Татьяна Пекке
Методическая разработка проекта «Русский дом как кладезь добра и гостеприимства»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Русский дом- как кладезь добра и гостеприимства.»
СЕМЬЯ И ДОМ – КАК СВЕТ И ХЛЕБ
Семья и дом – как свет и хлеб.
Родной очаг – земля и небо.
В спасение даны тебе,
в каких бы ты заботах не был.
Пусть тороплив у жизни бег,
куда бы ни вела дорога,
в твоей изменчивой судьбе
прекрасней дара нет от Бога.
Они хранят тебя всегда,
сколько б ни странствовал по свету,
как путеводная звезда,
и нет святей святыни этой.
Твоей семьи тепло и свет –
вот лучшая душе отрада.
Иного счастья в мире нет,
иного счастья и не надо. И. Афонская
Публикация «Методическая разработка проекта „Русский дом как кладезь добра и гостеприимства“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Проект «Русский дом- как кладезь добра и гостеприимства».
Авторы проекта :воспитатель ГБДОУ №30 Пекке Т. В.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Тип проекта : творческий и познавательный.
Участники проекта : воспитанники, воспитатель,родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Проблема: раскрыть понятие русский дом — семья, традиции, уклад,обычаи.
Цели проекта : объединение усилий педагогов и родителей в приобретении знаний и формирование интереса о русской культуре,искусстве,традициях русского народа, развитие нравственной и познавательной культуры дошкольников, развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи проекта
Для детей:
- образовательные:
познакомить с традициями русского народа, культурой, искусством, особенностями характера, поведения;
расширение и закрепление представлений о людях (особенностях внешнего вида, половых различиях, об индивидуальных особенностях, о профессиональной деятельности и качествах людей);
формирование понятий о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей;
объединить понятия дом- семья.
развивающие:
развитие чувства толерантности к сверстнику и взрослому;
развитие речевых умений обмениваться информацией, рассказать о себе, о своей семье
обогащать словарный запас детей типично русскими словами и выражениями;
закреплять и расширять знания детей о народных промыслах;
формировать у детей умение рассуждать, делать умозаключения;
развивать эстетический вкус,восприятие прекрасного.
- воспитательные:
воспитывать культуру отношения к другому и самому себе;
формирование самосознания ребенка, как члена семьи;
развивать интерес к русским народным праздникам, особенностям русского характера (желание быть добрым, трудолюбивым, радушным, гостеприимным и заботливым хозяином);
формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства.
Для педагогов:
проведение диагностической работы по выявлению знаний у детей о своей семье;
создание условий, стимулирующих развитие поисково-творческой деятельности детей;
обобщить и распространить накопленный педагогический опыт по теме народное творчество, традиции, промыслы, как средство формирования культурного развития детей;
проявить свою творческую инициативу в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач совместно с воспитанниками и их родителями.
Для родителей:
найти новые подходы к взаимодействию детского сада и семьи во время совместной работы над проектом;
активизировать участие родителей в жизни детского сада;
повысить уровень педагогических знаний родителей;
приумножить интерес родителей к русской народной культуре, традициям, природе;
стимулировать родителей к поиску оптимального стиля общения с ребенком в рамках проекта;
укрепить авторитет педагогов в семье, а родителей – в детском саду.
Для социальных партнеров:
раскрытие значимости семейных отношений, их ценности в человеческом обществе;
активизировать участие социальных партнеров в жизни детского сада;
обмен накопленным опытом по теме проекта;
поиск новых форм сотрудничества и сетевого взаимодействия.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
Занятие праздник «Прянички для мамочки.»
Продукты проекта
Для детей:
рисунки «Моя семья»,куклы кувадки,волшебный дом-мечта,сказочные ковры,расписные пряники подарок для мам.
Для педагогов:
презентация проекта на педагогическом совете;
создание странички на сайте учреждения для обеспечения информационной поддержки проекта.
Для родителей:
Подарок мамам росписные пряники на день матери.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей на основе приобщения к русской народной культуре;
дети, мотивированные на изучение прошлого своей страны;
сформированное чувство гордости за русский народ.
Для педагогов:
самореализация, повышение своего творческого потенциала;
повышение компетентности в использовании в образовательной работе с детьми современных педагогических технологий (проектной деятельности, ИКТ, сетевого взаимодействия).
Для родителей:
создание атмосферы взаимопонимания и доверия между родителями, педагогами, детьми;
повышение компетентности родителей по теме «Русская народная культура, традиции, природа»;
повышение авторитета детского сада в глазах родителей.
Для социальных партнеров:
найти новые способы взаимодействия с детским садом;
обменяться опытом по теме проекта.
Беседа с детьми тема Русская изба
Русская изба— это бревенчатый дом, в котором издревле жили славяне. Наши предки были в большинстве своем людьми домашними. И вся их жизнь проходила в стенах этих уникальных сооружений. Слово "изба" происходит от древнеславянского "истьба", что означает дом или баня. Печь была своеобразным центром избы, символом добродетели и тепла. Располагалась печь в противоположном красного углу, на западе. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному. Все в избе деревянное, кроме печи. Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием. Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи.
Беседа с детьми русские традиции.
Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача,т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? Например,почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день.
Отличительными чертами русского характера, оказывающими влияние на формирование национальной культуры и традиций, являются простота, щедрость, широта души, трудолюбие, сила духа.
К основным русским народным традициям, сохранившимся до сих пор, относятся:
-Свадебные ритуалы (сватовство, помолвка, девичник, свадебный чин, свадебный поезд, венчание, встреча молодых);
-Крещение детей (выбор крестных родителей, таинство крещения);
-Похороны и поминки (отпевание, погребальные обряды, поминальные ритуалы).
Еще одной бытовой традицией, сохранившейся до наших дней, является нанесение национальных узоров на предметы быта. Расписная посуда, вышивка на одежде и постельном белье, резное убранство деревянного дома.
Гостеприимство всегда было характерной чертой русского характера. Оценивалось оно по хлебосольству. - Ой вы, гости, господа! Есть хотите? - Да-да-да! (Русский народный стишок).Плохому хозяину гости мешают. (Народная мудрость). На традиционное приветствие:-Мир вашему дому! Ответ такой:-С миром прринимаем. Любого гостя в старину полагалось накормить и напоить досыта. Хозяева становились на колени и просили гостя «съесть хоть еще чуть-чуть». Объяснялось это тем, что в старину селения находились далеко друг от друга и редкий гость был всегда подарок. Что же такое понятие гостеприимство? Гостеприимство — это не только радушие, но и готовность с искренней радостью принять любого гостя. Кроме этого, это безвозмездный прием и угощение странников.
Чтение русских народных сказок : Царевна-лягушка,Гуси-лебеди,Петушок-золотой гребешок. Пение народных песен: «Во поле берёзка стояла», «Во кузнице», «Тонкая рябина».Использование в режимных моментах русских игр таких как : «Золотые ворота», «Змейка», «Кошка и мышка». Использование поговорок : «При солнышке тепло, при матери добро», «Птица рада весне, а младенец матери», «Материнская ласка конца не знает», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «У милого дитяти много имён», «Скучен день до вечера, коли делать не чего», «Семеро одного не ждут».
Занятие по изготовлению куклы-кувадки.
Немного истории:
Народная славянская тряпичная кукла — кувадка – первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы, отвлечь их от роженицы и только появившегося на свет дитятки. А «играть» с этими куколками — кувадками, отвлекать на себя внимание нечистых духов должен был отец ребенка. А уже после рождения кувадки (конечно, вновь сделанные) становились первыми игрушками малыша. Их подвешивали над люлькой ребенка, как сейчас подвешивают разные модули и гирлянды из погремушек. Считалось, что число таких тряпичных кукол должно быть обязательно нечетным. Иначе куклы могут стать не только бесполезными, но даже и вредоносными.
Когда ребенок подрастал, то из оберега кувадка превращалась в игрушку. Ведь делать такую куклу очень просто. И она могла стать основой и для мужского и для женского образа. Сделают девочки из старых лоскутков да ниток «маму», «папу» и «деток» и играют в вечные девчачьи игры — «в гости», «в свадьбу», «в дочки-матери». Тряпичные куклы будят воображение ребенка, его «игровой инстинкт», которые позволяют детям одушевлять любую тряпочку и щепочку, делать их живыми и настоящими.
Занятие по ИЗО деятельности «Моя Семья».
Занятие «Волшебный дом»
Что такое дом, как выдумаете, понимаете? Что должно быть в доме, чтобы вам хотелось туда приходить, возвращаться (Семья)
Занятие «Прянички для мамочки».
Цель: приготовить сюрприз маме, подарить радость детям и родителям (маме).
Задачи: -дать детям представление о предназначении мужчин и женщин;
-пополнить словарный запас детей словами: сарафан, кокошник.
- развивать эстетический вкус.
Ход занятия.
Воспитатель в сарафане и кокошнике выходит к детям с русской народной песней(«-Ох ты Порушка, Параня ты за что любишь Ивана, Ой а я за то люблю Ивана, что головушка кудрява.»)
Затем: «-Здравствуйте ребята, Здравствуйте мои дорогие, родные!»
«- Посмотрите на мой наряд кто знает как он называетя, что за наряд на мне одет?»(русский народный костюм, сарафан).
А на голове что одето (кокошник)
Да мои дорогие, вы правы.
Сегодня я так по праздничному одета, потому что скоро будет праздник. Какой кто подскажет (знает) (День матери)
Правильно. Все девочки, когда подрастут станут мамами, а мальчики папами.
А теперь поделим вас на две команды мальчиков и девочек, мальчики расскажут нам какими должны быть девочки, чтобы стать хорошими мамами, а девочки раскажут какими должны быть мальчики, чтобы стать надёжными папами.
Воспитатель записывает ответы объявляет выигравшую команду и подводит итог: -Девочки должны быть красивыми, умными, добрыми., мальчики должны быть храбрыми, умными,вежливыми. .
Теперь когда мы выяснили какими вы должны быть приглашаю вас мои хорошие, хоровод поводить. ( Хоровод: «Заинька серенький попляши.).
Хоровод поводили, костюм мой русский оценили, и хочу вам рассказать, что в старину русские люди славились своим гостеприимством и к праздникам готовили угощения и сладости.
Предлагаю мамочкам к предстоящему празднику приготовить вкусный сюрприз.
Я принесла пряники, но чтобы они стали праздничными мы их с вами распишем глазурью будет нашим дорогим мамам сладкий сюрприз. Расписывать пряники можно различными узорами состоящими из точечек, полосок,я сейчас вам раздам глазурь и пряники,а вы будете как кондитеры. Вот мама удивится!