Майра Хисамова
Методическая разработка по сюжетно-ролевой игре в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - это основной вид деятельности. Очень часто случается так, что игра детей «пущенная на самотек», состоит из действий, которые носят стереотипный характер, а взаимодействия с игрушками является ничем иным как манипулирование предметом. Как следствие, игра не выполняет полноценно ту развивающую функцию, которую она несет, поэтому не редко можно увидеть «одинаковые» по содержанию игры у детей младшего возраста. Точно также как учить детей правильно держать ложку, одеваться, выполнять гимнастику их надо учить играть. Речь идет не о копирование игровых действий взрослого, а о взаимодействии взрослого и ребенка в игре.
Публикация «Методическая разработка по сюжетно-ролевой игре в средней группе» размещена в разделах
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действия, но и отношения к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовление атрибутов, конструирование.
Игра- важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движения. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.
Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становление индивидуальности и формирование детского коллектива.
Задача при работе с детьми, построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение.
- расширять представления детей о профессии шофера, кондуктора, механика, заправщика.
-закреплять ПДД.
-формировать игровую деятельность: развивать сюжет.
-уметь взаимодействовать по ходу игры, осуществлять замысел, распределять роли, планировать, подбирать атрибуты, оборудоватьместо игры.
Цель – привести к единообразию игры для всех детей в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы.
Актуальность - какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры?
Прежде всего, ребенку нужно уметь принимать на себя игровую роль и обозначать ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог. Более того, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того. каковы роли партнеров, уметь менять игровую роль в зависимости от развертывания сюжета. Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4 года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовать специфическое ролевые действия направленные на партнера - игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером- сверстником. Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4 года жизни является:
•Развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей
•Парное ролевое взаимодействие со сверстником, ролевое обращение, короткий диалог.
Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно- игровой среды и подбора соответствие его игрового материала.
Воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любые игры, а также использовать темы игр отражающих общественные события и явления, окружающую бытовую жизнь людей. Нужно стремиться к максимальному насыщению игры интересным содержанием, способным увлечь ребенка, и определить предполагаемые роли. Провести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры к разработке содержания ролевых действий.
Гипотеза:расширение кругозора детей в мире современных профессий, активное вовлечение родителей в игровое пространство детского сада, позволить значительно повысить уровень игровой деятельности дошкольников.
Новизна: заключается в том, что мы рассматриваем проблему развития сюжетно ролевой игры через знакомство со сверстниками, профессиями. Кроме того, в образовательный процесс ДОУ введены инновационные методы.
Формы работы - вовлечение родителей.
Практическая значимость: заключается в разработке и опытной проверке методических рекомендаций, направленных на игровой процесс. Пополнение предметно-развивающей среды, расширение диапазона игровых действий, пополнение словарного запаса у детей.
Предполагаемый результат:
1. Сформируется активная позиция в педагогическом процессе ДОУ
2. Дети приобретут опыт игрового досуга
3. Познакомятся с профессией через игровые сюжеты, разнообразят игровые действия
итература:
1. Сюжетно – ролевая игра дошкольников/Бойченко И. А., Григоренко П. И., Коваленко Е. И.
2. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры детей дошкольного возраста».
3. Выготский Л. С., Леонтьев А. Н. -«Энциклопедия».
Схема плана работы на неделю по сюжетно ролевой игре «Шофер»
ПОНЕДЕЛЬНИК
Утро. Д/ и: «Назови улицу, на которой ты живешь?»
Занятие. «Знакомство с улицей»
Прогулка. Наблюдение за транспортом.
Вечер. Заучивание стихотворения С. Михалкова «Улица моя».
ВТОРНИК
Утро. Внесение новой книги «Смешарики на дороге»
Д/ и: «Веселый паровозик»
Занятие. Р/р, заучивание стихотворения А. Барто «Нет напрасно мы решили прокатить кота в машине…»
Прогулка. П/ и: «Цветные автомобили».
Вечер. ХЭР конструирование «Грузовой транспорт».
СРЕДА
Утро. Д/ и: «Собери дорожные знаки»
Занятие. П/р. «История возникновения автомобиля»
Прогулка. П/ и: «Воробушки и автомобиль».
Вечер загадок и отгадок о транспорте.
ЧЕТВЕРГ
Утро. Д/ и: «Мы – водители»
Д/ и: «Веселый гараж»
Занятие. ХЭР аппликация «Машина»
Прогулка. П/ и: «Разрешено – запрещено»
Вечер. С/р игра «Автобус»
ПЯТНИЦА
Утро. Д/ и: «Гаражи и машины»
Занятие. ХЭР рисование «Моя любима машина»
Прогулка. П/ и: «Мы – шоферы»
Вечер. Театр и дети. «Путешествие в зимний лес».