Папки-передвижки

Методическая разработка программы дополнительного образования «Волшебный квилинг»

Галина Дудко
Методическая разработка программы дополнительного образования «Волшебный квилинг»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №9 "Радуга" станицы Варениковской муниципального образования Крымский район

ПРОГРАММА овладения элементарными приемами техники квиллинга

«Волшебный квиллинг»

(скручивание из бумажных лент)

старший дошкольный возраст

Автор:

старший воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №9 Дудко Галина Николаевна

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом заведующий МБДОУ

МБДОУ детский сад№9 детский сад №9

Публикация «Методическая разработка программы дополнительного образования „Волшебный квилинг“» размещена в разделах

протокол № от___г. ___

2014-2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Информационная карта 3

2. Аннотация (Проблема) 4

3. Введение (актуальность, противоречие, новизна, цели и задачи программы «Волшебный квилинг», ожидаемые результаты.) 5-8

4. Основная часть 8

4.1. Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим НОД, наполняемость групп); 8

4.2. Условия реализации программы; 8

4.3. Содержательная часть (Формы, методы и приемы, направления работы, типпрограммы, формы работы, ожидаемые результаты) 8

4.4. Принципы, лежащие в основе программы 9

4.5. Техническое оснащение НОД (оборудование и инструменты) 10

4.6. Методическое обеспечение программы «Волшебный квиллинг»10

5. Заключение (выводы) 12 Список литературы 13

Приложение

Приложение1. Диагностика результатов образовательной деятельности. Срез творческих и эстетических знаний и умений; 14

Приложение 2. Индивидуальная карточка учета проявления творческих способностей; 15

Приложение 3. Диагностика проявления творческих способностей по уровням. Оценка результатов по уровням; 16

Приложение 4. Содержание программы. Система работы с детьми (старшая группа) 17-21

Приложение 5

Система работы с детьми (подготовительная группа) 22-26

Приложение 6

Ксерокопия справки-подтверждения о представлении данной методической разработки на районном методическом объединении педагогов Варениковкого куста от 21.12.2015года;

Ксерокопия протокола районного методического объединения Варениковского куста на тему «Организация оюразовательного процесса с учетом ФГОС ДОО в рамках образовательной области художественно-эстетическое развитие» -протокол №2 от 21.12.2015года

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1. Учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №9 станицы Варениковской муниципального образования Крымский район

2. Название программы : «Волшебный квиллинг»

По обучению детей элементарным приемам техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

3. Ф. И. О., должность ведущего: воспитатель Дудко Галина Николаевна.

4. Тип программы : художественно-эстетическая деятельность.

5. Вид программы : развивающая.

6. Направление деятельности: прикладное творчество, конструирование из бумаги.

7. Продолжительность освоения программой : 2года(1раз в неделю).

8. Количество участников: 10человек.

9. Возраст участников: 5-7 лет.

10. Критерии отбора детей: На основе инициативы детей, запроса родителей, педагогов.

11. Форма организации: Групповая

12. Продолжительность НОД - старшая группа - 25мин., подготовительная - 30 мин.

2 .АННОТАЦИЯ

Проблема

Доказано, что дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е. А. Флерина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и т. д. Эффективным средством развития творчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ могут стать занятия квиллингом. Кроме того это еще и замечательный способ развития мелкой моторики. Этот вид работы с бумагой очень нравится детям, однако многие педагоги боятся использовать его на практике, т. к. плохо представляют себе сам процесс.

3. ВВЕДЕНИЕ

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

Мы чудо сотворить сумеем сами

Вот этими умелыми руками.

Актуальность

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений.

Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия.

С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).

«Волшебный квиллинг» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Освоение умений не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги способствуют концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, умению следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

Тематика НОД строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом образовательный и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “ Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа : материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Цель программы «Волшебный квиллинг»-–всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Цель данной методической разработки : ознакомление читателей с данными техниками работы с бумагой, дать обобщённо первоначальный материал для дальнейшего углубленного изучения темы; показать простоту и общедоступность данных техник работы с бумагой; по возможности расширить применение данных техник в работе с детьми.

Задачи программы :

Образовательные

• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

• Осваивать различные приемы работы с бумагой.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

•Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

• Развивать у детей способность работать руками, формировать умение к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

• Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Ожидаемые результаты.

В результате работы по данной программе дети :

– овладеют различными приемами работы с бумагой; будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

–смогут следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами; будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, познакомятся с искусством бумагокручения; овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.

4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

4.1. Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим НОД, наполняемость групп)

Программа «Волшебный квиллинг» рассчитана на 2 года (с детьми старшей и подготовительной к школе группы). Для успешного освоения программы численность детей в группе составляет 10 человек. Продолжительность НОД составляет 25-30мин. проводятся в двух подгруппах, четыре раза в месяц с сентября по май.

Количество НОД Количество детей в подгруппе

В месяц В год

4 34 10

4.2. Условия реализации программы

Условия реализации программы :

- Наличие материально-технического обеспечения;

- Систематичность посещения НОД «Волшебный квиллинг»;

- Регулярные отчетные выставки для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;

- Участие детей, в конкурсах детского творчества

4.3. Содержательная часть

Формы и методы.

В процессе НОД используются различные формы:

традиционные, комбинированные и практические упражнения; игры, конкурсы, соревнования и другое.

Методы :

Методы, в основе которых лежит способ организации НОД:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

•наглядный (иллюстрации, наблюдения, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно- иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на НОД:

• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми

•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Среди приемов, используемых в процессе реализации деятельности, усиливающих мотивацию, следует назвать:

•- активизация и индивидуализация;

•- игры и игровые ситуации;

•- творческие работы и т. д.

Направления работы:

• Изготовление цветов в технике квиллинг.

• Изготовление сувениров и открыток к празднику.

• Конструирование.

Тип программы :

Программа «Волшебный квиллинг» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Давыдовой Г. Н. ,ХеленУолтер. ,Д. Чиотти. Ханны Линд, А. Быстрицкая,ДжейнДженкинс,О. С. Кузнецовой, Докучаевой Н. И

Формы работы:

•индивидуальная (каждый ребенок делает свою поделку);

• групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

•коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

4.4. Принципы, лежащие в основе программы

В основе программы лежат следующие принципы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (овладев элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

4.5. Техническое оснащение НОД.

Для НОД необходимо иметь:

Оборудование и инструменты:

- цветную бумагу,

- гофрированный картон;

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА,

- зубочистка

-бумажные полоски шириной 5-7 мм,

-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,

-ножницы,

- карандаши простые,

-линейка,

-кисточки для клея,

- салфетки,

- клеенка.

Оборудование:

- столы

-стулья

-мольберт

-доска

- плакаты

-образцы объектов труда

-инструкционные карты

4.6. Методическое обеспечение программы «Волшебный квиллинг»

I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы

1. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007г

3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С. В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.

4. О. С. Кузнецова, Т. С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.

5. Докучаева Н. И. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

6. А. Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.

7. Р. Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. - "Росмэн", Москва 1996.

8. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.

9. Д. Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С. - Петербург 1998.

10. https:/stranamasterov.ru

II. Материалы из опыта работы педагога

1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

2. Инструкционные карты сборки изделий

3. Образцы изделий

4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

5. Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы «Волшебный квиллинг».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы: Бумагокручение и бумагопластика – очень увлекательное занятие, которое нравится и взрослым, и детям. Не каждый ребёнок имеет способности к рисованию или лепке, а такие техники как бумагокручение и бумагопластика (с использованием пошаговой инструкции, технике выполнения, трафаретов и шаблонов, позволяет создавать оригинальные работы. Занятия с применением данных техник можно проводить как на НОД, так и в совместной с детьми работе вне образовательной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.

2. Р. Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. - "Росмэн", Москва 1996.

3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.

4. Д. Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С. -Петербург 1998.

5. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - "Просвещение", Москва 1991.

7. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва 1982.

4. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - "Искусство в школе", Москва 1995

8. С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М. :ИздательствоЭксмо; СПб. ; Валерии СПД, 2003.- 176 с.

9. С. Соколова. Игрушки из бумаги. М. : Издательство Эксмо; СПб. : Валерии СПД; 2003.-240 с.

Приложение

Система работы с детьми (старшая группа)

Первый год овладения предусматривает знакомство детей с таким видом работы с бумагой как квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Формирует умения работать индивидуально, в группах и коллективно.

Система работы с детьми (подготовительная группа)

Второй год овладения является продолжением первого, где дети продолжают знакомиться с конструированием и бумагокручением в технике квиллинг. Поэтому второй год овладения не только пробуждает интерес к творческому конструированию, но носит и воспитывающий характер, позволяет реализовать способности детей и развивать их. Хочется заметить, что работа с различными видами конструирования расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.

Публикации по теме:

Фрагмент рабоче программы воспитателя ДОО. Методическая разработка Зачёт воспитателя ДОО Лесных Веры Александровны КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ.

Методическая разработка раздела образовательной программы «Экспериментальная исследовательская деятельность» (старшая группа) Методическая разработка раздела образовательной программы Тема : «Экспериментальная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного.

Методическая разработка «В гостях у сказки» фрагмент рабочей программы. Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения.

Образовательная программа дополнительного образования (рекомендации по написанию программы) Образовательная программа дополнительного образования (рекомендации по написанию программы) 1. Образовательная программа дополнительного.

Открытое занятие в образовательной области «Познание» в средней группе на тему «Осень» Образовательная область «Познание» Открытое занятие в средней группе. Подготовила воспитатель: Жук Галина Тимофеевна. Задачи. Образовательные.

Паспорт проекта «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Наименование проекта Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования Основания.

План работы по неделе инклюзивного образования в МБДОУПлан работы по неделе инклюзивного образования в МБДОУ План проведения Недели инклюзивного образования «Разные возможности – равные права» в МБДОУ № Название Форма проведения 1.«Что такое инклюзивное.

Программа дополнительного образования «Мозаика из пластилина» ПРОГРАММА работы кружка «Мозаика из пластилина» (пластилинография) с детьми дошкольного возраста. «Руки учат голову, затем поумневшая голова.

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Занятие в кружке дополнительного образования «Мои права» Конспект занятия в подготовительной группе МКДОУ БГО Детский сад №21 комбинированного вида по социальному развитию. Тема: Я познаю мир.

Автор публикации:
Методическая разработка программы дополнительного образования «Волшебный квилинг»
Опубликовано: 3 мая 2016 в 19:03
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка программы дополнительного образования «Волшебный квилинг»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Дудко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД