Приложение МААМ

Логопедическая работа по развитию связной речи у младших школьников с умственной отсталостью на уроках по речевой практике

Ольга Улановская
Логопедическая работа по развитию связной речи у младших школьников с умственной отсталостью на уроках по речевой практике
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание логопедической коррекционной работы строилось в соответствии с выбранными нами методиками О. А. Бизиковой, В. П. Глухова и Р. И. Лалаевой. Работа начиналась с формирования диалогической речи, так как она является основной формой речевого общения и является важнейшей предпосылкой развития сложной формы речевого общения – связной монологической речи. Работа должна проводиться параллельно с расширением и уточнением словаря, структур предложения, с овладением словообразованием и словоизменением. При подборе материала учитывались особенности связной речи у рассматриваемой группы детей и их возрастные и психофизиологические особенности.

Логопедическая работа по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках по речевой практике состояла из 2-х этапов.

Первый этап. Занятия на данном этапе проходили как в индивидуальной форме, так и во фронтальной на уроках по речевой практике. Как уже говорилось ранее, приемами формирования диалогической речи являются беседа и имитация (подражание).

Задачи работы по обучению диалогу:

– способствовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения;

– учить детей вступать в речевое обращение различными способами (сообщать о переживаниях, впечатлениях, задавать вопросы);

– формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами;

– развивать умения следовать правилами ведения диалога.

Задания направлены на усвоение детьми диалогического единства «вопрос – ответ», «сообщение – реакция на сообщение» и «побуждение – реакция на побуждение». Мы использовали следующие задания:

Задание 1 «Знакомство». Исследователь дает мяч первому ребенку и задает вопрос: «Как тебя зовут?». Ребенок берет мяч и отвечает на вопрос. Затем исследователь задает следующие вопросы: «Как зовут твоего соседа по парте? «Как зовут твою подругу?» Вопросы задаются вразброс для тренировки внимания и скорости речевой реакции. Данное задание направлено на формирование диалогической речи (умение отвечать на вопросы, формирование фразовой речи.

Задание 2. «Вопрос-ответ». Исследователь дает детям игрушку и время на ее рассмотрение. Через некоторое время спрашивает об этой игрушке все, что захочет, а дети должны ответить. Логопед знакомит детей с вопросом как с формой получения информации, активизирует речевую поисковую активность. С этим заданием трудности возникли у большинства детей. Но с повторным повторением и демонстрации практически все включились в работу.

Задание 3. «Угадай, кто я». Вначале исследователь выступает в роли ведущего. Он представляет себя в роли сказочного персонажа и называет свои характерные черты. Дети должны отгадать, задавая вопросы. Угадавший ребенок становится ведущим. Данное задание направлено на формирование у детей навыков ведения диалога (задавать вопросы).

Задание 4. «Передай письмо». Исследователь рассаживает детей в ряд. дает первому ребенку конверт с инструкцией: «Письмо Ивану». Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочке со словами: «Передай, пожалуйста, письмо Ивану». Варианты выражения просьбы меняются («Саша, я тебя очень прошу, передай письмо Ивану»). Данное задание нацелено на активизацию в речи детей различных вариантов выражения просьбы.

Задание 5. «Кто что делает?». Исследователь просит детей рассмотреть внимательно картинки по порядку и ответить на вопросы («Что здесь нарисовано? «Что делает мальчик?», «Что собирает мальчик?», «Кого ловит девочка?», «На чем сидит девочка?» и т. д.)». Данное задание направлено на формирование способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы и умение отвечать на вопросы (по изображенному на картинке действию).

Задание 6. «Все ли мы увидели?». Исследователь начинает вести с детьми беседу: «Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например, Ксюша что ты делала сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать, чем ты занималась утром». Далее исследователь предлагает задавать вопросы по картинке и предлагает рассмотреть ее внимательно. Просит детей чтобы они подумали, какие вопросы они будут задавать, чтобы не упустить ничего из того, что изображено на этой картинке. Данное задание направлено на знакомство с вопросом как формой получения информации, активизации речевой поисковой активности.

Задание 7. «Только на этот звук». В начале задания исследователь объясняет инструкцию детям. Они должны будут отвечать на вопросы водящего, которые начинаются с одного и того же звука. Данное задание направлено на формирование у детей способности задавать разнообразные вопросы, быстро и правильно отвечать на них, параллельно развивается фонематический слух. Это задание вызвало у большинства детей затруднение. Детям было трудно придумывать слова, начинающиеся с одного и того же звука (см. Приложение 9).

Задание 8. «Отвечай быстро». Исследователь берет мяч в руки и объясняет инструкцию. Логопед называет любой цвет и бросает мяч какому-либо ребенку, тот кто поймает, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку (зеленый-лист, красный-помидор). Данное задание закрепляет умение детей внимательно слушать собеседника.

Второй этап. На данном этапе работа направлена обучение детей рассказыванию (описание предметов, пересказ, рассказывание по картинам, рассказ-описание). При проведении занятий по обучению рассказыванию перед нами стоят следующие задачи:

– развитие и закрепление у детей навыка речевой коммуникации;

– формирование навыков построения связных монологических высказываний;

– развитие навыка контроля за построением связных высказываний;

– целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов, тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

Обучение детей рассказыванию (описание предметов, пересказ, рассказывание по картинам, рассказ-описание) предшествует подготовительная работа. Цель данной работы – достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. Коррекционная работа включает: формирование коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий, формирование лексического и грамматического базиса связной речи, закрепление навыков построения предложений разных структур. В задачи данного этапа входит:

– развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей;

– формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений;

– формирование умений адекватно передавать в речи, изображенные на картинках простые действия;

– усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических, необходимых для составления речевых высказываний;

– формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью – умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.

Для формирования словесного творчества, развития чувства языка, активизацию речемыслительной деятельности и формирование навыков составления фразовых высказываний мы использовали следующие лексико-грамматические упражнения:

– подбор определений, сравнений, эпитетов для словесной характеристики предмета (упражнения «На что похоже?», «Подбери слово», «Узнай, о чем это» и др.). Для характеристики предметов детям предлагаются следующие слова: «дом» (большой-маленький, высокий-низкий) и др.

– упражнение «Скажи по-другому». Детям дается задание подобрать слова-синонимы к произносимым логопедом словам-определениям. Предлагаемые слова: (а) прилагательные: невеселый (грустный, небольшой (маленький, храбрый (смелый).

– упражнение «Скажи наоборот». Предлагаемые слова:

а) слова-определения (признаки): большой/маленький, горячий/холодный, новый/старый, веселый/грустный;

б) слова-наименования (обозначающие явления и состояния): ночь/день, утро/вечер, холод/тепло;

в) глагольная лексика: закрыть/открыть, вошел/вышел, снять /повесить;

г) наречия: холодно/тепло, высоко/низко, далеко/близко;

– упражнение: «Определи, о ком так можно сказать» (с использованием соответствующих предметных картинок). Предлагаемые пары слов: храбрый – трусливый (лев-заяц, большой – маленькая (слон-мышь);

– дополнение предложений нужным по смыслу словом (лексемой, словоформой). Для упражнения «Закончи фразу» могут быть предложены предложения типа: «В лесу растут г. и я.»; «На клумбе выросли красивые ц.»; «Топором рубят д.» «; «Молотком забивают гво.»; «Зимой на улице хо., а летом.»; «Миша и Петя любят петь. пе.»; «Девочка качается на са…» и др. ;

– упражнение на составление словосочетаний из данных двух слов. Речевой образец: «Стакан, молоко. Стакан чего? - Молока. Стакан молока». Во второй части задания детям предлагается составить предложения, используя данные словосочетания, например: «Мама купила бутылку молока»; «Саша выпил стакан сока» и др. ;

– составление предложений по данным словам, например: «Медведь, мед, сладкий, любит»; «Под, ноги, скрипит, снег, белый»; «Сосну, на, Петя, прибить, кормушка» и др. ;

– упражнение в составлении предложений-ответов на вопросы («Подумай и ответь!»). Предлагаемые вопросы: «Куда можно повесить пальто?» («Пальто можно повесить в / на.»).

Ключевым моментом в логопедической работе по формированию связной монологической речи является работа над смысловой (семантической) стороной связного текста, так как она имеет особенно грубые и стойкие нарушения плана внутреннего высказывания, а языковое оформление связного текста – непростая задача для младших школьников с умственной отсталостью.

В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:

1. Развитие способности анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое.

2. Формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности.

3. Развитие умения удерживать смысловую программу в памяти.

Мы отобрали следующие виды заданий по направлениям работы:

1. Работа с сюжетной и предметными картинками.

Задание 1. «Подбери» Исследователь предлагает детям подобрать к сюжетной картине соответствующие предметные картинки. Данное задание направлено на формирование умения подбирать соответствующие теме картинки.

Задание 2. «Найти лишнее». Вначале работы исследователь просит внимательно рассмотреть картинки и просит найти лишнюю картинку. Данное задание направлено на формирование умения находить лишний элемент, который не соответствует данной ситуации.

2. Работа с серией сюжетных картинок.

Задание 1. «Восстанови по памяти». Вначале исследователь просит внимательно рассмотреть картинки и постараться запомнить их последовательность. Далее логопед меняет последовательность картинок и просит ребенка восстановить всё по сюжету. Задание направлено на формирование умения по памяти воспроизвести последовательность изображений.

Задание 2. «Найди картинки». Исследователь читает сказку (рассказ) и просит детей внимательно ее слушать, а после подобрать соответствующие изображения к данному рассказу. При выполнении этого задания дети учатся подбирать соответствующие сюжету предметные изображения.

Задание 3. «Чего не хватает?». В начале исследователь просит внимательно рассмотреть картинки и вставить нужное изображение в месте пропуска. Задание направлено на формирование умения анализировать сюжет и находить изображения для определенного места сюжета.

Задание 4. «Найди лишнее». В начале исследователь просит внимательно рассмотреть картинки и найти лишнюю. Задание направлено на формирование умения находить лишнее изображение путем анализа.

Обучение рассказыванию начинается с описания предметов. Мы использовали следующие задания:

Задание 1. «Лисенок». Исследователь ставит на стол игрушку-лисенка на стол и предлагает детям ее рассмотреть. После рассмотрения логопед предлагает детям послушать подробное описание лисенка («Он весь рыженький и пушистый. Мордочка у лисенка озорная, глаза синие, блестящие, словно синие пуговицы. На шее у лисенка белый банк и белая кисточка на длинном пушистом хвосте). Затем исследователь предлагает детям еще раз рассмотреть игрушку и рассказать какого цвета у него глаза, шубка и т. д.

Задание 2. «Волшебная корзинка». Исследователь ставит корзинку на стол, достает из нее фрукт и задает вопросы («Что это? Какой он на вкус? Какого он цвета?») Данное задание направлено на закрепление умения описывать предметы.

Задание 3. «Что есть у игрушки?». Исследователь предлагает ребенку сравнить себя с игрушкой (уточка, солдатик, кукла). («У уточки клювик, а у меня носик», «И солдатик, и я смелые», «Я живая, а кукла хоть и двигается, но все равно не живая, а только кукла»). Данное задание направлено на формирование навыка описания предметов, развитие внимания и мышления.

Задание 4. «Сравни». Исследователь дает ребенку два предмета, затем просит рассказать о них: чем отличаются и что в них общего. Данное задание направлено на формирование навыка описания предметов, мышления и внимания.

Задание 5. «Узнай по описанию». Исследователь раздает детям по 2 предмета и описывает какой-нибудь предмет из отданных детям. Дети должны угадать. о каком предмете идет речь. Данное упражнение направлено на умение составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию.

Упражнения, направленные на обучение пересказу с опорой на серию сюжетных картинок, с опорой на сюжетную картинку и без опоры.

Задание 1. «Курочка Ряба». Вначале исследователь показывает детям сказку на компьютере, затем рассказывает детям сказку «Курочка Ряба» и в ходе прочтения просит детей находить, называть изображение героев сказки и выставлять их на магнитную доску. Ели у ребенка речь достаточно развита, можно предложить ему повторить небольшой отрывок сказки. (например: Жили-были дед да баба»). Если же речь развита недостаточно, то можно предложить ему только закончить начатую логопедом фразу. Можно предложить детям сопровождать действия имитированием движений: «бил бил» - постукивать кулачком одной руки по пальцам, сжатых в кулак второй руки, «не разбил» - развести руки в стороны. Затем логопед повторно проговаривает сказку вместе с детьми с опорой на сюжетные и предметные картинки. Затем исследователь просит детей рассказать сказку по сюжетной картинке с опорой на наводящие вопросы. Если наблюдается положительная динамика в предыдущих заданиях, исследователь предлагает пересказать сказку без опоры на картинки, задавая вопросы ребенку по сюжету («Какое снесла курочка яичко? Золотое или простое?» и т. д.).

Задание 2. «Репка». Вначале исследователь показывает детям сказку на компьютере, затем рассказывает ее с использованием предметных и сюжетных картинок. В это время дети должны находить и выставлять на доску всех героев по порядку. Если у ребенка речь достаточно развита, можно предложить ему повторить небольшой отрывок сказки. (например: «Выросла репка большая-пребольшая). Если же речь развита недостаточно, то можно предложить ему только закончить начатую логопедом фразу. Затем логопед повторно проговаривает сказку вместе с детьми с опорой на сюжетные и предметные картинки. Затем исследователь просит детей рассказать сказку по сюжетной картинке с опорой на наводящие вопросы. Если наблюдается положительная динамика в предыдущих заданиях, исследователь предлагает пересказать сказку без опоры на картинки, задавая вопросы ребенку по сюжету.

Упражнения, направленные на обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок и по сюжетной картинке.

Задание 1. «Вор-мухомор». Исследователь раскладывает перед ребенком серию из трех картинок, предлагает их рассмотреть и составить по ним рассказ.

Задание 2. «Заяц парашютист». Исследователь раскладывает перед ребенком серию из двух картинок, предлагает их рассмотреть и составить рассказ.

Задание 3. «Черепаха и лягушки». Исследователь раскладывает перед ребенком серию из трех картинок, предлагает их рассмотреть и составить по ним рассказ.

Упражнения, направленные на обучение рассказа-описания

Задание 1. «Кукла». Исследователь представляет куклу детям и просит внимательно ее рассмотреть, затем задает вопросы, на которые дети должны ответить. В конце логопед приводит пример короткого рассказа про куклу и практикует рассказы с каждым учеником («Это кукла Маша. Она красивая. У нее красное платье, белые туфли. С ней можно поиграть. Кто хочет рассказать о Маше так же как я?») Данное задание направлено на формирование у детей составления простого описания предмета и составление короткого рассказа-описания.

Задание 2. «Овощи и фрукты». Для составления описаний исследователь подбирает искусственные фрукты и овощи с ярко выраженными, легко определяемыми при восприятии признаками. Простое описание предмета первоначально состоит из 4-5 фраз и включает его название, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и некоторых отличительных свойств (вкусовые качества и др.). Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает педагог, например: «Это лимон. Лимон желтого цвета. По форме лимон овальный. На ощупь он твердый. На вкус лимон кислый», «Это яблоко. По форме оно круглое. Это яблоко красного цвета. На вкус оно сладкое, на ощупь твердое, гладкое. Яблоки растут на яблоне, в саду. Их едят. Они полезны. Яблоко — это фрукт».

Таким образом, использование специальных приемов, методов и иллюстративного материала в значимой степени способствуют формированию диалогической и монологической связной речи у детей на уроках по речевой практике. У учащихся совершенствуется речевой опыт, обогащается языковая база устных высказываний, формируется выразительная сторона речи, развивается навык построения устных связных высказываний, воспитывается культура речевого общения.

Публикации по теме:

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Фотоотчет о тематическом мероприятии «Синичкин день» для детей с умственной отсталостьюФотоотчет о тематическом мероприятии «Синичкин день» для детей с умственной отсталостью Фотоотчет "Синичкин день" для детей с У. О в развитии. Синички - одни из самых узнаваемых птичек у детей. Дети знают, что от других птиц.

Фотоотчет «Украшаем дымковскую барышню с детьми с умственной отсталостью в развитии»Фотоотчет «Украшаем дымковскую барышню с детьми с умственной отсталостью в развитии» Фотоотчет. " Украшаем дымковскую барышню". Дымковские игрушки очаровывают своими простыми, плавными линиями, яркими красками и заложенным.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Логопедическая работа по развитию связной речи у младших школьников с умственной отсталостью на уроках по речевой практике
Опубликовано: 5 февраля 2025 в 17:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая работа по развитию связной речи у младших школьников с умственной отсталостью на уроках по речевой практике» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Улановская (УИ 2309056) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД