каждой ячейке получается по две цифры, которые педагог суммирует в конце работы с матрицей.
Например, воспитатель оценила свои действия, знания и умения с помощью методики «Квадрат функций» и поставила в бланке для заполнения баллы от 1 до 5. В каждом квадрате у нее получилось по две цифры.
Ключ к матрице и как с его помощью обработать результаты
Чтобы узнать результат диагностики, педагог использует ключ к методике – таблицу 1 «Бланк ответов к методике «Квадрат функций».
Из каждой ячейки матрицы, куда он вписывал баллы, педагог переносит итоговые цифры (суммы баллов) в соответствующие ячейки таблицы 1. Заполнить этот бланк ответов может старший воспитатель или другой сотрудник дошкольной организации, который организует диагностику.
Бланк ответов к методике имеет аналогичную матрице форму. Но вместо деятельностных компонентов в ячейках – условные обозначения содержательных блоков трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».
После того как педагог перенес результаты самооценки из матрицы в таблицу 1, он по диагоналям таблицы считает сумму (общее количество баллов) для каждого из трех содержательных блоков.
Например, воспитатель сложила баллы в первой ячейке бланка Аа: 4+5 = 9 и вписала сумму баллов в первую ячейку таблицы 1 и т. д. Затем в таблице 1 она суммировала свои баллы по блоку «необходимые умения» : Аа+(Ва+Бб+Ав)+ (Еб+Дв+Гг+Вд+Бе)+(Ег+Дд+Ге) = 87. А затем суммировала баллы по двум другим блокам и получила соответственно цифры 91 и 74.
Три суммы, которые получились, педагог вписывает в соответствующие ячейки итоговой таблицы 2 «Обработка данных».
Если он провел самодиагностику правильно, то общая сумма в строке «Сумма баллов» будет равна 252. Это контрольная сумма. При этом допускается погрешность – не более трех баллов. Если у педагога получилась другая сумма, значит, он необъективно оценил свои компетенции. Старший воспитатель может попросить его пройти диагностику заново.
По сумме баллов во второй строке таблицы педагог определяет место функции в рейтинге (от 1 до 3). Функция, которая набрала наибольшее количество баллов, получает первое место в рейтинге – это зона «профицита», наименьшее – зона «дефицита». Далее старший воспитатель анализирует результаты диагностики и определяет, какие у педагогов затруднения. На основе этого планирует методическую работу с теми педагогами, чей уровень компетенций не соответствует требованиям профстандарта.