Анна Владимировна Кулак
Методическая разработка «Предметная деятельность с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности ребенка, первична по отношению к развитию многих психических процессов. В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям, среди которых главными являются наглядно-действенное мышление, речь, начало символической игры, самосознание.
Предметная деятельность становится ключевой для развития мышления ребенка. Исследования отечественного психолога А. В. Запорожца показали, что ребенок дошкольного возраста способен разумно и последовательно рассуждать, делать выводы, если он опирается на достаточный опыт действий с предметами.
Публикация «Методическая разработка „Предметная деятельность с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
Произвольная предметная деятельность формируется у детей, начиная с младенческого возраста при поддержке взрослых, а позднее и в детском коллективе. На основе предметной формируется орудийная (с применением орудий труда, а затем и продуктивная деятельность.
Восприятие младших дошкольников носит предметный характер, т. е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета.
При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Действуя с предметами, дети начинают обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает их способность отделять свойства от самого предмета замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей более полному, точному и детальному восприятию таких свойств предметов как цвет, форма и величина. Именно младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств ребенка. Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий. Благодаря достижениям в предметной деятельности младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие. Таким образом, развитие восприятия детей непосредственно связано с сенсорным воспитанием.
Целью работы является создание условий для развития предметной деятельности у детей дошкольного возраста.
Основная часть
Для активной работы с детьми использую различные приемы, мною была составлена картотека с предметными играми.
Сюжетно-ролевые игры
Оборудование,материал:куклы в образах (мать, отец, дети, бабушка, дедушка, куклы-младенцы);одежда для кукол; оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, подставка для сушки белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер, набор "Маленькая хозяйка», расчески, щетки, бигуди, ленты, фен, салфетки, машины, кубики, игрушки в виде животных и др.
Приемы развития воображения:
1. Художественное слово.
2. Использование ИКТ.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Беседа.
5. Показ.
6. Объяснение.
7. Обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности.
8. Исполнение воспитателем главной роли.
9. Организация игр по сюжету, разработанному воспитателем.
10. Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.
11. Сюрпризное появление игрушки.
12. Создание проблемной и мнимой ситуации.
13. Совет, напоминание.
14. Введение игрового тренинга, правил поведения;
15. Разыгрывание воображаемой ситуации.
16. Внесение образных игрушек.
Приемы стимулирования игрового процесса:
1. Изменение игровой среды.
2. Наблюдение.
3. Сравнение.
4. Экскурсии.
5. Экспериментирование.
Игры с природным и бросовым материалом
Оборудование,материал:желуди, шишки, семена, каштан, скорлупа, листья, сучки, кора, спилы, крупа раковины, камни, кристаллы, перья пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.
Приемы развития воображения:
1. Рассматривание природного материала (на что похоже).
2. Чтение произведений художественной литературы, стихов, малых фольклорных форм. 3. Рассматривание картинок, фотографий с изображением поделок из природных и бросовых материалов.
4. Рассматривание поделок, выполненных взрослым или старшими детьми.
5. Выкладывание узоров, изображений предметов на песке, асфальте из камушков, веточек, семян, плодов и т. д.
Игры для развития сенсорики
Оборудование,материал:игрушки различной величины и формы, крупы, природный материал, вкладыши, пазлы, дидактические игры, лото, шнурки, пуговички, молнии, шумовые и музыкальные инструменты, наборы геометрических фигур и форм и др.
Приемы развития воображения:
1. Рассматривание иллюстраций.
2. Показ.
3. Словесное объяснение 4. Инструктаж.
5. Художественное слово.
6. Использование ИКТ.
7. Игра.
Приемы стимулирования игрового процесса:
1. Привлекательность наглядного материала.
2. Индивидуальная работа.
3. Сравнение.
4. Экспериментирование.
Игры с предметами заместителями
Оборудование,материал:различные полочки, трубочки, кубики, мячики, природный материал, ширмы, ленты, стульчики, лавочки, модули и др.
Приемы развития воображения:
1. Показ способов действий с предметами.
Демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей.
2. Рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении.
3. Рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций.
4. Игра.
5. Беседа.
Приемы стимулирования игрового процесса:
1. Наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения.
2. Изменение игровой среды.
3. Сравнение.
4. Экскурсии.
5. Экспериментирование.
6. Создание проблемной ситуации.
Вывод
Систематическое использование предметных игр является эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей.