Светлана Волощук
Торцевание из салфеток как один из видов художественной техники в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Использование техники торцевания салфетками в работе с детьми старшей группы очень важно для развития их мелкой моторики рук при подготовке их к школе, для развития коммуникативных способностей, для развития их художественно-эстетического вкуса, приобщения к миру искусства.
Практическая значимость: техника торцевания применяется для создания объемных картин, мозаики, панно, декоративных элементов интерьера, открыток, таким способом можно украшать практически любые предметы.
Публикация «Торцевание из салфеток как один из видов художественной техники в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Аппликации в технике торцевания
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Бумажные салфетки
- Поделки. Мастерим с детьми
- Старшая группа
- Темочки
Инновационная направленность: техника торцевания – это новое направление бумажного творчества, техника очень простая, но позволяющая создавать объемные композиции любого размера и на любую тему.
Степень распространения: мастер-класс для педагогов в рамках конкурса «Мир глазами детей», выставление работы на сайт ДОУ.
Введение
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка, период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостного сознания как самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности (Л. С. Выгодский, А. С. Запорожец, Н. Н. Подъяков, Г. Г. Кравцов). Основной целью воспитания и обучения в детском саду является развитие неповторимой, самобытной личности ребенка с основами его миропонимания, ценностью отношения к природе, процессу познания, к самому себе.
Исследователи в области педагогики и психологии отмечают, что овладение детьми художественно – творческой деятельностью, является необходимым условием развития личности. Проявляя творчество (креативность, у детей проявляется активная целенаправленная деятельность, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Занятия бумагопластикой – процесс творческий, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом.
Существует множество разных направлений бумажного творчества: оригами, бумагокручение, изысканная миниатюра, вырезания из бумаги и т. п. Но новое направление бумагопластики - техника Торцевания. Она проста, но позволяет создавать воздушные, объемные композиции любого размера и на любую тему.
Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумагокручения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Таким способом возможно украшать практически любые предметы, например, фоторамки. Еще малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоевывает популярность в мире рукоделия. Столь стремительный рост ее популярности объясняется, во-первых, необычным эффектом «пушистости», который дает торцевание, а во-вторых, очень легким способом исполнения.
Всё вышесказанное определило выбор темы работы: «Торцевание из салфеток как один из видов художественной техники в старшем дошкольном возрасте».
Актуальность темы приводит к необходимости постановки цели:
Цель: формирование у детей представления о том, как передавать в рисунке, в аппликации, в бумажном творчестве - художественный замысел.
Исходя из цели были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить творческие способности у детей в рисовании и в технике торцевания, как одним из видов художественной техники в старшем дошкольном возрасте.
2. Научить детей различным приёмам в работе с бумагой и технике выполнения изделий, стимулировать творческую деятельность детей, проявить интерес к такому виду деятельности и вовлечь ребёнка в творческую деятельность посредством овладения основами техники торцевания;
3. Развивать мелкую моторику, абстрактное мышление, воображение, фантазию, художественный вкус, коммуникативные способности.
4. Способствовать развитию личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.
5. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, внимательность, аккуратность, терпение, трудолюбие.
Глава 1. Техника торцевания.
История возникновения техники прикладного бумажного творчества насчитывает не одно столетие. Однако существуют направления, появившиеся относительно недавно, к ним относятся аппликация, квиллинг, оригами и торцевание. При использовании техники торцевания создаются объемные аппликации из бумаги, способствующие развитию творческого начала, мелкой моторики, абстрактного мышления. Кроме того, это занятие учит терпению, усидчивости и трудолюбию, чего так часто не хватает современным детям. Эта молодая технология становится все более популярной благодаря простому способу исполнения и необычному эффекту «пушистого ковра», приятного на ощупь и визуально.
Живая картина из салфеток или гофрированной бумаги способна преобразить даже самый простой рисунок с примитивными элементами в более интересную картину. Даже если это просто солнце, облака, домик и яблоня рядом с деревянным забором, то после заполнения изображение становится объемным и живым. Поделки, выполненные по этой технологии, выделяются особой тактильной мягкостью и визуальной элегантностью.
Торцевание может быть представлено следующими видами:
1. Контурное торцевание — бумажные скрутки обрамляют контур рисунка. Используется для создания кантов, рамок, бордюров и при комбинировании с другими техниками, например, скрапбукингом.
2. Торцевание по плоскости. В этом случае торцовки располагают вертикально и очень плотно друг к другу на всей поверхности.
3. Объемное торцевание. Этот вид работ предполагает разную плотность скручивания торцовок и прикрепление к объемной поверхности под разными углами наклона, которое позволяет создавать очень красивые сложные композиции.
4. Торцевание слоями предполагает вклеивание деталей друг в друга. Сочетание торцовок разных оттенков и цветов дает возможность добиваться необычных эффектов и «оживлять» бумажные поделки.
Все виды торцевания успешно комбинируются друг с другом.
Торцеванием можно создавать картины любых размеров. В этом случае на основу карандашом наносятся контуры изображения, и каждый сегмент плотно заполняется скрутками соответствующих цветов.
В основе техники торцевания – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовочка» как один мазок кисти в создании картины, как одна петелька в вязании или одна бусинка в бисероплетении. Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости.
Для выполнения поделок в этой технике нужен минимальный набор материалов и инструментов: гофрированная, простая цветная или папиросная бумага (тишью, можно использовать и салфетки, клей, ножницы, основа, на которую будут крепиться детали и, так называемый, «торцовочный» инструмент– длинная тонкая палочка с тупым концом. На роль такого инструмента вполне может подойти карандаш, стрежень или корпус от шариковой ручки, китайская палочка для еды и любая другая подходящая палочка.
Глава 2. Мастер-класс выполнения работы «Японские тории в п. Взморье».
1. Выбрали материалы и инструменты для работы: разноцветные салфетки, лист ватмана, клей, ножницы, акриловые краски, кисточку, простой карандаш, стержень от шариковой ручки.
2. Выбрали рисунок.
Мы выбрали рисунок, на котором изображены Японские ворота – Тории в п. Взморье Сахалинской области на фоне морского пейзажа. Конечно детям рассказали, что это за ворота, какая история связана с ними, где они находятся. Информацию нашли в интернете.
«Ворота стоят на склоне сопки в селе Взморье с прибрежной стороны. В свое время они обозначали границы поселкового храма Хигаси Сираура дзиндзя.
Иногда перед храмами воздвигались новые тории в память о каком-то значительном событии. Эти ворота были установлены в 1940 году в честь 2600-летия образования Великой Японской империи, которое широко отмечали в Японии. На опорных столбах ворот высечено имя человека, пожертвовавшего деньги на строительство, - Ямагия Такео. Когда-то к храмовым постройкам вели бетонные ступени.»
3. Нарисовали рисунок простыми карандашами.
4. Нарисовали фон акриловыми красками.
5. Подготовились к работе с использованием техники торцевания.
Для начала нарезали из салфеток кусочки со стороной приблизительно в 1,5 сантиметра.
6. Выполнили работу с использованием техники торцевания.
Техника торцевания представляет собой несложный, но одновременно трудоемкий процесс, который требует усидчивости и терпения, так как содержит массу одинаковых повторяющихся действий.
Пошаговое описание техники выполнения работы: 1) На небольшой участок узора нанесли тонкую полоску клея по контуру. 2) Конец стержня или карандаша накрыли квадратиком из гофрированной бумаги и при помощи пальцев придали бумаге необходимую форму, напоминающую головку цветка. 3) Затем донышко полученной фигурки обмакнули в клей и приклеили на определенный участок рисунка. 4) После аккуратного надавливания стержень осторожно извлекли. Важным моментом является то, что каждый следующий гофрированный кусочек должен стоять рядом с предыдущим, поэтому их нужно ставить очень близко друг к другу, чтобы не оставалось просветов.
7. Представили выполненную работу: «Японские тории в п. Взморье»
Заключение.
Обучение искусству торцевания занимает важное место в системе эстетического воспитания и способствует развитию творческого потенциала личности.
Работая над рисунком, дети познакомились с техникой торцевания, научились следовать устным инструкциям педагога, овладели формами техники торцевания, умением создавать композицию, навыкам коллективной работы и культурой труда. В результате у детей повысился уровень внимания, пространственного воображения, художественного вкуса, творческих способностей.
Вся эта деятельность улучшает коммуникативные способности, вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Список использованной литературы:
1. Бобкова Т. И., Красносельская В. Б, Прудыус Н. Н. Художественное развитие детей 6-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2014 – 112 с.
2. Горяева Н. А. «Первые шаги в мире искусства» - М., Просвещение, 2011. –
208 с.
3. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010.- 128 с.
4. Лыткова О. В. Мастер-класс для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники «тычкования (торцевания)» // Образовательные проекты «Совенок» для дошкольников. 2014
5. Макаров А. Ю. Методика обучения технике торцевания из бумаги //Школа и производство. -2011.- №3 – С. 20.