Ващук Любовь
Дидактические игры для детей дошкольного возраста «Сундучок педагога»
▼ Скачать +Заказ
«Сундучок педагога»
Дидактические игры для детей дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
Я, Ващук Любовь Александровна, работаю в «Центре - детском саду №118», в группе среднего возраста под названием «Почемучки» составила данную методическую разработку.
Тема: Дидактические игры для детей «Сундучок педагога».
Цель: изучение нового материала, уточнение и закрепление полученных знаний с помощью игры.
Публикация «Дидактические игры для детей дошкольного возраста „Сундучок педагога“» размещена в разделах
Задачи:
- развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость;
- обогащать словарный запас,
- учить общаться, выражать свои мысли;
- формировать самостоятельность, аккуратность;
- развивать мелкую моторику рук;
- получать положительные эмоции.
Наглядные методы: демонстрация натуральных объектов и наглядных пособий (предметов, схем, муляжей, макетов и т. д.). В дидактических играх широко используем разнообразные материалы. В играх ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.
Словесные методы: при организации дидактических игр объясняем правила, уточняем и корректируем действия воспитанников.
Формы: дидактические игры.
Данная разработка предназначена как для индивидуальной, так и для коллективной работы детей. Все задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей. Познавательный процесс ребенка будет более наглядным, интересным, современным.
Наши дети очень любят играть в настольные игры, больше всего их интересует тема: животные, классификация предметов, игры на сенсорику, большое удивление проявляется при новой игре, детям очень интересны новинки.
Использование дидактических игр вносит существенный вклад в развитие сенсорных процессов у детей, что мы и показываем подробно в данной методической разработке.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий» В. А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место. Образовательные стандарты требуют чтобы образовательная деятельность осуществлялась в форме игры.
Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. Окружающий мир воспринимается ребёнком по-другому, чем у взрослых. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для них - способ познания окружающего мира.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать в целях решения определённых образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включена в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуется жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребё нка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют восприятию, вниманию, памяти, мышлению, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей. В конце игры итог не подводятся, но для себя воспитатель записывает полученные результаты.
Дидактическая игра является одним из видов совместной деятельности воспитателя и ребёнка. Чтобы дети с удовольствием включились в неё, приняли взрослого как партнёра, игра прошла успешно и принесла максимум пользы, необходим ряд условий:
- соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту и программам, утверждённым ДОУ и ФГОС, и примерные образовательные программы разработаны с учётом последних исследований в области дошкольной психологии и педагогики, поэтому воспитатель всегда может найти в этих документах полезную информацию и регулировать свою деятельность так, чтобы она приносила пользу малышам.
- игровая компетентность педагога. Он должен не только уметь играть в игру, но и пояснить её правила и порядок игровых действий, предусмотреть возможные вопросы детей, уметь ответить на них кратко и понятно, чтобы не затягивать ход игры и не отвлекать внимание лишней информацией.
- большое значение имеет умение педагога влиться в игру, эмоционально и выразительно реагировать на её течение, что очень нравится ребятишкам и повышает их заинтересованность. Дети пятого года жизни ориентированы на взрослых, и воспитатель является для них авторитетной личностью. Его мнение, особенно похвала, очень важны для них. Воспитатель создаёт атмосферу познания нового, стремления к цели в начале игры, радуется удаче ребят, подбадривает нерешительных, робких.
- доступность, соответствие игры возрасту детей. Игровой материал не должен быть слишком лёгким (это снизит интерес у самых развитых, идущих вперёд ребятишек, но и не слишком сложным, чтобы не вызвать у детей неуверенность в своих силах. Обычно в средней группе первые в первые месяцы учебного года (сентябрь-октябрь) повторяются дидактические игры, знакомые детям по младшей группе. Лишь по мере овладения новыми знаниями согласно программе вводят.
- игра должна содержать уже знакомые детям понятия, информацию, предметы. Сама игра может быть новой, но состоять из знакомого детям материала. Новизна заключается в изменении и расширении правил, введении новых умственных операций, которые детям младшей группы были недоступны. Но оперировать дети должны знакомым материалом, изученным ранее.
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольное образование должно обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, которое охватывает такие направления, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Виды дидактических игр :
В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей можно использовать следующие дидактические игры :
- игры с предметами;
- словестные;
- настольно-печатные.
Подробнее мы остановимся на настольных дидактических играх, которые мы делаем своими руками:
1. «Среда обитания»
Цель: формировать умение детей соотносить изображения животного с его местом обитания, правильно называть животного. Развивать словесно- логическое мышление, монологическую и диалогическую речь.
Задачи: воспитывать внимательность.
Содержание: Дети должны расставить животных правильно по своей среде обитания. Встречается ошибка белый медведь, дети должны исправить и убрать его.
2. «Найди сокровища»
Цель: Укрепление и развитие мелкой моторики кисти рук, зрительно-моторной координации.
Задачи: развивать концентрации внимания, усидчивости, аккуратности; развитие тонких движений пальцев рук и их ощущения.
Сокровища: Дети ищут игрушки, ракушки, камушки, считают у кого больше. Называют материалы из которого они сделаны.
3.«Классификация предметов»
Цель: учить детей классифицировать предметы по разным признакам.
Задачи: ребенка выбрать из предложенной группы предметы, ориентируясь на их свойства: форму, цвет, размер.
Содержание: ребенку предлагается четыре классификации- одежда, обувь, аптечка, предметы для ванны. Дети должны разложить предметы на свои полки. (игра на липучках)
4. «Подбери правильную картинку»
Цель: развивать умение находить правильное значение слов.
Задачи: закреплять представление и значение глаголов, а именно о том что едет, пахнет, колет, летит, шумит, блестит.
Содержание: играть могут 1-4 человека. Детям нужно подобрать к каждому значению слова подходящую картинку.
5.«Найди пару»
Цель: развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету.
Задачи: учить детей правильно называть фрукты;
учить подбирать правильную картинку;
учить работать в паре или подгруппе.
Содержание: на стол выкладываются карточки с изображениями фруктов. Воспитатель вместе с детьми рассматривают их называют фрукты, затем находят подходящие картинки нужному фрукту.
6.«Суша, воздух и вода»
Цель: игра направлена на формирование словаря- название животных, насекомых, птиц, морских и водных обитателей.
Задачи:
учить детей определять по признаку – летают, плавают, прыгают;
учить детей использовать предлоги (в, над, под).
Содержание: воспитатель дает задание ребенку разложить картинки животных, птиц, насекомых, рыб на игровом поле по их обитанию (рыба-вода, лиса земля, птица небо).
Вывод
Игра – это достаточно древний и эффективный инструмент воспитания детей, который имеет массу преимуществ:
• Во время игры дети легко усваивают недоступную для их восприятия информацию об окружающем мире.
• Игры выполняют развлекательную роль, улучшают настроение и решают психологические проблемы.
• В процессе групповой игровой деятельности детский коллектив становится гораздо более сплоченным.
• Дети обращают внимание на воспитателя, который играет с ними, и обретают доверие к взрослому.
Особенности дидактических игр.
В ходе игры заметно и застенчивых детей, которые предпочитают занимать роль наблюдателей. Неуверенность в собственных силах и стеснительность преодолеваются в ходе игровой деятельности. Постепенное выполнение заданий от легких к более сложным дают таким детям веру в собственные силы. Благодаря этому они перестают бояться на равных играть с более целеустремленными и уверенными участниками детского коллектива.
Дидактические игры становятся эффективным инструментом воспитания малышей, только если включаются в целостный педагогический процесс. Воспитатель должен регулярно вносить разнообразие в процесс игровой деятельности, уметь не только выигрывать, но и с достоинством проигрывать, тем самым показывая пример детям. Также для педагога важно поддерживать нужное эмоциональное состояние детей во время игры.
Чтобы узнать, какие интересы, знания, возможности и уровень развития есть у каждого ребенка, воспитатель сперва проводит наблюдение за самостоятельными играми детей. В результате возникает понимание того, какие дидактические игры нужно подбирать для конкретного ребенка, чтобы они проходили с пользой и интересом. Оцениваются сильные и слабые стороны личности, что помогает построить план по развитию нужных навыков.
Дидактические игры являются одним из ведущих методов обучения в детском саду, и особенно это заметно в работе с группой детей пятого года жизни, которых усадить заниматься непросто. Правильно организовав и подготовив игру, учтя психологию маленьких непосед, воспитатель сможет легко и ненавязчиво закрепить знания малышей в разных образовательных областях, развить их мыслительные и творческие способности в интересной, занимательной, а главное, очень полезной деятельности.
Таким образом, применение разнообразных дидактических игр в ходе НОД по разным образовательным деятельностям создание игры на всех занятиях вызывало огромный интерес к заданиям у детей средней группы, оживление, постоянно поддерживало их положительный настрой, стимулировало мыслительную деятельность, повышало мотивацию к обучению.
При создании постоянно игровых ситуаций обеспечивалась возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала. А это в свою очередь, объясняет более высокие показатели успешности в обучении детей.
Литература:
1) Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : 2000г.
2)Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр; Учеб. -метод. пособие. М., 2003.
3)Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя детского сада. /сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. 2-е изд., переработанное и дополненное. - М. : Просвещение, 2010
4) Голецыова О. "Игры в детском саду",М. ,1966г
5)Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования. М. : Мозаика - Синтез, 2015.
6)Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. -М. ,1982г.
7)Столяр А. "Давайте поиграем",М. ,Просвещение,1991г
8)Швайко Г. С. "Игры и игровые упражнения для развития речи",М. ,Просвещение,1988г
9)Интернет ресурсы.