Светлана Белова
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
▼ Скачать
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития ребёнка – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык и речь служат основными каналами приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Публикация «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Речь начинает активно формироваться именно в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте. Выдающиеся педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Д. Б. Эльконин и др.) показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. те периоды, когда определенная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием
Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. В системе дошкольного образования развитие речи занимает очень важное место. В раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости. Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, В. П. Зинченко и др.). Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания (Р. Е. Левина).
Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное в дальнейшем. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.
Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Основные задачи развития речи, которые решаются на протяжении всего раннего детства и являются задачами моей работы с детьми в группе раннего возраста : воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать, применяя системный подход, своевременно и комплексно. Поэтому задачи обогащения словаря и активизации речи детей раннего возраста должна решаться ежеминутно, ежесекундно, проходя, через все режимные моменты, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать всю работу педагога.
Цель работы: повышение уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста через все режимные моменты.
Задачи по развитию речи у детей раннего возраста :
• Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи и способствовать развитию речи как средство общения.
• Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
• Во время игр – инсценировок учить детей повторять не сложные фразы.
• Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
• Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведение, сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
• Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книге.
• Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные потешки, сказки.
Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы
Изменение форм организации обучения дошкольников является одним из приемов, направленных на активизацию речевого развития. Помимо занятий в традиционном их понимании, создавались условия, способствующие желанию детей общаться, - моделировать и поддерживать ситуации естественного общения во время всех видов деятельности ребенка: досуга, развлечений, часов, проводимых на прогулке, то есть в течение всех режимных моментов.
Для решения проблемы речевого развития у детей использовались следующие формы работы с детьми:
1. Игры на развитие детского словотворчества.
2. Чтение художественной литературы, в том числе сказок и фольклорных произведений.
3. Целевые прогулки и экскурсии.
4. Театрализованная деятельность.
5. Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
В качестве ведущих методов выступили игровой, наглядно – зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным, проблемно - поисковый. Широко использовались словесные пояснения, указания, вопросы к детям.
Использование педагогических условий, включающих комплекс методов и приемов, направленных на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в специально-организованном обучении и в совместной деятельности позволят нам достичь следующих результатов:
у детей обогатится жизненный опыт знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений устного народного творчества;
дети научатся устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
у них появится непосредственный отклик и эмоциональная заинтересованность при восприятии произведений устного народного творчества;
дети научатся мысленно представлять, видеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.);
расширится словарный запас детей, речь их станет более выразительной.