МААМ-картинки

Методическая разработка «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»

Елена Пудова
Методическая разработка «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колокольчик»

Программа дополнительного образования

для детей 3-4 лет (младшая группа)

«Я познаю мир»

Руководитель:

воспитатель первой квалификационной категории Пудова Елена Юрьевна

«Развитие познавательного отношения к окружающей действительности у детей младшего дошкольного возраста посредствам опытно-экспериментальной деятельности»

Публикация «Методическая разработка „Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

«Прежде чем давать знания надо научить думать, воспринимать, наблюдать».

В. Сухомлинский

Пояснительная записка

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Пункт – 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач : развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Игра является основным видом детской деятельности. Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности и является одной из разновидностей игры. Поэтому выбранная мной тема «Развитие познавательного отношения к окружающей действительности у детей младшего дошкольного возраста посредствам опытно-экспериментальной деятельности» имеет большое значение и не утратит своей актуальности.

Цель программы: Способствовать развитию познавательной активности детей.

Задачи:

1) Предоставить детям возможности познавать окружающий мир через все виды восприятия.

2) Создать в группе уголок для экспериментирования «Хочу всё знать» и систематически пополнять его новым материалом и оборудованием.

3) Проводить совместно с детьми простейшие демонстрационные опыты для выяснения свойств предметов и материалов.

4) Помочь родителям осознать важность развития познавательного отношения к окружающей действительности у детей. Сделать родителей союзниками в данном вопросе.

В основу моей работы положены рекомендации авторов программы «Радуга» и многолетний опыт работы нашего детского сада. Материал я адаптировала на свою работу. Сложилась система, дающая положительный результат, что стало возможным благодаря решению поставленных задач, а так же созданию атмосферы доброжелательности, доверия, взаимопонимания, сотрудничества, положительного эмоционального настроя.

Я ребёнок и ты ребёнок

У меня нос и у тебя нос

У меня щёчки гладкие и у тебя щёчки гладкие

У меня губки сладкие и у тебя губки сладкие

Я твой друг и ты мой друг

Любим мы друг друга.

Ну, вот положительный настрой создан. И я приглашаю Вас совершить экскурсию в уголок нашего экспериментирования: «Хочу всё знать».

Объект – вода

тазик детский шампунь

пластиковые губка

стаканчики

баночки с сахаром

и солью монетки

спички трубочки

гуашевые и формочки

акварельные

краски

Объект «Крупа»

коробки с крупой мешочки с различными для рисования видами крупы

ситечко «шумелки»

Объект – Воздух

вертушки - мыльные

хохотушки пузыри

воздушные

шары пёрышки

султанчики - хулиганчики

Объект – растения

емкости для палочки для

посадки растений рыхления

земля

Объект – песок

формочки совочки

трубочки вода

пластиковые

бутылочки

Так как процесс экспериментирования затрагивает все сферы деятельности детей и осуществляется не только в специально-организованной образовательной деятельности, но и в совместной деятельности педагога с детьми, и в самостоятельной деятельности детей, поэтому весь материал и оборудование являются переносным. И могут использоваться во всех видах детской деятельности.

А чтобы Вы не заскучали, шагаем дальше.

У меня не простые малышки,

А растут у меня «любопышки»

Хотят обо всем на свете узнать

Их девиз: «Хочу все знать!»

А вы хотите узнать? Тогда читайте!

Объект Деятельность Задачи

Вода 1. Наблюдаем из окна группы, как идёт дождь на улице, как капельки стекают по стеклу, барабанят по крыльцу. А дорожки становятся мокрыми. Дождик – это вода! Вышли на прогулку – удивились! Лужи разной формы и размера.

2. Ах! Как приятно мыть руки! Водичка льётся из крана. Она бывает холодная, теплая. Сели кушать, а там суп – его не приготовить без воды и компоты тоже.

Ой, разлили воду, потекла она по подносу, получилась лужа. И мы пришли к тому, что вода течёт, льётся.

3. Перелили воду из стакана в стакан, получили водяные водопадики. Добавили разноцветную воду разноцветные водопадики.

4. Добавили щепотку соли, получили солёную воду. Куда же исчезла соль? Добавили сахар, получили сладкую воду, и сахар пропал.

5. Взяли камешки и забросили в воду, а они утонули.

Вода прозрачная, нам их видно.

А вот палочки деревянные, да кораблики бумажные держатся на плаву лёгкие они. Вызвать у детей эмоциональный отклик при непосредственном общении с водой (П, К)

Обратить внимание детей на воду в различных условиях, выделяя её способность растекаться.

Расширять пассивный и активный словарь на основе знакомства детей с окружающей действительностью и углублять представления о ней за счё т слов: льётся, разливается, течёт, растекается, бежит, выливается, вода, водичка, водица, текучая (П; 4Х,К)

Расширять знания детей о свойствах воды : прозрачная, текучая, в ней растворяются вещества (П, З, С)

Знакомить детей с некоторыми материалами (камень, дерево) выделять их свойства и качества (Б, П, К)

Крупа Много-много разных круп, выбирай любую!

1. Пересыпаем из стаканчика в стакан, установим их сыпучесть. А тут ситечко возьмём и крупу переберём, отделим мы гречку от манки. Глазками посмотрим и увидим мелкие крупинки.

2. Пальчиком потрогаем, в кулачке зажмём, нарисуем здесь узор. Поиграли! Крупинки еще умеют по-разному шуршать!

3. Сели завтракать. Вот чудо! Это же крупинки, с которыми вчера играли.

Вот как – увидели и узнали крупу в приготовленной каше. Проводить игры и упражнения, направленные на сенсорное развитие (количество, величина) (П, Х, Т)

Развивать у детей различные виды восприятия формировать основы исследовательской деятельности (Б)

Воздух 1. Мы вдыхаем – выдыхаем воздух. Если подуем на вертушки, то закрутятся подружки. Воздушные шары – круглые, пузатые, что у них внутри? – воздух!

2. Берём губки из паралона, начнём опускать в воду, сожмём и разожмём их, увидим пузырьки, которые поднимаются вверх, потому что воздух лёгкий.

3. Устроим праздник мыльных пузырей, надуем пузырей целую миску – вот как много пены (белой, пушистой, мягкой, как вата)

А можно сделать пузырь круглый, блестящий. Вызывать у детей радостный положительный настрой при проведении опытно-экспериментальной деятельности.

Познакомить детей со свойствами воздуха – движением (движение воздуха – ветер, легкость (П, К, Б, Ф, ХТ)

Дать детям представление о том, что воздух вокруг нас.

Песок 1. Солнце на улице, высох песок. Не получается пирожок, рассыпается песок. Мы его польём водой, вода просочится сквозь песок, станет мокрым он. Мокрые песчинки держатся друг за друга, не рассыпается песок. Вмиг получился пирожок.

2. Трубочки возьмём и подуем на песок, сухой летит, а мокрый нет.

3. Формочки свои возьмём и песочком их набьём. Были формочки пустые, да стали полные. Сухой песок лёгкий, а мокрый тяжёлый.

Ой, устали! Отдыхать! Пошлёпали ладошками по мокрому песку, оставили следы, а на сухом песке следы очень быстро пропали. Познакомить со свойствами песка : состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыпется, пропускает воду, на песке остаются следы, мокрый песок тяжелее сухого (П, К, С, ХТ, Б, З)

Формировать у детей любознательность.

Веточки деревьев 1. Созерцали, как на дереве, листочки распускаются.

А мы веточку возьмём, в свою группу принесём. В воду мы её поставим, распускаться там заставим, а в стакане без воды не распустится, увы! Всему живому необходима вода для жизни.

Веточка – она живая, тонкая, хрупкая. Сломать её легко. А веточке – больно! Формировать позитивное бережное отношение к окружающему миру;

Развивать познавательное отношение к окружающей действительности.

Показать детям значимость воды для всего живого. (П, К, Т)

Знакомить детей с понятием «живая природа»

Лук Будем огородниками, совершим посадку лука. И станем его выращивать. Будут у нас витамины прямо в группе.

День прошел – не видно,

Другой прошел – обидно!

А на третий день – Ура, лучок выглянул с утра.

А что же там внутри луковицы? Уточнить представления детей о луковице.

Показать необходимость света и воды для роста и развития растений (П, К, Т)

Формировать созидательное отношение к окружающему миру.

Таким образом, с игрою, с душою и с огромным интересом я планирую свою работу с детьми.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через разные виды наглядной агитации, я убеждала родителей в необходимости повседневного внимания к стремления ребёнка узнавать новое, помощь в «самостоятельном» выяснении непонятного. Именно родители выступают помощниками и союзниками. С родителями я организовала сбор упаковочных (бросовых материалов, которые используются для проведения различных опытов. Сбор природного материала для проведения исследований.

Проведение опытов, наблюдений, помогает развить у дошкольников познавательный интерес. Активизирует мышление, способность к формированию основ научного мировоззрения. Постоянная и целенаправленная работа с детьми позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию личности.

И так! Поощряя детскую любознательность, углубляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

В своей работе по опытно-экспериментальной деятельности я определила критерии оценки уровня развития знаний, умений и навыков у дошкольников по областям. Опыт отслеживала с февраля 2021г. Участвовало 17 детей.

Познание

Критерии оценки

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Выделяет свойства и качества некоторых природных материалов. Принимает активное участие в экспериментировании с ними. Затрудняется в выделении свойств и качеств природных материалов. Участвует в экспериментировании в качестве наблюдателя. Не выделяет свойств и качеств материалов. Не проявляет особого интереса к экспериментальной деятельности.

Результаты обследования

Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали намного активнее, наблюдательнее, внимательнее.

Практически все дети принимают активное участие в экспериментировании.

Коммуникация

Критерии оценки

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

В активном словаре ребёнка достаточно слов об окружающей действительности и представлений о ней. Ребёнок умеет обобщать понятия, фрукты, овощи, животные, птицы, игрушки, растения. Использует в речи определения. В активном словаре ребёнка есть слова об окружающей действительности и представлении о ней. Обобщает понятия с помощью наводящих вопросов взрослого. Используемые в речи определения однообразны. В активном словаре недостаточно слов об окружающей действительности. Не умеет обобщать понятия не использует в речи определения.

Результаты обследования

Благодаря систематической работе с использованием детского экспериментирования наблюдается положительная динамика.

ФЭМП

(формирование элементарных математических понятий)

Критерии оценки

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Знает порядок следования чисел от 1 до 5. Различает группы предметов 1-2-3. Сравнивает предметы по количеству, используя обобщенное понятия «много-мало». Ориентируется на себе и в пространстве (вперед, назад, сбоку, позади)

Понимает слова, выражающие контрастные качества (большой-маленький, длинный-короткий, пустой-полный) Затрудняется в счёте в пределах 5.

Путает группы в 1-2-3 предмета.

Ошибается, сравнивая предметы по количеству. Слабо ориентируется в пространстве. Затрудняется в понимании слов, выражающие контрастные качества. Не владеет счетом в пределах 5. Не умеет сравнивать предметы по количеству. Не ориентируется в пространстве, не понимает значения слов, выражающих контрастные качества.

Результаты обследования

Таким образом, работа направленная на развитие познавательной активности к окружающей действительности у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности дала положительный результат.

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю».

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь

1. «Узнаём, какая вода?»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер.

3. «Поиграем с солнышком»

Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или тёмные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка?»

Цель: познакомить со свойствами песка :(состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь

1. «Чудесный мешочек»

Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»

Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»

Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»

Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь

1. «Волшебные дощечки»

Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Лёгкий – тяжёлый»

Цель: показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»

Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, её качества и свойства?»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнётся, бьётся, размокает).

Декабрь

1. «Горячо – холодно»

Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»

Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твёрдый предмет.

3. «Окрашивание воды»

Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»

Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Январь

1 «Игры с соломинкой»

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его лёгкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2 «Снег. Какой он?»

Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится).

3 «Как из снега получить воду»

Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4 «Как воду превратить в лёд»

Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лёд при низких температурах).

Февраль

1 «Изготовление цветных льдинок»

Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2 «Мороз и снег»

Цель: закрепит знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3 «Свойства льда»

Цель: познакомить со свойствами льда (лёд – это твёрдая вода, в тепле лёд тает, учить устанавливать простейшие закономерности.

4 «Ветер по морю гуляет»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март

1 «Плавает – тонет»

Цель: учить детей определять лёгкие и тяжёлые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2 «Бумага, её качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять её качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется, горит).

3 «Посадка лука»

Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4 «Лёгкий – тяжёлый»

Цель: развивать представление о весе предметов.

Апрель

1 «Здравствуй, солнечный зайчик»

Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2 «Веточка берёзы»

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3 «Древесина, её качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять её качество (твёрдость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьётся, не тонет в воде).

4 «Что в пакете»

Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, тёплым, влажным.

Май

1 «Спрячь пуговку»

Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная, вода изменяет цвет.

2 «Пирожки для Мишки»

Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3 «Сравнение песка, почвы и глины»

Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка беседы по экологии. Сказка «Репка на новый лад» для детей младшего дошкольного возраста 3–5 лет Методическая разработка по защите окружающей среды. Сказка "Репка на новый лад". Конспект беседы о защите окружающего мира. Может проводиться.

Методическая разработка. Развивающая игра В. Воскобовича с детьми младшего дошкольного возраста Методическая разработка. Развивающая игра В. Воскобовича с детьми младшего дошкольного возраста. Методическая разработка. Содержание:Авторская.

Методическая разработка развивающей дидактической игры по типу Кругов Луллия для детей младшего дошкольного возрастаМетодическая разработка развивающей дидактической игры по типу Кругов Луллия для детей младшего дошкольного возраста Словесная дидактическая игра (три в одном): «Детки потерялись» «Угадай кто где живет?» «Наши животные проголодались». Актуальность авторской.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 августа 2023 в 13:07
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пудова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД