Сафиулова Марина Шамильевна
Мнемотехника для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника для развития речи дошкольников
МБДОУ «ЦРР - детский сад № 56 «Сказка» города Димитровграда Ульяновской области.
Сафиулова Марина Шамильевна, учитель- логопед
Методическая разработка.
Тема: «Мнемотехника – это интересно!»
Современные дети живут в постоянном потоке информации, в прошлом фильмоскопы, на смену пришли телевизоры - мультфильмы по расписанию, затем планету покорила компьютерная технология: планшеты, ноутбуки, вместо живого чтения, в лучшем, сказка с телефона, диски с видеофильмами. Огромный речевой поток охватывает головы детей: одни дети справляются с этим, у других мощнейший объем информации тормозит не только речевое, но и развитие в целом. Увеличивается количество детей с нарушениями речи. А речь является одним из главных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Публикация «Мнемотехника для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема развития речи детей дошкольного возраста остается особенно актуальной и в наше время, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями увеличивается с каждым годом. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексическими и грамматическими формами, имеют бедный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.
Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин считали, что игра является ведущим видом деятельности ребенка, в ней ребенок учится общаться, развивается, познает много нового и интересного. В. С Мухина утверждает, что «игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения». В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии, так как именно в игре дети учатся последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.
Одним из направления развития речи детей является разучивание стихотворений. Для разучивания стихотворений с детьми я использую мнемотехнику. Мнемотехника включает совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Она строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов. Проводится работа над словом. Дается слово, его символическое значение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать» слово. В начале даются цветные мнемотаблицы, потому что в памяти детей быстрее запоминаются отдельные образы: солнышко - желтое, небо- голубое, травка- зеленая. В дальнейшем можно использовать черно - белые мнемотаблицы. Когда дети усвоили, переходим к следующему этапу - мнемодорожкам. Поэтапно учимся кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспрозведению предложений по условным символам. И только потом к мнемотаблицам.
Задачами мнемотехники являются : развитие зрительной и речеслуховой памяти, активизация словаря по определенной лексической теме.
С помощью мнемотехники, мы знакомим детей с новой информацией, учим проводить исследования, делать сравнения составлять четкий план умственных действий речевого высказывания. Дети учатся формулировать и высказывать суждения, делают умозаключения, применяют наглядное моделирование, которое оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов, таких как внимание, память, мышление. В мнемотаблицу мы закладываем определенную информацию, которая облегчает запоминание. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста а также от возраста детей и, конечно же, уровня развития. В мнемотаблице можно изображать практически все (графическое или частично графическое изображение персонажей стихотворения, явлений природы, действия, но нарисованное должно быть понятно детям). Данная методика облегчает детям запоминание, символы максимально приближены к речевому материалу (домашних животных можно изобразить в домике, а диких в лесу).
Вначале мы использовали таблицы на 6 клетках, затем на 9-12.
На данном этапе мы начали использовать таблицы на 12 клетках.
Использование опорных рисунков для заучивания стихотворений увлекает детей, превращает образовательный процесс в увлекательную игру, в которую включаются абсолютно все дети. В моей практике данный метод наиболее эффективен для детей старшего дошкольного возраста. Она основывается на том, что ребенку проще опираться на образы и воспроизводить усвоенную информацию, так как при запоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Сначала я подбирала картинки к стихотворению на каждую строчку, при чтении стихотворения выставляла на магнитную доску. Затем дети рассказывали стихотворение, опираясь на картинки. Затем мы стали заменять картинки символами, понятные детям. Мы вместе с детьми заполняли таблицу, затем дети самостоятельно ее заполняли, придумывали ассоциации.
Сначала читаем выразительно стихотворение, даем установку на запоминание (будем учить наизусть, беседуем по содержанию стихотворения (основная мысль, словарная работа). Читаю отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово, ребенок придумывает ассоциативный образ (картинку) и зарисовывает ее (если затрудняется – помогаю). Дети рассказывают стихотворения, опираясь на придуманные образы. Затем рассказывают стихотворение без помощи таблицы. Процесс кодирования информации разделяем на кодирование элементов информации в зрительные образы, сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации и закрепление информации в памяти.
У детей появился интерес к заучиванию стихотворений, улучшилось запоминание, по мнемотаблице все дети в группе охотно рассказывают, даже самые стеснительные и робкие, и так как у них это получается, то приносит положительные и радостные эмоции. Не у всех детей имеются навыки кодирования слов с помощью схем, но мы продолжаем работу над этим. В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы с детьми не только заучиваем стихотворение наизусть, но тем самым развиваем речь и основные психические процессы, такие как память, внимание, образное мышление, мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений более простым, интересным, увлекательным и творческим.