Юлия Хижняк
Методическая разработка по экологическому воспитанию в старшей группе «Художница осень»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 166»
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе
«Художница осень»
Авторы проекта: воспитатель Хижняк Ю. А.
Тип проекта: обучающий, игровой.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель, сотрудники библиотеки №2 им. Ю. П. Кузнецовой.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Оборудование: использование ИКТ, книги, музыкальные произведения, картотека дидактических, подвижных и музыкальных игр.
Продолжительность проекта: краткосрочный - 2 недели.
Цель: Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.
Задачи:
Образовательные:
• расширить и систематизировать знания детей об осени, выделять отдельные объекты осенней природы
• прививать любовь и бережное отношение к природе;
Развивающие:
• расширять знания о сезонных изменениях в природе;
• развивать логическое мышление, творчество, фантазию, наблюдательность у детей;
• формирование у детей художественно-эстетического развития
• развивать мелкую моторику;
• развивать связную речь;
• развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные :
• формировать бережное отношения к природе;
• повышать экологическую культуру всех участников проекта;
• воспитание положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с поэзией, музыкой, живописи на осеннюю тему;
• воспитывать у детей интерес к процессу познания.
Предполагаемый результат по окончанию проекта:
• - познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах; совершенствовать знания о видах изобразительного искусства.
• - речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.
• - социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
• - художественно-эстетическое развитие : достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
• - физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный.
- выбор темы проекта;
- определение цели и задач проекта;
- составление плана работы;
- изучение методической литературы;
- подготовка оборудования, материалов;
- предварительная работа с родителями.
2. Практический этап.
Познавательное развитие:
- прогулка, наблюдение на территории детского сада «Изучаем природу осенью»;
- дидактические игры «Чудесный мешочек», «Кто больше знает примет осени».
Речевое развитие.
- стихи:
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»;
А. Плещеев «Миновало лето…»;
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…».
- загадки, пословицы, поговорки;
- составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;
- показ презентации об осенней природе.
Социально-коммуникативное развитие.
- сюжетно-ролевая игра «На прогулке в осеннем лесу»;
- д/и «Осенние слова», «Найди пару»;
- беседа «Осенние хлопоты животных», «Что мы знаем об осени».
Художественно-эстетическое развитие.
- рисование с использованием нетрадиционной техники «Деревья в лесу»;
- коллективная аппликация с использованием природного материала «Осень золотая»;
- рассматривание репродукций картин: И. С. Остроухов «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Осень».
- прослушивание музыкальных произведений: Шопен «мелодия осени», А. Вивальди «Осень»,
Физическое развитие.
- пальчиковая гимнастка «Листочки;
- физкультминутка «Мы – листики осенние»;
- дыхательная гимнастика «Ветерок»;
- подвижные игры: «Совушка», «Перелет птиц»;
- эстафета «Перевези с поля урожай».
Взаимодействие с родителями.
- сбор природного материала;
- участие в выставке «Вот и осень к нам пришла»;
- консультация «Прогулки осенью с детьми».
3. Заключительный этап.
Подведение итогов проекта.
1. Продукт проектной деятельности:
- выставка детских работ в библиотеке №2 им. Ю. П. Кузнецовой
- выставка «Вот и осень к нам пришла».
2. Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта у детей:
- развивались творческие способности;
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней;
- устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
- проявился интерес к прослушиванию музыкальных произведений известных классиков;
- расширился и активизировался словарный запас;
- появился интерес к посещению библиотек вместе с родителями, благодаря осенней выставке;
- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки;
Актуальность проблемы:
Экология в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Большинство современных детей, редко общается с природой. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, траву, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
В нашем детском саду занятия по экологическому воспитанию практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
№
п/п Мероприятие Сроки Ответственный
1.
2. Презентация «Художница осень»
Цель:
Сформировать у детей эстетическое восприятие об окружающем мире осенью.
Задачи:
1. Расширить и систематизировать знание детей об осени;
2. Выделять отдельные объекты осенней природы;
3. Обогатить лексический запас.
Знакомство со строением деревьев «Изучаем природу осенью»
Цель:
Дать представление об основных частях деревьев.
Задачи:
1. Расширить знания детей о строении деревьев.
2. Познакомить с их
особенностями.
19.10.2020
19.10.2020 Воспитатель
Воспитатель
3.
4. Дидактическая игра «Кто больше знает примет осени»,
«Чудесный мешочек»
Цель:
Закрепить знания детей, какой урожай собирают в огороде, в поле, саду, а также закрепить знания о приметах осени.
Задачи:
1. Развивать связанную речь;
2. Закрепить знания детей об осени.
Подвижные игры «Совушка», «Перелет птиц»
Цель:
Развитие двигательной активности у детей.
Задачи:
Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей
20.10.2020
20.10.2020 Воспитатель
Воспитатель
5. Изучение репродукций и музыкальных произведений про осень
Цель:
Познакомить детей с произведениями известных российских классиков и композиторов.
Задачи:
1. Пополнить знания детей о музыкальных произведениях;
2. Развивать звуковую культуру речи;
3. Умение составлять описательный рассказ по картине. 21.10.2020 Воспитатель
6. Рисование с использованием нетрадиционной техники «Деревья в лесу»
Цель:
Побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах с помощью нетрадиционной техники рисования, способствовать развитию у детей творчества.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику рук;
2. Развивать чувство цвета. 22.10.2020 Воспитатель
7.
8. Беседа «Осенние хлопоты животных»
Цель:
Расширять знания и представления детей о животном мире в период осени.
Задачи:
1. Обогащать словарь детей;
2. Активизировать внимание и память.
Физминутка «Мы – листики осенние», пальчиковая гимнастика «Листочки», дыхательная гимнастика «Ветерок»
Цель:
Снятие утомления и восстановление эмоционально-положительного состояния ребенка.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики;
2. Повышение физиологического благополучия детей.
23.10.2020
23.10.2020 Воспитатель
Воспитатель
9. Коллективная аппликация с использованием природного материала «Осень золотая»
Цель:
Учить составлять многоцветную композицию на основе контурного рисунка, развивать эстетический вкус.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику;
2. Воспитывать аккуратность при выполнении работы 26.10.2020 Воспитатель
10.
11. Сюжетно-ролевая игра «На прогулке в осеннем лесу»
Цель:
Развивать познавательную активность детей в процессе сюжетно-ролевой игры, а также закрепить знания детей о природе.
Задачи:
1. Развивать связную речь;
2. Показать различие деревьев друг от друга.
Эстафета «Перевези с поля урожай»
Цель:
Развивать двигательную активность.
Задачи:
1. Развитие умений работать в команде
2. Приобщать детей к физической активности.
27.10.2020
27.10.2020 Воспитатель
Воспитатель
12.
13. Изучение художественной литературы (стихи известных авторов)
Цель:
Познакомить детей с известными русскими писателями и их произведениями об осени
Задачи:
1. Речевое развитие;
2. Развитие памяти.
3. Обогащение словарного запаса детей.
Дидактические игры «Осенние слова», «Найди пару»
Цель:
Закреплять умение составлять целое из частей, а также закреплять знания детей о природе осенью.
Задачи:
1. Обогащение словарного запаса детей;
2. Развитие речи;
3. Развитие мышления у детей.
28.10.2020
28.10.2020 Воспитатель
Воспитатель
14.
13. Беседа «Что мы знаем об осени»
Цель:
Закрепить знания детей о природе в осенний период времени
Задачи:
1. Расширить и систематизировать знания детей об осени;
2. Развитие наблюдательности у детей;
3. Расширение знаний о сезонных изменениях в природе у детей.
Консультация для родителей «Прогулки осенью с детьми».
Цель:
Проявить интерес родителей к изучению осенней природы вместе с детьми во время прогулки.
29.10.2020
29.10.2020 Воспитатель
Воспитатель
15. Выставка детских работ в библиотеке №2 им. Ю. П. Кузнецовой
Цель:
Проявить интерес родителей и их детей к посещению библиотеки. 30.10.2020 Сотрудник библиотеки Гарина Л. Г.