Татьяна Евтушенко
Проект «Природа и семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по экологии на тему:
«Природа и семь-Я»
Автор: Евтушенко Татьяна Андреевна-воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ №3.
Актуальность проблемы:
«Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте всех зверей внутри себя».
Публикация «Проект „Природа и семья“» размещена в разделах
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частью работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, который будет жить на земле. Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Цель для решения проблемы: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
Задачи:
1. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
3. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
4. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.
Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Наша задача: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания – эмоциональное отношение и практические поступки, и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться её красотой)
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей были использованы традиционные формы (родительское собрание, консультации: «Развитие экологической культуры дошкольников», «Воспитание бережного отношения к природе», так и нетрадиционные (викторина «Знатоки природы»); давали домашнее задание - участие в выставках: «Сохраним ёлочку – красавицу наших лесов», в конкурсах: «Кормушка для пичужки», «Огородное чудо».
Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания. Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома.
Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий. Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей, проведению наблюдений, опытов, исследований.
В группе имеется уголок природы с подобранными растениями, а так же оборудованием для ухода за ними, разнообразный материал для экспериментов и опытов.
В своей работе с детьми мы придаём большое значение играм.
Дидактические и настольные игры «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик», «Зоологическое лото», «Паспорта птиц», «Экологический светофор» и другие.
Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Приучать детей соблюдать правила экологической безопасности можно только в сотрудничестве с родителями. Если ребёнок пытается вести себя так, как его научили в детском саду, а родители поступают противоположным образом, желаемых результатов добиться очень трудно.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
В заключении можно сделать вывод, становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
На данном этапе изучили литературу по экологическому воспитанию детей:
Веретенникова С. А. - «Ознакомление детей с природой»; Технология Кондратьевой Н. Н. - «Мы»; Рыжова Н. А. - «Наш дом природа»; Поддубная Л. Б. - «Природа вокруг нас»; Аксенова З. Ф. - «Войди в природу другом»; Федосеева П. Г. - «Система работы по экологическому воспитанию»; Воронкевич О. А. «Экология»; Комарова Т. С. «Занятие по изодеятельности»; Николаева С. Н. «Эколог в детском саду»; Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»; Черенкова Е. «Оригами для малышей».
Выставка: «Сохраним ёлочку – красавицу наших лесов»
«Чудо – ёлочки», выполненные родителями.
Не надо ёлочку рубить! Её и из бумаги можно смастерить,
И из бисера, иль ниток, или ложек.
Не надо ёлочку рубить! Она ж не виновата!
Конкурс «Кормушка для пичужки.
На подоконнике мы соорудили огород, где растут овощи – витамины.
А вот так мы ухаживаем за нашими цветами.
На занятиях мы очень любим заниматься оригами.
Вот и лисичка – сестричка.
А вот и скворцы – первые вестники весны к нам прилетели.
С первым снегом к нам на участок прилетели снегири.
Вот с такими игрушками – помпушками мы изучаем природу.
Дидактическая игра «Паспорта птиц»
Цель: Закрепление знаний детей с жизнью птиц.