Галанкина Виктория Александровна
Сказкотерапия как метод помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказкотератия для старших дошкольников»
Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем.
Старшие дошкольники часто испытывают неуверенность, боятся показаться смешными, сделать что-то не так. Сказки могут помочь справиться с такими состояниями. Например, классическая история про гадкого утёнка подойдёт детям с низкой самооценкой, а сказка про стойкого оловянного солдатика – неуверенным, излишне осторожным детям.
Публикация «Сказкотерапия как метод помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
В этом возрасте наилучшие результаты можно получить как чтении сказок вслух, так и при совместном их сочинении.
Основные задачи сказкотерапии :
- Снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми.
- Развитие гармонизации чувств у детей.
- Формирование способности рефлектировать свои чувства.
- Формирование эмпатии умения сочувствовать, сопереживать.
- Формирование положительного эмоционального фона, ощущения комфортности, защищенности ранее отверженных детей.
- Формирование способности контактировать как с другими детьми, так и со взрослыми.
- Развитие внутреннего источника оценки.
Сегодня мы поговорим о психокоррекционных сказках. Они используются в педагогике для коррекции определё нной черты характера: трусости, лени, капризности, агрессивности.
На основе изученных материалов, предложенных Е. Л. Набойкиной «Сказки и игры с «особым» ребенком» и Н. К. Погосовой «Погружение в сказку» был подобран комплекс сказок, которые были направлены на решение следующих задач :
1. научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и
сопереживать, способствовать сплочению детского коллектива;
2. снять нервно - психическое напряжение;
3. осуществить коррекцию нарушений поведения;
4. формировать социально - адекватные формы поведения.
Мы используем в работе терапевтические сказки Лабиринт души. Авторы О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев Ольга Владимировна Хухлаева — автор многих книг по детской психологии. Очень популярной является серия «Тропинка к своему Я. Программа формирования психологического здоровья у детей».
Крокодильчик
Возраст: 4-8 лет.
(Сюжет сказки для детей, проявляющих словесную агрессию)
Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил
Крокодильчик. Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку,
мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были
крепкие, красивые и здоровые зубы. Но была у Крокодильчика плохая
привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов.
Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его
заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал
один зуб. Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно
поесть. Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей
водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый Бегемот объяснил ему
причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него
начали расти новые зубы.
С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит
их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.
Вопросы для обсуждения
Какая привычка была у крокодильчика? Что сделал Волшебник?
Как Крокодильчик бережет свои зубы?
Маленький медвежонок
Возраст: 4-6 лет.
Направленность: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность.
Ключевая фраза: «Я ударю его, чтобы он меня не обидел»
Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.
Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. «Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать»,— так думал Медвежонок.
Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.
— Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом,— сказала Белочка.
— Но посмотрите,— закричал Зайчик,— он сжал кулаки и собирается с нами драться! Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: «Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться».
— Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться,— закричали зверята. — Мы будем защищать себя!
И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.
— Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться,— сказали зверята. — Мы думали, ты наш новый друг, а ты. — закричали они.
— Мы не будем с тобой дружить!
И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. «Что же мне делать, как подружиться со зверушками?»— думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.
«Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!»— решил Медвежонок.
На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: «Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть драчуном!». И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.
Вопросы для обсуждения
Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть? Так ли это было на самом деле? Почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить? Из-за чего они так подумали? Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами? Что бы ты еще ему посоветовал сам?