Ирина Рябцева
Консультация по звуковой культуре речи
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация по звуковой культуре речи
Лексическая тема: «Азбука безопасности»
Дидактическая игра «Куда спряталась машинка?»
Цель: Развивать грамматический строй речи (побуждать употреблять существительные с предлогами (в, на, за).
Материал и оборудование: Игрушка – машинка, гараж.
Ход игры:
«К нам в гости приехала машина, она хочет с вами поиграть. Воспитатель предлагает детям заехать в гараж, за гараж, на гараж.
Публикация «Консультация по звуковой культуре речи» размещена в разделах
Дидактическая игра на лексику.
Дидактическая игра «Пешеходный переход»
Цель: Развивать словарь детей.
Материал и оборудование: Сюжетная картинка «Пешеходный переход».
Ход игры:
Воспитатель показывает картинку и спрашивает у детей, что там изображено (светофор, пешеходный переход, зебра, тротуар, пешеход). Какие цвета у светофора? (красный, желтый, зеленый). Что делают машины? (стоят, ждут, едут). Куда едут машины? Откуда едут машины? (там, здесь, туда, вверх, вниз).
Лексическая тема: «Овощи»
Дидактическая игра «Большой и маленький».
Цель: Развивать грамматический строй речи (упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных названий овощей (помидор-помидорчик).
Материал и оборудование: Парные картинки.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям парные картинки: помидор-помидорчик, огурец- огурчик, и т. п.
Дети рассматривают и называют картинки.
Дидактическая игра «Назови как можно больше овощей»
Цель: Развивать словарь детей.
Материал и оборудование: Волшебный мешочек с овощами.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше овощей и описать их.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «круглый, красный» и т. д.
- Как мы ухаживаем за овощами? (Поливаем, рыхлим землю)
-Что мы делаем с овощами осенью? (Собираем)
-Сколько мы собрали овощей? (Много, мало)
Лексическая тема: «Осень»
Дидактическая игра «Лето или осень?»
Цель: Развивать грамматический строй речи (употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени).
Материал и оборудование: Мячик.
Ход игры:
Воспитатель и дети стоят кружком.
Воспитатель говорит:
— Летом мы с картошкой что делали?
И бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю:
— Сажали, поливали, рыхлили.
Воспитатель продолжает:
— А осенью мы с картошкой что делаем?
- Капаем, готовим.
Дидактическая игра «Листопад»
Цель: Развивать словарь детей.
Материал и оборудование: Не требуется.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и сказать, что они видят на деревьях (листья).
-Каким цветом листья?
-Что листья делают? (кружатся, летят, падают). Когда листья на деревьях опадают – это явление называется листопад.
-Как летят листья? (быстро, медленно).
С помощью воспитателя дети отвечают на вопросы. Лексическая тема: «Птицы»
Дидактическая игра «Кого не стало?»
Цель: Развивать грамматический строй речи (побуждать детей употреблять существительных в родительном падеже).
Материал и оборудование: Картинки с изображениями сороки, воробья, снегиря, синицы.
Ход игры:
На наборном полотне — картинки с изображениями сороки, воробья, снегиря, синицы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок и предлагает детям ответить на вопрос:
— Кого не стало? Дети отвечают:
— Не стало синицы. И т. п.
Дидактическая игра «Назови как можно больше птиц»
Цель: Развивать словарь детей.
Материал и оборудование: Картинки с изображением птиц.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше птиц и описать их. Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись.
- Что делают птички? (Воспитатель показывает движения, дети называют).
Сравнивают ворону с воробьем.
-Сколько воробьев? (Много)
-Сколько ворон? (Мало)
Лексическая тема: «Домашние животные и их детеныши»
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Цель: Развивать грамматический строй речи (побуждать согласовывать существительные и местоимения с глаголами, использовать в речи предлоги (в, под, около).
Материал и оборудование: Картинки с животными и их домики.
Ход игры:
На доске висят картинки с животными и их домики.
- Где живет собака?
- Собака, она живет в конуре, около дома…
Дидактическая игра «Сравни разных животных»
Цель: Развивать словарь детей
Материал и оборудование: Картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход игры:
Воспитатель загадывает загадку:
И сметану, и кефир,
Молоко и вкусный сыр,
Чтобы были мы здоровы,
Даст нам пестрая… (Корова)
Пока сосу я молоко
Из вымени у мамы.
Мычать умею я давно
И скоро взрослым стану. (Теленок)
Педагог предлагает рассмотреть Корову и теленка.
— Корова большая, а теленок. (маленький). Как зовет корова своего теленка? (Мычит).
Аналогично можно сравнить и других домашних животных — кошку, собаку. Лексическая тема: «Зима»
Дидактическая игра «Зима»
Цель: Развивать грамматический строй речи (согласовывать в речи имена прилагательные с существительными).
Материал и оборудование: Картинки с изображением зимы.
Ход игры:
На магнитной доске висят картинки с признаками зимы. На основе этих картинок, воспитатель задает вопросы.
- Зима какая?
-Зима холодная, снежная, морозная…
Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы.
Дидактическая игра «Что зимой бывает?»
Цель: Развивать словарь детей
Материал и оборудование: Сюжетная картинка «Зима».
Ход игры:
Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года. (Мороз, снег, снежинка, снегопад, вьюга, лед, санки, коньки, лыжи, снеговик)
По ходу игры дети, с помощью воспитателя, нарывают признаки предметов.
-Снег, какой? (Липкий, холодный)
- Дорожки от снега мы (чистим)
-Снеговика мы на улице (лепим)
-Зимой на улице без варежек руки (мерзнут)
-Можно кушать снег? (нельзя)
-Можно на улице лепить снеговика? (можно).
Лексическая тема: «Поход в магазин»
Дидактическая игра «Один - много».
Цель: Развивать грамматический строй речи (помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа (игрушка - игрушки).
Материал и оборудование: Карточки с изображением в единственном и множественном числе.
Ход игры:
Ребенок рассматривает карточки и образовывает существительные в форме единственного и множественного числа.
- Что изображено на картинке?
- Один мячик.
-А на другой картинке?
-Много мячей.
Дидактическая игра «Назови часть целого»
Цель: Развивать словарь детей.
Материал и оборудование: Картинки с изображением дома, машины и велосипеда.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинку и говорит, что там изображено. Воспитатель предлагает детям назвать, из чего он состоит.
Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо)
-Какой?
Машина - … (колеса, фары, руль)
-Как ездит машина?
Велосипед (руль, два колеса, рама, педали)
-Как ездит велосипед?
и т. д. Лексическая тема: «Новый год»
Дидактическая игра «Кого не стало?»
Цель: Развивать грамматический строй речи (употребление существительных в родительном падеже).
Материал и оборудование: Картинки с изображениями медведя, лисы, ежа, зайца, белки.
Ход игры:
На наборном полотне картинки с изображениями медведя, лисы, ежа, зайца, белки. Воспитатель просит детей рассмотреть картинки, назвать их, запомнить. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза. Воспитатель спрашивает:
— Кого не стало? Дети отвечают:
— Не стало зайца. И т. п.
Дидактическая игра «Назови как можно больше предметов»
Цель: Развивать словарь детей
Материал и оборудование: Не требуется.
Ход игры:
Воспитатель загадывает загадку:
Наряжаем ёлку, водим хоровод,
Потому что нынче праздник.
Что за праздник? (Новый год)
Зелёная красавица,
В лесу она растёт.
А в Новый год нарядится,
И в гости к нам придёт. (Ёлка)
Ёлочка какая?
Сколько на ней игрушек?
*Он приходит в зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Бородой седой зарос,
Кто же это? (Дед Мороз)
Лексическая тема: «Одежда»
Дидактическая игра «Посмотри и назови».
Цель: Развивать грамматический строй речи (побуждать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа).
Материал и оборудование: Картинки: рубашка — рубашки, кофта — кофты, платье — платья, шарф — шарфы.
Ход игры:
Воспитатель выставляет на наборное полотно парные картинки: рубашка — рубашки, кофта — кофты, платье — платья, шарф — шарфы. И просит назвать детей, что изображено на картинках.
Дидактическая игра «Оденем куклу Машу»
Цель: Развивать словарь детей
Материал и оборудование: Кукла Маша и одежда.
Ход игры:
Воспитатель: Давайте оденем куклу Машу на прогулку, что нужно надевать первым? (Колготки.) Правильно, молодцы!
– Что наденем потом? (Штаны.)
– А когда мы надеваем кофту? (Сейчас) Хорошо.
– А после кофты наденем шапку? (Да.)
– А после шапки наденем варежки или куртку. Молодцы.
– Что оденем кукле после пальто? (Сапожки)
- Зимнюю или летнюю обувь? Правильно!
– А что мы наденем после сапожек? (Шарф и варежки.) Молодцы.
-Когда мы собираемся на улицу, мы что делаем? (Одеваемся)
-А когда заходим с улицы, что мы делаем? (Раздеваемся). Лексическая тема: «Посуда. Продукты питания.
Дидактическая игра «Найди место».
Цель: Развивать грамматический строй речи (побуждать употреблять существительные с предлогами (в, на, около).
Материал и оборудование: Посуда.
Ход игры:
Воспитатель показывает стол с посудой и спрашивает:
- Где стоит тарелка?
- На столе.
- Где лежит ложка?
- В чашке.
- Около чего стоит чашка?
- Около чайника.
Дети рассматривают и называют картинки. Воспитатель обращает внимание детей на разницу в окончаниях слов.
Дидактическая игра «Назови как можно больше посуды»
Цель: Развивать словарь детей
Материал и оборудование: Не требуется.
Ход игры:
На столе стоит разная посуда
Воспитатель спрашивает у детей:
-Что мы видим?
-Как одним словом можно назвать все эти предметы?
-Какие предметы посуды вы ещё знаете?
-Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)
-В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка)
-Где у нас дома находится посуда? (Как её можем назвать) (Кухонная)
-Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварочный чайник, и т. п.)
-Как называется эта посуда? (Чайная)
-А как называется посуда, из которой принимаем пищу?
С помощью воспитателя, дети отвечают на вопросы.