Перловская Лариса
Методическая разработка родительского собрания «Зачем детям нужна мама?»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗАЧЕМ ДЕТЯМ НУЖНА МАМА?»
МЛАДШАЯ ГРУППА
Подготовка к собранию
1. Анкетирование родителей.
Вопросы анкеты:
а) Какова, по-вашему, основная роль матери в воспитании ребенка?
б) Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с ребенком?
Почему?
в) Какие, на ваш взгляд, самые главные заботы матери в семье9
г) Есть ли у вас общие с ребенком занятия и увлечения9 Какие9
л) Слушается ли вас ребенок9 Почему?
Публикация «Методическая разработка родительского собрания „Зачем детям нужна мама?“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
е) Участвует ли ребенок вместе с вами в хозяйственных делах0
ж) С какими трудностями в воспитании ребенка вы встретились?
з) Какие чувства вы вызываете у ребенка: любовь, тревогу, страх,
жалость и т. д. 9
и) Как вы считаете, хватает ли ребенку вашей любви, внимания?
к) Какие вопросы вы хотите задать и кому: врачу, психологу, учи-
телю, медсестре, заведующей л/с. воспитателям?.
л) Ваши предложения по организации, подготовке и проведению
встречи матерей.
2. Изготовление красочных приглашений на встречу матерей. На
первой странице - слова русской народной пословицы: «Не та мать, что
родит, а та, что сердцем наградит».
3. Подборка записей с песнями о маме.
4. Запись на магнитофон ответов детей на следующие вопросы:
а) Любите ли вы своих мам?
б) Какая твоя мама?
в) Зачем нужна мама?
г) Какими вы. хотите видеть своих мам?
д) Чем вы занимаетесь вечером? А чем занята вечером мама? Л ес-
ли бы вы были мамой, чем бы занимались вечером?
5. Оформление фотостенда «Моя милая мамочка».
6. Оформление красочной памятки «10 заповедей родительетва».
7. Подготовка шаров с вопросами «острого блюда» :
а) До какого возраста ребенка родители должны подчиняться и
угождать ему?
б) Можно ли употреблять фразу: «Ты плохой мальчик, плохая де-
вочка?»
в) Следует ли у ребенка просить прощения, если вы виноваты?
г) Каким должен быть ответ на просьбу ребенка: можно или нельзя?
д) Можно ли упоминать о проступке ребенка несколько раз? А в
присутствии посторонних или в кругу родственников?
е) Какие приемы вам помогают избавиться от «а если»? Например:
«А если ты на меня не наденешь рубашку, то я с вами не пойду.»
8. Оформление выдержек книги Л. А. Никитиной:
а) «Каждый человек должен знать, что есть существо, любящее его
и принимающее его таким, какой он есть. Вот это принятие ею таким,
какой он есть самое главное в матери».
б) «Мать, говорящая: "Я не хочу с тобой говорить", - отталкиваю-
щая свое дитя, убивает в нем сына или дочь, а в себе - мать».
в) «Самая главная обязанность матери - понимать. Мать, не пони-
мающая своего ребенка - это трагедия».
г) «В раннем детстве мать для ребенка - спасение, защитник, мать
- утешение. Должен быть человек, у которого на груди можно плакать и в
5 лет и в 50».
д) «Заметьте: мать не судья, определяющая что хорошо, что пло-
хо, не пример для подражания. Не требует ребенок от матери особого
совершенства. Зато жаждет утешения, сочувствия, сострадания, сораз-
мытления, содействия. Быть вместе вот что он хочет!».
е) «Я училась советоваться и с трехлетним сыном, и выслушивала
мнение семилетнего, не обрывая его на полуслове, и поступала так. как
предлагал сын-подросток, -- поэтому и рос рядом друг.
Самая распространенная ошибка отстранить ребенка от всех дел,
отказаться от его помощи, потому что матери всегда проще и быстрее что-то
сделать самой, чем научить этому малыша. Каждый ребенок обязательно
пытается подражать работающему: берется за веник или пылесос, за посуду,
тряпку. Вот туг-то его бы и не оттолкнуть, а подбодрить, даже если мусор
попадет не туда, куда надо, а чистая чашка плюхнется снова в мыльную во-
лу Это пока еще не желание помочь. Важно пробудить у ребенка желание
помогать. «Спасибо, мой помощник, как хорошо с тобой работается, как
быстро мы все сделали». Дайте ему почувствовать себя умелым, нужным,
незаменимым. Минуты, затраченные на переделку, на обучение, на разгово-
ры с ним, обернутся потом часами сэкономленного времени и той драгоцен-
ной заботой - помощью, о которой мы так все мечтаем».
з) «Здоровье детей заметно укрепляется, если прекратить насильст-
венное кормление детей. Ребенок должен есть с удовольствием и только
то, что он хочет».
и) «Меняться ролями - одно из любимых занятий всех ребят, В роли
папы или мамы или какого-то другого героя они просто преображаются»,
к) «Не кормление по часам, не стирка и глажение пеленок, не суета
с прогулками и купанием - не это должно быть главным. С самого начала
надо учиться наблюдать, приглядываться и стараться понять ребенка».
9. Знакомство родителей до собрания с содержанием книги Л. А.
Никитиной «Мама и детский сад», Москва: Просвещение, 1990 г. Офор-
мить выставки книг о маме.
10. Оформление плакатов:
а) «Любовь к детям воспитывается только любовью — как огонь
зажигается только от огня». (В. А. Сухомлинский)
б) «Лучше матери друга не сыщешь. Не та мать, что родит, а та,
что сердцем наградит». (Русская народная пословица)
11. Подготовка конкурса на лучшее кондитерское изделие, испе-
ченное мамами вместе с детьми.
12. Оформление места проведения собрания.
Ход СОБРАНИЯ
На фоне лирической музыки (песня о матери).
Мама самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, ко-
торое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.
(Включается магнитофонная запись с ответами на вопросы.)
- Дети, вы любите своих мам?
- Какая у тебя мама?
- Дети любят вас и это прекрасно, ибо все воспитание, влияние ре-
бенка строится на любви,
О чем мечтает каждая мать? О счастье своих детей. В мыслях ма-
тери - дети, в сердце - постоянная тревога не только об их здоровье, но и
о том, как воспитывать, что делать для того, чтобы они стали гордостью,
опорой, надеждой.
Вот и собрались мы сегодня на эту встречу, чтобы вместе в тесном
кругу обсудить вопросы, которые касаются только матерей, поэтому и
встреча называется «Зачем нужна мама?».
(Включается магнитофонная запись с ответами на вопрос.)
- Дети, зачем вам мама? (На фоне музыки.)
- Как вы нужна своим малышам с вашей, только матери присущей,
глубоко индивидуальной любовью, с возможностью и способностью с
самого начала наблюдать первые пробы и шаги своего ребенка на долгом-
долгом пути становления Человека, с неистощимым терпением и великим
умением радоваться каждому, даже крохотному, успеху, чувствовать их
боль. Как же тернист, нелегок труд матери на пути воспитания ребенка!
У каждой из вас свои тревоги, проблемы. Ответы на вопросы анкеты
показывают, что есть у вас успехи и радости, есть трудности и сомнения.
(Зачитываются ответы, из анкеты на вопросы №№2, 4, 7.)
Цель нашей встречи - помочь друг другу в преодолении трудно-
стей, поделиться опытом воспитания своим и Л,А. Никитиной, т. к. вы,
конечно, прочитали ее книгу «Мама или детский сад», и мы часто будем
обращаться к этой книге.
На ваших столах находятся карточки с выдержками из книги «Мама
или детский сад». С них я и предлагаю начать разговор, но в начале, прочи-
тав карточку, лежащую на вашем столе, я прошу передать ее по кругу.
(Тихо звучит музыка.)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Что для вас нового в подходах Л. А. Никитиной?
На какие вопросы вы нашли ответы?
- Над какой из выдержек вам бы хотелось поразмышлять9
- Какие из приемов вызвали ваши сомнения, несогласие?
Некоторые моменты, вам, конечно, хочется занести в свои запис-
ные книжки, для этого вы еще раз передайте карточки, задержав те, кото-
рые вас заинтересовали.
Как рассматривать эти советы, как руководство к действию или
раздумью, как подсказку к поиску своих путей?
Вот что сказал по этому поводу польский поэт Я. Корчак: «Я кочу,
чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменит собственной зор-
кой мысли и внимательного наблюдения. Есть мысли, которые надо са-
мому рожать в муках, и они-то самые ценные. Это они решают, дашь ли
ты, мать, грудь или вымя, воспитаешь как человек или как самка, станешь
руководить или повлечешь на ремне принуждения».
И пусть эта книга поможет вам творчески подходить к вопросам
воспитания. Пусть лучшие находки, приему найдут воплощение в ваших
семьях.
Как достучаться до сердца ребенка, как помочь ему познать окру-
жающий мир? Согласитесь, легче это сделать в игре В книге Л. А. Ники-
тиной есть глава «С игрой и без нее», где описана игра в космонавтов с
участием и под чутким руководством матери. Ваше мнение? Играете ли
вы со своими детьми, обогащаете своим участием сюжет9 Разрешаете ли
им использовать предметы кухонной утвари; есть ли у детей соответст-
вующие костюмы?
Завершить разговор об игре я предлагаю выводом: «Кажется про-
стая вещь: включись в игру или в то дело, которым заняты ребята, и тогда
так легко достучаться до них, добиться того, что тебе нужно. Почему же
выходит это нечасто? Нужно время понаблюдать, желание поиграть, уме-
ние вовремя и в лад войти в игру или всерьез отнестись к занятию малы-
шей, без снисходительности и суеты».
Каждого человека всю его жизнь спасает, хранит и бережет вели-
кое неповторимое чувство - материнская любовь.
Какой она должна быть? Над этим думали вы, отвечая на вопросы
анкеты. «Как вы считаете, хватает ли детям вашей любви и внимания?»
Ответы были такими. (Зачитать.)
Труден ответ на подобные вопросы. Всегда ли это любовь в меру?
Где найти ту золотую середину? К чему ведет непомерная слепая лю-
бовь? Об этом думали люди всегда. Наверное так родились родительские
заповеди. Прочитайте их и подчеркните те заповеди, которые вы считаете
важными, нужными, без которых не может быть правильного воспитания.
Эти заповеди мы дарим вам. Пусть они помогут найти золотую середину
в любви к детям.
Я вновь возвращаюсь к анкетам. В них не случайно был поставлен
вопрос: «Слушается ли вас ребенок»? (Зачитываются ответы.)
«Как заставить ребенка слушаться?» - чаще всего задают вопрос
родители.
Сюжеты которые сейчас вам будут рассказаны, помогут найти
причины непослушания. (Инсценируют дети.)
1. Мама размашисто дает ребенку подзатыльник, когда видит, как
он залезает на стол. Но через две минуты он делает тоже самое, но она
уже не реагирует на это, так как разговариваете приятельницей, которой
говорит: «Видишь, я никак не могу с ним справиться» (причем ребенок
слышит слова матери).
2. Мама угрожает ребенку целый день: «Я уложу тебя в кровать, я
позову врача, я тебя отлуплю» и т. д. Но на ребенка угрозы не действуют,
так как он уже понимает, что она не выполнит своих угроз.
3. Мама видит, что ее трехлетний ребенок балуется с чашкой на-
полненной молоком. Но мама не обращает на это внимание, продолжает
заниматься своими делами. Потом она все же приказывает ребенку: «Хва-
тит баловаться!», а сама отворачивается, даже не убедившись в том, по-
слушался ли ее ребенок. Следующее, что она замечает, это то, что молоко
уже разлито. Результат - мать наказывает малыша.
- 4. Славик, весело подпрыгивая, шел с мамой в детский сад в первый
раз. Что он знал о нем? Что там много детей, много игрушек, а значит, бу-
дет интересно. Они будут строить дом, возить мишек и зайчиков на маши-
не. «Мама, скоро?» - спросил Славик. «Скоро», - ответила мама. Прошли
еще немного. У ворот детского сада мать заговорила: «Славик, веди себя
хорошо, слушайся воспитательницу». «Я играть буду?» - спросил Славик.
«Играть играй, но не забывай, что ты уже большой, из-за какой-нибудь иг-
рушки драку не затевай, лучше уступи». «Ладно», - пообе-щал мальчик.
«Помни, если затеешь драку, воспитатели тебя накажут, поставят в угол, и
вообще не разрешат играть. Беда мне с тобой, вздохнула мать, - теперь
целый день покоя не будет, уж лучше бы ты дома остался». Малыш оста-
новился: «Не пойду в детский сад, не хочу». «Что еще выдумал, а ну
марш!» возмущалась мама. Но малыш не сдвинулся с места.
5. Мама ругает сына за грубость, которую он допустил по отноше-
нию к соседу. Однако шестилетний сын сам переходит в наступление и
кричит на мать: «Мне надоело всех вас слушать!». Больше всего тут удив-
ляет то. что мать не была шокирована и даже не остановила ребенка. Они
оба продолжали повышать голос до тех пор, пока сыну это не надоело. Он
с улыбкой убежал из дому.
6. Мама, оставляя ребенка в детском саду первый раз, говорит вос-
питательнице при малыше: «Он ужасный ребенок. Будет ли в детском
саду вести себя хорошо?».
7. Ребенок ходит по комнате, мама вдруг говорит : «Не прикасайся
к телевизору!». Он об этом и не думал, но теперь, когда мама, подкинула
интересную идею, он немедленно направился к телевизору, а мама, сви-
репо глядя на него, говорит соседке: «Видишь, все делает наоборот, он
меня совсем не слушается?».
От того, каким будет вечер в семье, зависит завтрашний день ре-
бенка. Создать в доме уют, тепло, покой - удел женщины, матери. За до-
машними хлопотами незаметно летит время и, бывает, не хватает даже
нескольких минут для беседы с ребенком, Ждут ли, любят ли дети эти
задушевные разговоры, когда мы рассказываем о своем детстве, читаем
или просто слушаем?
Магнитофонные записи: «Дети, чем вы занимаетесь вечером? А ес-
ли бы ты был мамой, чем бы ты занимался вечером со своим ребенком9».
Горит настольная лампа. Звучит музыка.
Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и
огорчений неизбежных в любой работе, Однако почти в каждом из них
есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы разговариваем с детьми.
Эти разговоры часто возникают неожиданно и подчас также неожиданно
обрываются, но некоторые надолго остаются в памяти и после них возни-
кает удивительное чувство родства, близости со своим ребенком, чувство
взаимопонимания и доверия. В такие минуты интуитивно избегаешь гру-
бого тона, поучении, раздражения от бесконечных вопросов, на которые и
сам, зачастую, не знаешь ответа. Пусть такие вечера украсят детство ва-
ших детей и будут ежедневными.
А сейчас я предлагаю вам, дорогие мамы, необычное задание.
Вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Цель этого
самоанализа помочь разобраться в отношениях с ребенком, своевременно
предотвратить ошибки, чтобы не допустить, избежать нервных срывов,
агрессивности у своих детей.
Итак, если вы поступаете так, как сказано, то выставляете на стол
фишку красного цвета; если не всегда - желтого; никогда так не посту-
паете - зеленого;
1. Каждый вечер уделяю ребенку время на разговоры, игры, рас-
сказы о своем детстве.
2. Рассказываю ребенку сказки на ночь, говорю о том какой он до-
брый, умный, вежливый, храбрый.
3. Вместе с ребенком смотрим детские передачи, мультфильмы,
обсуждаем их.
4. Ребенок не смотрит со взрослыми телепередачи для взрослых.
5. Перед сном совершаем прогулки с детьми.
6. Не рассказываем па ночь страшных историй.
7. Ребенок никогда не ложится спать не прощенным.
8. Никогда не решаем конфликты взрослых при детях.
9. Укладываем ребенка в одно и тоже время, не позднее 9 часов.
С какими из пунктов вы не согласны9 Посмотрите на фишки: если
первые три пункта говорят о вашей любви, взаимоотношениях, контакте,
то последующие о вашей заботе по созданию комфортных условий, не-
обходимых для еще неокрепшей нервной системы ребенка. Ьсли хотя бы
один из пунктов не выполняется, то но может привести к печальным ре-
зультатам не только во взаимоотношениях, но и отразиться на здоровье
ребенка.
А сигналом может служить: агрессивность, упрямство, плакси-
вость, крики по ночам, подергивание плечами, капризы.
Мы понимаем: жизнь ребенка, его настроение, здоровье, зависит от
матери, поэтому еще раз я читаю эти пункты в надежде на то, что еще
можно что-то изменить.
Музыкальная пауза.
А сейчас «острое блюдо». В наших шарах вопросы. Если вам
достался шар с вопросом, но вопрос не понравился, вы можете его пере-
дать дальше по кругу (после каждого ответа желающие дополняют, вы-
сказывают свое мнение).
Представим, что нам поручили составить свод правил для мате-
рей, каждое из которых начиналось бы со слова «нельзя». (Можно эту
часть встречи провести в виде эстафеты, а можно передавать по кругу
альбом в который каждая мать записывает правила, после чего ведущая
их зачитывает).
Дорогие мамы! Пусть ваши тревоги, заботы окупятся радостью
удач, взаимопониманием, любовью детей. Материнского вам счастья.
(Звучит музыка, песни о маме.)
Дети читают стихи о маме. Дарят мамам рисунки, поделки, сде-
ланные своими руками.
Проводятся игры, аттракционы, ганцы с участием детей и мам.
Совместное чаепитие.