Алла Королева
Методическая разработка практикума для родителей «Семейное чтение: интересное и занимательное»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель практикума «Семейное чтение : интересное и занимательное» :
помочь родителям правильно организовать чтение художественной литературы детям в домашних условиях.
Задачи практикума «Семейное чтение : интересное и занимательное» :
- изучить лучший опыт организации семейного чтения, пропагандировать его среди широкого круга родителей;
Публикация «Методическая разработка практикума для родителей „Семейное чтение: интересное и занимательное“» размещена в разделах
- активизировать их знания по проблеме приобщения детей к чтению книг;
- дать рекомендации, как учить детей общаться, вести дискуссию, вырабатывать единое мнение в коллективе, работать в содружестве.
Ожидаемые результаты.
В процессе данного мероприятия родители (законные представители)
- активизируют свои знания по проблеме приобщения детей к чтению книг;
- изучат лучший опыт семейного воспитания по вопросу приобщения детей к чтению книг дома;
- получат практические советы по проблеме приобщения детей к чтению книг, по организации семейного чтения;
- получат удовольствие от общения друг с другом:
- разовьют свое умение вести дискуссию, вырабатывать единое мнение в коллективе, работать в содружестве.
Предварительная работа
1. Анкета для родителей «Семейное чтение».
2. Оформление приглашений на семинар-практикум.
3. Изготовление игрового поля «Ромашки», жетонов красного и синего цветов.
4. Подбор советов, заданий и рекомендаций для родителей.
5. Оформление плакатов с цитатами, пословицами о книгах.
6. Организация выставки «Наша семейная библиотека» (на выставке представлены любимые книги детей.
Материалы и атрибуты:
игровое поле «Ромашка»;
жетоны красного и синего цвета;
плакаты с цитатами и пословицами о книгах;
памятки для родителей :
«Советы воспитателя»,
«Как поддержать у детей интерес к чтению».
Основные этапы проведения
Практикума «Семейное чтение : интересное и занимательное»
1 Этап. Организационный.
Цель: разделить родителей на две команды, мотивировать их к активной работе.
2 Этап. Основной.
Цель: вызвать у родителей осознание необходимости правильно организовать чтение художественной литературы с детьми дома.
3 Этап. Заключительный.
Цель: подвести итоги практикума «Семейное чтение : интересное и увлекательное».
Ход практикума.
1. Содержание первого этапа (организационный)
(При входе в зал родители выбирают жетоны красного или синего цвета.) Родители располагаются по кругу. На одной из стен зала висит специально изготовленный цветок, «лепестки» которого постепенно срывает ведущий. На «лепестках» написаны проблемы, которые будут обсуждаться с родителями, и задания для них.
Ведущий (читает стихи) :
Книги, книги! Мои дорогие друзья,
Вас хранит благодарная память моя…
Что бы выпало мне, что бы статься могло,
И куда, и к чему моё сердце легло,
Что ценил бы я в жизни, любил с той поры,
Если б вы не вошли в мир беспечной игры?
Если б вы не открыли в свой срок предо мной
Горизонты мечты необъятной людской?
Если б с книгой навек мне судьба не дала
Жажду знания, поиска, жажду добра
Н. Гилевич.
Ведущий проводит игровое упражнение «Книга – это…» (передает книгу по кругу, и тот, у кого она оказывается в руках, продолжает фразу).
2. Содержание второго этапа (основного).
1)Теоретическая часть.
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о проблеме Семейного чтения, о том, как помочь детям привить любовь и интерес к художественной литературе.
Книга – главный источник знаний, эффективное средство передачи информации людям. Чтение относится к числу социальных навыков, без которых невозможно жить в обществе и которое необходимо всем. Чтение лежит в основе всех видов деятельности.
Домашнее семейное чтение – одно из средств духовно – нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. Совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека. Совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями. После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора.
Время, отданное традиции семейного чтения, сближает родителей и детей, пробуждает желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.
Вопрос, как привить ребёнку любовь к книгам, волнует многих родителей. Давайте сегодня поразмышляем о роли книги в семейном воспитании и поделимся друг с другом опытом организации семейного чтения со своими детьми.
2) Практическая часть «Лепестки ромашки».
Первый лепесток
Игра-дискуссия «Педагогический ринг»
Родители делятся на команды по цвету жетонов. В красном углу — условные сторонники книги, в левом — мультфильмов. Задача участников команд: постараться убедить членов другой команды в преимуществе своего мнения.
Второй лепесток
Дискуссия «Роль книги в семейном воспитании».
Вопросы для дискуссии:
1. Какова ваша точка зрения на роль книги в семейном воспитании?
2. Когда лучше всего читать книгу ребёнку?
3. До какого возраста нужно ребёнку читать книгу вслух?
Третий лепесток
«Банк педагогических идей»
Родители делятся собственным опытом семейного воспитания по вопросу приобщения детей к чтению книг дома.
Четвертый лепесток
Игровая ситуация «Сказка, сказка, научи!»
Родители в группах получают две разные книги сказок. Их задача показать и рассказать, как прочитав эту сказку с ребёнком, можно развивать дальше его мышление (на выполнение — 5 мин).
Пятый лепесток
Педагогические ситуации.
Родители в группах получают задание разыграть ситуацию, показав способы выхода из следующих конфликтов:
Ребёнок на глазах у мамы рвёт книгу. Как маме его отвлечь?
Мама готовит ужин, к ней подходит ребёнок с просьбой почитать. Мама объясняет, что занята, и отсылает его к папе, который занят просмотром футбольного матча. Папа тоже не может отвлечься. Ребёнок начинает капризничать.
Шестой лепесток
Упражнение «Ладошка»
Каждый участник обводит свою руку на листе бумаги и пишет на ладошке своё имя, затем на одном из «пальчиков» указывает те качества, которые ему обязательно понадобятся при организации семейных чтений : материнская любовь, целеустремлённость, терпение, понимание и др. Эти листы родители забирают, это будет памяткой на «чёрный день".
3. Содержание третьего этапа
(заключительного)
Уважаемые родители! Наш практикум подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Давайте подведем итоги нашего практикума «Семейное чтение : интересное и занимательное». Ответьте на вопросы:
- Узнали ли Вы для себя что-то новое?
- Полезен ли опыт, полученный во время практикума, для организации семейного чтения в вашей семье?
- Если вы еще не практиковали семейное чтение, то возникло ли у вас желание начать читать вместе со своими детьми?
Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.
Для каждого из вас я приготовила памятку с советами воспитателя, надеюсь, что они вам пригодятся.
Спасибо за внимание! До новых встреч!