Приложение МААМ

Проект «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Лободюк Наталья
Проект «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Частное дошкольное образовательное учреждение

РЖД детский сад № 75

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Лободюк Наталья Александровна

Воспитатель

Приморский край, г. Уссурийск,

«РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ

ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

На современном этапе дошкольного образования изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей. Социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей,

а на воспитание творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять

и преобразовывать нашу жизнь. В последние годы концептуальным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. В условиях гуманистической образовательной тенденции

и внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольные учреждения, творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать

с самого раннего возраста дошкольного детства. Сегодня как никогда стала актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить

и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности

в решении творческих задач. Творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе

творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждает детей осваивать знания, умения, навыки. Формируют них способность к самообучению и саморазвитию.

Активное усвоение детьми навыков и умений художественного восприятия и исполнения является необходимым опытом, на основе которого творческое самовыражение получает полное развитие, становится содержательным, насыщенным, приобретает эстетический характер.

Формирование художественно-творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Большое значение для формирования художественно-творческих способностей дошкольников имеют продуктивные виды деятельности. Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально-личностном становлении ребенка, в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего, приводит к созданию реального продукта, в котором представление

о предмете, явлении, ситуации, получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении. В связи с актуальностью данной темы цель проекта заключает в себе раскрытие интеллектуального, творческого и нравственного потенциала в творческой деятельности, которая понимается как средство индивидуального опыта и навыков детей, полученных ими в разных видах деятельности. Считаю, что данный опыт актуален при решении следующих задач:

Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)

2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)

3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.

4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.

5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.

6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Исходя из внедрения данного педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс, можно

с уверенностью сказать о том, что этот процесс служит повышению профессиональной компетенции

и мастерства самого педагога.

Условие формирования проекта.

Детское творчество-это создание субъективно нового продукта (рисунки, лепка, аппликация, придумывание различных вариантов, добавление к известному новых деталей, проявление инициативы. Чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, я создаю определенные условия:

1. Связь обучения с жизнью ребенка.

2. Важно, чтобы новые знания и умения он мог применить.

3. Познание мира должно носить наглядный характер.

4. Ребенок должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели.

Работа по обобщению опыта проводилась по нескольким этапам.

На диагностическом этапе проводила изучение теоретической части вопроса,

проходила повышение квалификации, проводила мониторинг на выявление уровня художественно-творческой активности детей 4-7 лет, разработала перспективно-тематический план, работала над созданием соответствующей предметно-развивающей среды; проводила работу с родителями

на выявление запросов по организации учебно-воспитательной работы с детьми, проводила

с родителями анкетирование, беседы, организовывала изготовление поделок совместных с детьми, выставки с участием родителей.

В результате выявленные недостатки и противоречия позволили мне организовать работу на этапе теоретического исследования проблемы по накоплению материала для создания условий по развития художественно - творческих способностей через внедрение продуктивных видов деятельности.

На этапе практического освоения проблемы, мною был разработан перспективный план работы

на весь год, в котором я запланировала занятия по продуктивным видам деятельности (рисование

с использованием нетрадиционных техник рисования, лепка из соленого теста, аппликация),

а затем составила конспекты занятий с дошкольниками всех возрастных групп, запланировала работу

с родителями по данной проблеме.

Теоретическая база проекта.

Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией А. Г. Вераксы за основу разработки моего педагогического опыта я брала теоритические и практические исследования педагогов

и психологов:

-исследования Л. А. Венгера, Н. С. Лейтес, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожца, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной по изучению психологических механизмов развития способности восприятия художественных образов;

- теоретические подходы А. А. Бодалева, В. Ясвина, С. Д. Дерябо, В. П.  Лебедева о роли творческой личности взрослого и развивающей образовательной среды как факторах, обеспечивающих свободное и активное саморазвитие и реализацию творческого потенциала дошкольников;

-современные технологии Г. С. Альтшуллера, Ю. В. Рузановой А. А. Мелик-Пашаева, Е. Л. Яковлевой, Ю. Н. Кулюткина, А. И. Савенкова о развитии творческого потенциала и креативности дошкольников при создании своего личностного значимого творческого «продукта»;

-методические рекомендации Е. В. Полозовой, Л. В. Томашевской, Е. Ю. Герц И. А. Лыковой по использованию нетрадиционных методов и приёмов художественно-творческой деятельности в работе с дошкольниками.

Технология проекта.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания

и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент

на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности.

Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также

при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Для обеспечения наибольшей результативности по развитию художественно-творческой активности детей дошкольного возраста через внедрение продуктивных видов деятельности разделила

на следующие этапы.

I. Подготовительный этап

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей дошкольников;

2. Организация и пополнение развивающей среды;

3. Проведение диагностики развития творческих способностей детей дошкольного возраста;

4. Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей

5. Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей дошкольников;

6. Составление плана взаимодействия с родителями и педагогами;

II. Основной этап:

1. Реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность);

2. Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами.

III. Заключительный этап:

1. Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности с детьми.

Для обеспечения наибольшей результативности по развитию художественно - творческих способностей работа организовывалась в двух основных направлениях образовательного процесса:

1. Совместная продуктивная деятельность детей и воспитателя (организация НОД 1 раз в неделю в 1 половине дня).

2. Игровая познавательная деятельность детей, как специально организованная, так и самостоятельная (игры и упражнения по развитию художественно творческих способностей дошкольников, 2 раза в неделю);

Для развития художественно-творческих способностей использую следующие

методы и приемы:

1. Изучение и анализ источников по проблеме исследования;

2. Наблюдение за детьми в ходе НОД и в свободной деятельности;

3. Количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика);

4. Анкетирование и беседы с родителями;

5. Репродуктивные:

- объяснительно - иллюстративный (разные средства сообщения детям готовой информации);

- репродуктивный (ребенок не только усваивает информацию, но и учится действовать по образцу);

6. Продуктивные:

- частично-поисковый (ребенок часть работы по добыче знаний берет на себя);

- исследовательский метод (путь ребенка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск)

В своей работе использую следующие игры и упражнения.

- Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов;

- Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»);

- Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения;

-Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций;

-Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием;

-Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек;

-Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта;

-Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам.

Анализ результативности проекта.

Задачи обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение материала, но и в том, чтобы продвинуть воспитанников в развитии. Здесь очень важную роль играет мониторинг системы контроля, который является проверкой усвоения и выработки умений и навыков. Результаты мониторинга показали, что благодаря включению в образовательную деятельность продуктивных видов деятельности, оптимально составленному плану образовательной деятельности, уровень художественно-творческих способностей заметно повысился.

Разработка и внедрение педагогического проекта эффективно сказывается на достижениях детей в различных видах деятельности. Мои воспитанники являются участниками, призерами и победителями всероссийских конкурсов: творческие конкурсы на сайте «РАЗВИТУМ», на сайте «Я УЧИТЕЛЬ», на сайте «МААМ. RU», конкурс рисунков по безопасности дорожного движения «Дорожная капель», конкурс рисунков к Дню Матери «Мы любовью маминой согреты». Мои воспитанники являются постоянными участниками различных тематических выставок на всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду.

Трудоемкость проекта.

На мой взгляд, трудности и проблемы в использовании конкретного опыта заключаются в том, что воспитатель сам должен на достаточно высоком уровне владеть методикой применения методов и приёмов развития художественно-творческих способностей в работе с детьми дошкольного возраста. Он должен  обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом. Роль педагога я считаю, заключается в формировании способности Смотреть и Видеть, Чувствовать-Познавать-Творить. Задача дошкольного педагога, на мой взгляд, состоит в том, что необходимо вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); также вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Эту проблему можно решать посредствам участия в обучающих семинарах, в мастер-классах; использованием информационно-коммуникативных технологий для самообразования.

Адресность проекта.

Я считаю, что мой проект будет интересен и полезен творческим педагогам в работе с детьми, начиная, с младшего дошкольного возраста. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста. Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Также опыт работы могут использовать педагоги дополнительного образования, родители.

Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой общеобразовательной программе.

Задания можно использовать как на занятиях, так и процессе самостоятельной деятельности, а также в ходе индивидуальной работы с детьми. Опыт проведения занятий по продуктивным видам деятельности показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей.

1. Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать.

2. Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний детей об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.

3. В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями.

4. На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Публикации по теме:

«Осуществление интеграции разных видов детской деятельности через реализацию социального проекта «Мама — солнышко лучистое». Наш детский сад ведет большую работу по реализации ФГОС в образовательном процессе. Я, считаю, что данную работу лучше осуществлять через.

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»
Опубликовано: 23 апреля 2025 в 09:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Лободюк Наталья (УИ 3564038) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД