Оксана Арбагулова
Методическая разработка «Рекомендации начинающим педагогам. Урок ритмики с элементами игры (1 год обучения)»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Рекомендации начинающим педагогам. Урок ритмики с элементами игры (1 год обучения)»
В работе представлены способы концентрации внимания детей на уроках ритмики для детей дошкольного возраста.
Методическая разработка
«Рекомендации начинающим педагогам. Урок ритмики с элементами игры (1 год обучения)»
Подготовила: Арбагулова О. А., преподаватель
Знакомство детей с искусством танца начинается с предмета Ритмика.
Публикация «Методическая разработка „Рекомендации начинающим педагогам, Урок ритмики с элементами игры (1 год обучения)“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Простые понятия, с которыми знакомятся дети: характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер; динамические оттенки в музыке (форте, пиано); такт, фраза, предложение.
Задачи предмета Ритмика :
- овладение основами музыкальной грамоты
- формирование танцевальных умений и навыков
-формирование правильной осанки, координации движений
-развитие темпо - ритмической памяти
Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, педагогу необходимо правильно и интересно выстроить урок.
В первый год обучения не стоит требовать от учащихся максимальных усилий, чтобы не столкнуться с проблемой большого «отсева» детей.
Залогом успеха педагога и успеха детей является правильно подобранное музыкальное сопровождение урока. Музыкальные произведения должны быть просты и доступны для детского восприятия по стилю, жанру, и характеру; иметь яркую выразительную мелодию, четкий ритмический рисунок.
Монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание, а сложные по мелодическому рисунку произведения могут затруднить процесс выполнения танцевальных движений.
В силу своих психологических особенностей, дошкольники очень быстро устают. Если дети отвлекаются - значит им уже не интересно, они вам скажут: «Скучно». Для того, чтобы сконцентрировать внимание детей, можно воспользоваться следующими рекомендациями :
1. Не заставляйте детей делать подолгу одно и то же действие или движение - они устают и начинают отвлекаться, особенно подвижные дети - баловаться. Дошкольный возраст – возраст «начинания», это не тот возраст, когда нужно что-то доводить до совершенства. Необходимо переключить их внимание, сменить рисунок построения, дать возможность поговорить или просто побегать.
2. Используйте «волшебную фразу» : "А давайте поиграем!". Приведу примеры переключения из своей практики:
Поговорить. Все хором говорим и показываем руками детский стишок:
- Ладушки, ладошки, звонкие хлопошки!
- Где вы бывали? Что вы работали? (ритмично хлопаем в ладоши)
-Рылись мы в песочке (руками показываем - как копаем песок)
-Клали пирожочки (соединив две ладошки, кладем пирожки слева, справа)
-Кубики сложили (руками перед собой складываем кубики - левая рука, сверху правая и опять левая рука над правой)
-Домик смастерили (собираем руки вверху над головой - показываем крышу дома)
-Мышку поймали (наклоняемся вперед и руками «ловим»)
- Кошке не отдали (Две руки прячем за спину)
Побегать. Игра «Самолет» :
Дети поднимают руки вверх на уровне плеч и хором говорят стихотворение:
- Я сажусь в самолет - настоящий я пилот
- Я лечу - куда хочу. Виражи мне по плечу
Звучит музыка, дети бегут по классу произвольно. Педагог ставит задачу - без аварии, т. е. не столкнуться. Как только музыка стихла - все дети должны построиться в один общий круг. Звучит музыка и «самолеты» отправляются в полет. По окончании музыки - дети строятся в пары лицом друг к другу).
Полежать. Предлагаю детям лечь, закрыть глаза и поспать (звучит музыка «Спят усталые игрушки») - дети изображают сон или звучит песня приведений из мультф. «Ничуть не страшно» - дети спят, а педагог изображает дружелюбное приведение. Особенно активные дети просятся исполнить роль приведения.
У каждой игры своя цель. Детям трудно молчать 30-40 минут – мы поговорили, трудно находиться долго в одной точке – мы побегали, физически устали – мы поспали. Можно использовать прыжки и другие танцевальные движения в образах: жуков, аистят, игры в кузнечиков, мышат, лягушат помогут освоить хореографию на базовом уровне.
Увидите, как «оживут» лица детей после игр, и вы сможете дальше изучать материал.
Для того чтобы детям было интересно выполнять несвойственные для повседневной жизни действия – их нужно обозначить.
Пример урока.
1. Вводная часть:
Поклон. Мальчики – короли, девочки – принцессы.
Разминка по кругу:
- Марш, ходьба на полупальцах с вытянутыми вверх (к Солнышку) руками, ходьба на пятках (полет самолета – руки вытянуты в стороны); бег, перемещение по кругу в плие- «мячики», галоп.
2. Ритмические упражнения на середине зала в образе «кукла» :
- Упражнения для головы, плеч и рук, наклоны корпуса, подъем на полупальцы и плие (приседание, наклоны к полу – «кукла оживает».
Музыкально - ритмические комбинации хлопков ладонями – «кукла рада» и т. д.
3. Партерная гимнастика:
«Бинокль» - дети сидят на полу, вытянув две ноги вперед с натянутыми стопами, кисти рук делают «бинокль» и переводят голову из 1 точки во 2 и обратно, из 1 точки в 8 и обратно.
«Кукла» - дети сидят на полу, «складываемся» вперед. Поднимаем ноги вверх. Падаем на спину с поднятыми ногами вверх и возвращаемся в исходное положение;
«Бабочка» - дети сидят на полу, растяжка тазобедренных суставов.
«Рыбалка» - дети сидят на полу, широко разводим ноги в сторону, кистями рук делаем маску для подводного плавания и «ныряем» в море, т. е. наклоняемся низко к полу – ловим рукой рыбу и складываем сзади;
«Жуки» - дети сидят на полу с широко разведенными ногами в сторону, кисти рук округляем и ставим пальчиками на пол «жуков», которые ползут вперед;
3. Прыжки:
Исходное положение - 6я позиция ног – соттэ (прыжки) – «как на батуте»,
Соте с разводом нрг во 2 позицию – «растягиваем резиночку»
Сотте в плие – «Мячики»
4. Танцевальная:
Танец-игра «В гости к бабушке». Музыкальное сопровождение – веселая, ритмичная музыка. Танец каждого животного - 16 тактов. Игра позволяет детям импровизировать, развивает творческие и актерские способности.
Дети становятся в большой круг, руками изображают ведение машины. Перемещаемся по кругу 16 тактов, педагог говорит :
- «Едем, едем мы в деревню, а на встречу нам КОРОВА» - все поворачиваются лицом в круг, делают пальцами рук рога и 4 раза мычат: «Му-у-у», наклоняясь корпусом влево, вправо.
-«А мы поехали дальше» - все перемещаются по кругу.
- «Едем, едем, а на встречу нам КУРИЦА» - все поворачиваются лицом в круг и танцуют танец курицы, которая крыльями машет. хвостиком виляет,а в конце копает лапкой.
- «И позвала курица цыплят» - машут руками - зовут цыплят.
- «Прибежали цыплята» - танцуют и клюют червячков.
- «Цыплята наелись, хвостиками виляют … и пришел папа петух» - все изображают петуха и кричат «Ку-ка-ре-ку»
- «Увел петух всех домой, а мы поехали дальше» - все поехали по кругу.
- «Едем мы, едем, а навстречу нам злая кошка» - все поворачиваются лицом в круг, показывают кошачьи когти и шипят.
- «Мы кошку покормили - она стала добрая» - все танцуют танец доброй кошки. Умываются. за ушком почесали, помяукали
- «Кошка нам сказала: «Спасибо», - и мы поехали дальше» - перемещаемся по кругу.
- «Едем мы, едем, а навстречу нам свинка, просит спинку почесать» - дети выстраиваются в одну линию и сп чешут спинку впереди стоящему ребенку, что вызывает бурю положительных эмоций.
- «Повернулись в другую сторону» - дети поворачиваются обратно и чешут другому ребенку спинку.
- «Свинка нам сказала : «Спасибо» и мы поехали дальше» - перемещаемся по кругу.
- «Вот и приехали к бабушке в деревню» - все делают поклон корпусом вперед, лицом в круг.
- «Бабушка нам рада, просит дров нарубить» - все берут в руки воображаемый топор и изображают рубку дров в сочетании с выкриком «Ух».
- «Бабушка просит помочь ей постирать» - танцуем танец стирка.
- «Мы так много работали – нужно и отдохнуть» - поиграем в футбол (бокс).
- «Мы так устали, нужно немного отдохнуть» - все ложатся на пол. Звучит музыка «Спят усталые игрушки» и дети отдыхают.
5. Учебная
После непродолжительного отдыха можно заняться постановочной работой. Изучением нового материала.
6. Поклон
Весь учебный материал должен быть подан в доступной для детей форме – игра. Каждый урок Ритмики у дошкольников должен содержать игровые элементы, иначе малышам просто будет не интересно.
В начале работы с детьми, в первую очередь, необходимо научиться понимать детей. Понимание детей и детского восприятия придет со временем, и вы научитесь чувствовать своих детей, когда необходимо переключить фокус внимания.