Лариса Кициёва
Методическая разработка по теме «Развитие мелкой моторики рук детей посредством пальчиковых и дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие мелкой моторики рук посредством использования
пальчиковых и дидактических игр».
Актуальность: на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, счетными палочками, мозаикой. Они не успевают за ребятами на занятиях по лепке и аппликации. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. Конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Публикация «Методическая разработка по теме „Развитие мелкой моторики рук детей посредством пальчиковых и дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук, детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук,общую двигательную активность;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Методической основой данной деятельности являются труды педагогов И. А. Лыковой, М. М. Кольцовой.
Содержание опытной работы по развитию мелкой моторики рук детей посредством пальчиковых и дидактических игр.
Воспитательно-образовательная работа группе строиться на диагностической основе, что является фундаментом личностно-ориентированного подхода.
Диагностика воспитанников проводилась с помощью тестовых заданий для определения сформированности мелкой моторики пальцев рук для детей данного возраста (Бачина О. В., Коробова Н. Ф.) и авторской программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки»
Для участия была задействована группа детей из 27 человек.
На основе полученных результатов обследования была составлена сводная таблица баллов за 2017-2018 учебные года.
Уровень развития Начало года Конец года
высокий 15% 25%
средний 35% 55%
низкий 50% 20%
Работа с детьми проводилась по мелкой моторике в разных видах деятельности (режимных моментах, занятиях, игровой деятельности.)
Уровень развития мелкой моторики показал :
1 высокий уровень развития : у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений.
2 средний уровень развития : у детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
3 низкий уровень развития : у детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Вывод по результатам мониторинга:
позитивные результаты диагностического исследования на начало и конец года доказывают эффективность воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в данном направлении.
Перспективное планирование пальчиковых и дидактических игр
Пальчиковые
игры
Сентябрь
1."Это я"
2."Шарик"
3."Яблоко и капуста"
Октябрь
1. "Семья"
2. "Дом"
3. "Радуга"
4. "В комнате"
Ноябрь
1. "Листопад"
2. "Осень"
3. "Я перчатку надеваю"
4. "У каждого свой дом" (Дикие животные)
Декабрь
1. "Снежинки"
2. "Снегири"
3. "На ёлке"
4. "Ёлочка"
Январь
1. "Белочка"
2. "Шарик и подружки"
Февраль
1. "Транспорт"
2. "Параходик"
3. "Ладушки"
4. "Большая стирка"
Март
1. "Цветочек для мамочки"
2. "Помощник"
3. "Жаворонок"
4. "Наша прогулка"
Апрель
1. "Весна"
2. "Утро раннее настало"
3. "В гостях у гномиков"
4. "Червячки"
Май
1. "Кошки мышки"
2. "Колокольчики"
3. "Бабочки"
4. "Лето"
Сентябрь
1.«Собери фасоль»
2.«Игры с кубиками»
3.«Собери горох»
4.«Поролоновые шарики»
Октябрь
1.«Покатай жёлудь»
2.«Вылепи что хочешь из пластилина»
3.«Застегни пуговицы»
4. Игры с мозаикой
Ноябрь
1.«Помоги Золушке перебрать крупу» (чечевица)
2.«Перекати орех» (выполняется по возможности расслабленной кистью)
3.«Вылепи что хочешь из пластилина»
4.«Собери бусы»
Декабрь
1.«Выложи узор из риса»
2.«Непослушные пуговицы»
3.«Раздави орех»
4.«Игры с мозаикой»
Январь
1.«Палочки – выручалочки»
2.«Обведи и заштрихуй предмет», (работа с трафаретами)
3.«Палочки – выручалочки» (выкладывание рисунка по готовым схемам)
4.«Завяжи Маше бантик»
Февраль
1.«Выложи цифру арбузными семечками»
2.«Застегни замочки»
3.«Создай узор из гречки и риса»
4.«Шнуровки»
Март
1. Игры с мозаикой
2.«Застегни замочки»
3.«Палочки – выручалочки»
4.«Помоги распутать нитки»
Апрель
1. Выложи фигуру верёвочкой
2. Завяжи узлы на толстой верёвке
3.«Перекаты с шипованными мячами»
4. Игры с конструктором
Май
1.«Нарисуй рисунок по точкам»
2. Упражнения на выреза-ние
3.«Помоги Золушке» (сортировка фасоли (белой и красной) и гороха)
4.«Нарви бумаги для открытки»
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.