Жукова Марина Фиркатовна
Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ЗПР «Путешествие в страну эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ЗПР
«Путешествие в Страну эмоций»
Пояснительная записка
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности. Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста. Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» заменяется более доступным понятием «настроение». «Проблема современного ребенка в том, что недостаточно развита эмоциональная сфера, а именно — дети не умеют откликаться на чувства и состояния других людей, неадекватно реагируют на многие вещи. В наше время лучшими друзьями детей являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. Это приводит к тому, что дети меньше общаются и со взрослыми, и со сверстниками; дошкольники невнимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать свои эмоции. Но мы все знаем, что общение значительно обогащает жизнь, делает ее ярче и интересней».
Публикация «Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ЗПР „Путешествие в страну эмоций“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Дошкольный возраст — достаточно короткий период жизни человека. Поэтому очень важно именно в это время заложить хорошие основы личности. Одной из таких основ является эмоциональная сфера. «Ребенок 4- 5 лет — это маленький человек, обладающий достаточно разнообразным спектром эмоций. Его чувства и переживания связаны, в основном, с атмосферой в семейном кругу. Новые умения и интересы способствуют проявлению целого спектра разнообразных эмоций ребенка. У дошкольника постепенно усложняется гамма эмоций и чувств : он уже может чувствовать не только радость или страх, но и грусть и жалость, нежность, застенчивость, удивление и т. д. Ребенок уже может выражать чувства, применяя разную интонацию и мимику».
Развитие и воспитание эмоциональности ребенка заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребенка, а направлять их в нужное русло. «Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников мы проводим в двух направлениях: – формирование умения распознавать и сравнивать эмоции : весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и т. д. – формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими. Эмоциональное воздействие на ребенка мы осуществляем при помощи игровых методов: – использование различных сюжетно-ролевых игр – используя игры на развитие воображения – прослушивание музыки и обсуждение ее – использование мимических этюдов – чтение сказок и рассказов – использование подвижных и коммуникативных игр».
Многие дидактические игры мы сделали своими руками. В своей работе мы используем нетрадиционные техники рисования, такие как: – рисование крупой – рисование штампами – рисование листьями – рисование мятой бумагой – рисование зубной щеткой и зубочисткой и т. д. Можно с уверенностью сказать, что такие занятия раскрепощают эмоциональную сферу ребенка. В театральных играх учим детей исполнять различные роли. Ребята с удовольствием играют героев противоположного пола, отрицательных героев: бабу Ягу, Кощея Бессмертного, волка и т. д. Наблюдая за поведением дошкольников, можно смело сказать, что использование мимических этюдов в нашей работе приносит очень хорошие результаты. Для этого мы учимся с различным выражением читать одно и то же стихотворение: радостно, грустно, удивленно и т. д. В ходе занятий дети переживают разные эмоциональные состояния.
Важнейшим компонентом эмоционального развития ребенка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно способности к сочувствию и понимаю переживаний и эмоций других людей. Ребенок, у которого развита эмпатия, всегда войдет в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.
«Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убежден, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от хорошего умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».
Формирование эмпатии у дошкольника — это залог успешного обучения в школе, его легкой социализации, беспроблемного общения. Именно поэтому мы даем рекомендации родителям: уделять внимание развитию эмпатии наряду с развитием интеллектуальных, коммуникативных, познавательных, творческих и физических способностей ребенка. Для этого им необходимо как можно больше времени проводить с собственным ребенком, не позволяя ему уткнуться в гаджеты. Создавать в семье теплую атмосферу, объяснять ребенку принципы существования в обществе, разбирать вместе с ним различные жизненные ситуации. Развивать у дошкольника позитивные черты характера, учить делать полезные поступки, проигрывать вместе с ребенком различные эмоции, стоя у зеркала. Разумеется, все вышеприведенные советы и рекомендации способны дать желаемый эффект только в том случае, если родители не будут жалеть времени и сил для занятий со своим ребенком. Родителям важно понимать, что в одиночку детям совершенно невозможно справиться со своими проблемами, а при поддержке старших они порой способны творить чудеса. Понятно, что при сегодняшнем сумасшедшем темпе жизни все очень заняты. Но все же, несмотря на усталость и плохое настроение, нужно постараться уделять ребенку как можно больше внимания. Попытаться сделать климат в семье эмоционально комфортным и максимально благоприятным для его развития.
Трудовая и творческая деятельность также помогут формированию эмоциональных переживаний : – радости от успеха – вдохновению – сочувствию сверстникам – удовлетворению или недовольству результатом. В творческой деятельности ребенку проще проявить себя, показать свой взгляд на мир. Эмоции помогают определенным образом воспринимать действительность, реагировать на нее. Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, четко выражать свои желания и общаться с людьми — все это зависит от того, как развита эмоциональная сфера ребенка.
Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Человек реагирует на окружающий мир посредством эмоций. Поэтому необходимо развивать эмоциональную сферу ребенка с раннего возраста при помощи разных видов воздействия, отдавая предпочтения игровым методам. «Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Невозможно, да и не нужно, полностью ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению.
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Замечательные качества, заложенные в каждом ребенке — его активность, стремление к самостоятельности, настойчивость, гибкость, и эмоциональность — ведут к развитию его талантов и характера.
Конспект совместной деятельности
педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ЗПР
«Путешествие в Страну эмоций»
Цель: развитие эмоциональной сферы и компетентности дошкольников, формирование доброжелательных, дружеских взаимоотношений в коллективе, среди сверстников, а также с взрослыми.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с миром эмоций, формировать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме;
- закрепить умение ребенка, понимать свои эмоции и понимать эмоции и чувства окружающих людей;
-совершенствовать коммуникативные навыки детей;
- воспитывать доброжелательность, сочувствие, уважение к личности товарища и принятие индивидуальности каждого ребенка.
Ожидаемые результаты:
- понимают свои эмоции и эмоции других людей;
- способны сдерживать себя и выражают свои эмоции в социально приемлемой форме;
- выражают доброжелательность в общении с детьми и с взрослыми.
Предварительная работа:
1. Подготовительный этап :
- изучение литературы (см. перечень используемой литературы)
- изготовление наглядно-тематического материала;
- обогащение предметно-пространственной среды;
2. Практический этап:
– беседа с детьми о чувствах, эмоциях;
- игры-телесные, мимические, эмоциональные;
- чтение художественной литературы -сказка «Буратино»
3. Итоговый этап:
- проведение совместной деятельности;
Материалы и оборудование: цветные карточки с изображением разных эмоциональных состояний, фотографии героев сказки «Буратино», картинки грустного короля и королевы, стулья по количеству детей, столы, мяч, картинки с изображением эмоций, красный волшебный мешочек, карточки-пиктограммы с заданием, смайлики-пиктограммы из бумаги с эмоциями, черный-плащ, радостные смайлики по количеству детей.
Формы работы с детьми : подгрупповая.
Время проведения: 25 минут.
Наполняемость группы : от 4 до 7 детей.
Ход занятия:
I. Вводная часть. Приветствие
Дети вместе с педагогом заходят в группу и становятся в кружок.
Психолог:
- Добрый день ребята, я рада сегодня вас всех видеть, какое у вас сегодня настроение? Давайте друг с другом поздороваемся и поделимся своей добротой, будем передавать мяч и говорить: «Здравствуй Настенька, я рада тебя видеть. Привет Леша, как здорово, что ты здесь».
А теперь мы вместе произнесем:
Добрый день! Добрый день!
Солнце, свет, земля!
Очень рады видеть вас
Мои друзья и я!
Психолог: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в «Страну эмоций». А на чём мы можем отправиться в путешествие?
(Дети перечисляют- самолет, поезд, автомобиль).
А посмотрите на, что это похоже (стулья поставлены как места в автобусе и есть место для водителя). Правильно - это автобус! Давайте отправимся в путешествие на этом волшебном автобусе!
Психолог: На колесах едет дом.
Люди могут ездить в нем,
По бокам – большие окна,
Сверху крыша, чтоб не мокнуть.
Дом автобусом зовут,
У него есть свой маршрут.
II. Основная часть
Игра «Подбери маску»
Психолог:
Вот мы с вами приехали в «Страну эмоций». Я вам сейчас буду открывать красный волшебный мешочек,а вы будете по очереди на ощупь доставать смайлики и показывать эмоцию ту которая вам попалась, а мы попробуем отгадать эмоцию и определить настроение. Дети делятся своей эмоцией. «Кто изображен на картинке? В каком он настроении? Как вы думаете, почему у него такое настроение?».
Задаем наводящие вопросы: «Внимательно посмотрите, он улыбается? Ей радостно? Или она сердится? Какие у нее глаза? Веселые или испуганные?».
Просим детей рассказать, когда у тебя было такое настроение: «Когда тебе грустно? Страшно? Когда ты чего-то боишься? А когда у тебя был самый радостный день?»
Лучше не выводить детей из их эмоционального переживания, а дать детям выговориться. Вопросы нужно задавать очень осторожно, учитывая эмоциональные реакции ребенка.
(Дети изображают себя в образах и сопоставляют свое настроение с настроением других детей в группе)
Игра «Подумай и ответь»
Сейчас мы поиграем. У меня есть фотографии с изображением героев из сказки «Буратино» (радостный Буратино, грустный Пьеро, злой Карабас, удивленная Мальвина) Нужно рассказать какое настроение у каждого героя и выбрать подходящую пиктограмму смайлика к герою сказки.
1. Пиктограмма «Радость».
2. Пиктограмма «Удивление».
3. Пиктограмма «Грусть».
4. Пиктограмма «Злость»
- Какие вы молодцы! Все дружно справились!
Расскажите какой герой вам больше понравился?
