татьяна алексеева
Развитие ручной умелости средствами разных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, формирования навыков самообслуживания и подготовки детей к школе.
Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик.
Исходя из этого, я определила цель своей работы: развитие мелкой моторики у детей эффективными методами и средствами.
В своей работе поставила следующие задачи:
Публикация «Развитие ручной умелости средствами разных видов деятельности» размещена в разделах
1. Учить детей разным способам работы с пластилином, природным материалом, бумагой для развития мелкой моторики рук.
2. Дать детям возможность самостоятельно создавать оригинальные рисунки с помощью уникальной методики «рисования резиночками».
3. Учить детей планировать свою работу и доводить ее до конца.
4. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
5. Развивать тонкие движения пальцев и всей руки в целом, способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
6. Развивать речь, память, внимание, творческие способности детей.
7. Воспитывать усидчивость, сосредоточенность, аккуратность, уважительное отношение к своему и чужому труду
Наметила следующий план работы:
1. Подобрать и изготовить практический материал по данной теме.
2. Организовать развивающую среду в группе.
3. Разработать тематический план работы с детьми.
4. Провести работу с детьми по развитию мелкой моторики рук.
5. Взаимодействовать с родителями.
Начала свою работу по данному направлению с подбора и изготовления практического материала для развития мелкой моторики рук. Оформила в группе уголок для развития мелкой моторики рук, где размещала материалы для игр, с учетом освоения детьми двигательных навыков. Работу с детьми организовала через различные виды деятельности : занятия, совместную и самостоятельную деятельности.
Методы обучения
• Наглядный: обследование предметов, образец, показ способов действий, анализ детских работ.
• Словесный: объяснение, пояснение, указание, вопросы к детям, художественное слово, поощрение.
• Практический: индивидуальная коррекционная работа с детьми в свободной деятельности, развивающие игры.
• Исследовательский: цвет, оттенки, расположение.
Предполагаемые результаты
• Развитие мелкой моторики рук.
• Развитие речи, внимания, детского творчества.
• Подготовка руки к приобретению в дальнейшем навыков письма. Создание благоприятной базы для более успешного обучения в школе.
Дидактический материал и техническое оснащение
• Математические планшеты, наборы резинок, схемы.
• Пластилин, дощечки, клеёнки, стеки, тряпочки.
• Природный материал (косточки, семечки, крупы, дощечки с основой из пластилина.
• Цветная бумага, ножницы, клей, тряпочки.
• Магнитофон, аудио записи (диски, кассеты).
• Иллюстративный материал по лексическим темам.
• Картотека игр с пальчиками по лексическим темам.
• Трафареты, шаблоны, карандаши.
Используемые виды деятельности по развитию ручной умелости :
Пластилинография
«Рисование резиночками» на математическом планшете
Аппликация из природного материала
Массаж пальцев рук с помощью мелких предметов.
Тематический план работы с детьми 5-6 лет
Тема Содержание
Конструируем по уникальной ме-тодике «рисования резиночками»
• «Вазы»
• «Мордочка собаки,
• кошки»
• «Заяц»
• «Корона, звезда»
• «Предметы быта»
• «Узоры»
• «Ракета»
• «Корабль, лодка»
• «Рыбы»
• «Жуки» Учить детей «рисовать резиночками» по образцу, используя формат схемы А4. Развивать у детей творчество в констру-ировании по методике «рисования ре-зиночками». Развивать тонкие движения пальцев и всей руки в целом, мышление, память, внимание, речь. Воспитывать у детей взаимопомощь.
Творим сами (пластилновые и бумажные фантазии, мозаика из природного материала)
Пластилинография:
«Фрукты» (по выбору детей)
«Ветка рябины»
«Котёнок»
«Снеговик»
«Катаюсь на коньках»
«Железнодорожный вокзал»
«Мимоза для мамочки»
«Грач»
«Мать-и-мачеха»
Мозаика из природного матери-ала:
«Фрукты»
«Дерево»
«Мебель»
«Зимняя одежда»
«Перелётные птицы»
«Цветы в вазе»
«Пёстрый мир бабочек»
Аппликация- мозаика:
«Котёнок играет с клубком»
«В лесу» (коллективная работа)
Учить детей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения. Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестками.). Развивать у детей творческие способности, самостоятельность, желание доводить начатое дело до конца.
Учить детей работать с природным мате-риалом способом мозаики, подбирая необ-ходимые косточки, семечки, крупы в соот-ветсвии с цветом, особенностями внешнего вида изображаемого. Развивать творческие способности в работе с природным материалом. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к используемым ма-териалам.
Учить детей создавать образы способом мозаики из бумаги, передавать особенности внешнего вида, подбирая бумагу нужной цветовой гаммы. Закреплять умения аккуратно и экономно использовать материалы. Развивать мелкую моторику, внимание, память. Воспитывать чувство коллективизма, умение договариваться, помогать друг другу.
Мониторинг ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ОВЛАДЕВШИЙ НЕОБХОДИМЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ»
Фамилия, имя ребенка У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности Итоговый показатель но каждо-му ребенку
продуктивной трудовой самообслуживания (среднее значение
сентябрь май сентябрь май сентябрь май сент май
Оценка уровня развития :
1 балл - требуется внимание
2 балла – требуется корректирующая работа педагога
3 балла – средний уровень развития
4 балла – уровень развития выше среднего
5баллов – высокий уровень развития
Массаж детям с предметами и приспособлениями
Массаж ладоней и пальцев можно выполнять различными предметами. И лучше всего начинать с использования специальных ребристых мячиков или мячиков с резиновыми шипами. Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, максимальным).
Массажные (сенсорные) мячики сделаны из резины, латекса, пластмассы, предназначены для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Шипы на поверхности мячи при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Маленькие мячики и шарики умещаются в детской ладошке, - незаменимый предмет для самомассажа. Дети с удовольствие выполняют несложные комплексы упражнения.
• Массаж специальным шариком Су-Джок.
Пальчиковая гимнастика в стихах, сказках. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации.
Использование массажера при выполнении гимнастики во время физ. минутки
•Массаж деревянными валиками (дети повторяют слова и выполняют действия с валиком в соответствии с текстом)
• Упражнения для массажа карандашами
• Массаж грецкими орехами
С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Желательно иметь орехи различной величины, крулой и продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.
• Массаж деревянными катушками