(Ответы детей Буратино, Мальвина)
Какое становится настроение у вас, когда вы смотрите на Буратино?
(Ответы детей –веселое, радостное)
Какое у вас становится настроение, когда вы смотрите на Мальвину?
(Ответы детей-задумчивое, интересное, удивительное, хорошее)
Физкультминутка «Как живете?»
- Как живете? – Вот так! (Дети поднимают большой палец)
- Как плывете? - Вот так! (Руки перед грудью из центра в сторону)
- А бежите? – Вот так! (Бег на месте)
- Вдаль глядите? – Вот так! (Руки прикладывают козырьком к глазам)
- Ждете обед? – Вот так! (Подпирают рукой щеку)
- Машете вслед? – Вот так! (Машут рукой)
- Утром спите? – Вот так! (Руки под щекой)
- А шалите? – Вот так! (Надувают щеки, хлопают по ним руками)
- Здорово у нас получилось!
Скажите вам понравилась такая физкультминутка? (Дети отвечают) А какое упражнение было самым забавным –покажите? (Дети показывают)
Пальчиковая гимнастика «Грустные пальчики»
Наши пальчики грустят, (сжимают и разжимают пальцы рук)
Очень встретиться хотят, (поворачивают кисти рук вправо-влево)
По дорожке побегут (обеих рук «бегут» по столу)
В гости все они придут. (соединяют попарно пальцы рук и ритмично надавливают кончиками пальцев друг на друга)
Телесно-ориентированное упражнение «Погода».
Дети разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. Педагог-психолог предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.
Расскажите, что вам больше понравилось, ласковый ветер или град?
(Ответы детей-ласковый ветер)
Что вы почувствовали, когда стало светить ласковое, теплое солнышко?
(Ответы детей-стало хорошо, ярко, уютно)
Скажите пожалуйста, вас такое солнышко согрело?
(Ответы детей-как будто согрело, стало тепло)
Упражнение «Дорисуй смайлик»
Психолог: сейчас я раздам вам карточки –пиктограммы с заданием. Я их рисовала, но не успела их дорисовать и разукрасить. Посмотрите внимательно и определите, какому смайлику, чего то не хватает, какого он цвета. Посмотрите на образец
(радость-желтый, грусть-синий, спокойствие-зеленый, злость-красный, страх-коричневый, удивление-сиреневый).
(дети садятся за столы и выполняют задание)
Какие вы молодцы, справились с заданием!
Какого цвета смайлик у вас вызвал радость?
(Ответы детей- желтый)
Какой смайлик самый темный?
(Ответы детей- коричневый)
А что означает зеленый смайлик?
(Ответы детей-спокойствие)
Игра «Успокой короля - королеву»
- А сейчас мы с вами поиграем. К вам в гости пришли из грустной страны король и королева (показ картинки короля и королевы) Какое у них настроение?
(Ответы детей-грустное, мрачное, невеселое)
Дети а что мы можем сделать, чтобы они были добрыми и веселыми. (Пожалеть их и сказать добрые слова). Давайте каждый из вас будет превращаться в грустного короля или королеву, а мы будем жалеть их. Выбирается ребенок-король (королева, надеваем черный-плащ, остальные дети жалеют короля - королеву (вспоминая - добрые слова).
Давайте попрощаемся с королем и королевой, и отправимся назад на нашем волшебном автобусе в наш детский сад.
Психолог: На колесах едет дом.
Люди могут ездить в нем,
По бокам – большие окна,
Сверху крыша, чтоб не мокнуть.
Дом автобусом зовут,
У него есть свой маршрут.
III. Заключительная часть. Рефлексия
Психолог:
Ну, вот и закончилось наше необычное путешествие в «Страну эмоций» Давайте займем места в волшебном автобусе и отправимся в наш детский сад.
- Итак, ребята, давайте по очереди назовем все эмоции и настроения, которое было сегодня на занятии у смайликов? (Дети называют).
- А какие эмоции вызвало у вас наше сегодняшнее занятие, какое у вас было настроение? (Дети отвечают).
- Мне очень хочется, чтобы сегодняшнее ваше настроение продлилось на весь день, давайте встанем в круг, и по кругу передадим это хорошее настроение (Дети встают в круг и «передают» улыбку по кругу).
- Дети чтобы у вас было побольше положительных эмоций, я каждому дарю частичку радости – веселого смайлика чтобы, когда вам станет грустно вы посмотрели на него и улыбнулись!
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят дети на занятии:
1. Дети научатся понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние.
2. Научатся выражать собственные эмоции.
3. Научатся управлять своими эмоциями и чувствами.
Список литературы:
1. Азбука настроений: популярное пособие для детей и родителей /Сост. С. Е. Гаврина и др. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 16 с.
2. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка : структура, методы обучения, коррекции и развития. – М., 2014. – 304 с.
3. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль, 2016. – 144 с.
4. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Генезис, 2015. – 208 с.