Лариса Коломыцева
Методическая разработка по ритмике, посвященная творчеству С. Михалкова
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать интерес детей к творчеству С. В. Михалкова средствами музыки и ритмических движений.
Образовательные задачи:
- умение согласовывать свои действия с действиями других детей;
- соотносить свои движения с динамическим изменениями в музыке;
Развивающие задачи:
- развивать умение выражать различные эмоции: радость, грусть, страх, тревога;
Публикация «Методическая разработка по ритмике, посвященная творчеству С, Михалкова» размещена в разделах
- развивать творческие способности : развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, импровизировать, создавая образ;
- двигательную активность, гибкость, пластичность;
Воспитательные задачи:
- воспитывать нравственно-коммуникативные качества: умение сочувствовать («Корабельная сосна», радоваться («Белые стихи», «Фокусник»)
Коррекционные задачи:
- развивать координацию движений;
- умение ориентироваться в пространстве: перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в шеренгу, колонну, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций;
- укреплять глазодвигательные функции (гимнастика для глаз «Паучок»).
Оборудование: музыкальный центр, экран, проектор, презентация, фонограмма стихов С. В. Михалкова, атрибуты (шапка, шарф, браслетики с полосками из ткани, клоунские носы синего и красного цвета).
Дети заходят в зал танцевальным шагом, строятся в 2 линии, исполняют поклон, садятся на стулья.
Ведущий: ( 1 слайд: «Портрет С. В. Михалкова») Сегодня на музыкально-ритмическом занятии мы вспомним произведения любимого детского писателя Сергея Владимировича Михалкова. Попробуем перевоплотиться в образы детей, катающихся на коньках; корабельной сосны, людоеда, разбойников, снеговиков, клоунов. Помогут нам в этом замечательные стихи Сергея Михалкова.
Давайте послушаем «Белые стихи» Сергея Михалкова (звучит фонограмма, 2 слайд: «Зимний пейзаж») :
Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички.
Выпал снег – упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник, только дворник
Говорит: - Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас – беда!
Целый день скребок скребет,
Целый день метла метет.
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело!
Снег! Снег! Снег!
Ведущий: Ребята, расскажите о чем это стихотворение? (ответы детей) Давайте представим, что мы оказались на большой площади и катаемся на коньках, играем в снежки, лепим снеговичков. На улице идет снег и мороз пощипывает нам щечки.
Исполняется музыкально-ритмическая композиция «Каток» ( музыка: оркестр Павла Овсянникова «Сердце человека») ( 3 слайд: «Каток»)
Дети надевают шарфик и шапочку. Имитируют движения катания на коньках по одному, в парах, игру в снежки, исполняют разминочные физические упражнения, дуют на замерзшие руки, переступают с ноги на ногу, растирают ушки, ноги, спинки друг другу. После исполнения танцевальной композиции садятся на места, снимают шарф и шапку.
Ведущий: Ребята, в исполнении Павла Беседина послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Корабельная сосна» ( 4 слайд: «Сосна»)
Она прислушивалась в страхе
К раскатам грома. И ждала…
Молчали две намокших птахи,
Прижавшись у ее ствола.
Зловеще молния сверкала
И озаряла свод небес, -
Казалось, что она искала
Ее, одну на целый лес.
Все лето грозовыми днями
Она той молнии ждала.
Бежать? Но ведь она корнями
К земле прикована была.
Ушла гроза. И ожил снова
В лесу нестройный гомон птиц.
И дышит влагой бор сосновый,
И меркнут сполохи зарниц.
А по коре сосны шершавой
Ползла смолистая слеза –
Сосна на страх имела право:
Могла и завтра быть гроза…
Ведущий: Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? (ответы детей) Страшно было сосне во время грозы.
Дети одевают на запястья рук браслетики с полосками из ткани.
Исполняется музыкально-ритмическая композиция «Лес»
Ведущий: Представим, что вы – дерево сосна. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Попробуем изобразить, как дерево живет. В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону.
Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее.
Но вот ветер подул с такой силой, что дереву трудно устоять и его ветви клонит к земле.
И, наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и сломалось.
Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого сломанного дерева появился маленький зеленый росток, который превратился в молодое, полное сил дерево.
Дети изображают с помощью пластики «движения» дерева сосны.
Ведущий: Ребята, отгадайте загадку: много ног и много рук, кружево плетет. (ответы детей). Правильно – паук ( слайд 4: «Паук»). У Сергея Владимировича Михалкова есть замечательное стихотворение про паука.
Проводится гимнастика для глаз «Паучок» (стихотворение С. Михалкова)
Я привез из Каракумов Дети вытягивают перед собой паучка на палочке.
Очень злого паучка,
Он зовется каракуртом – Фокусируют взгляд на паучке и,
Он из жителей песка. проговаривая слова перемещают палочку вправо,
Им укушенный верблюд влево,
Не живет 5 минут.
Я привез из Каракумов вверх,
Очень злого паучка,
Он зовется «черной смертью» - вниз, прослеживая движение взглядом.
Житель желтого песка.
Если кто меня разбудит, Закрывают глаза, опустив паучка вниз.
Паучок того погубит. Быстро моргают глазами.
Ведущий: Ребята, а вы любите шалить? (ответы детей). Послушаем стихотворение «Людоед» Сергея Михалкова и узнаем, что он делает с непослушными детьми ( слайд 5: «Людоед»).
Живет на свете людоед,
Разбойник и злодей,
Он вместо каши и котлет
Привык на завтрак и обед
Есть маленьких детей.
Но и детей он ест не всех,
Совсем не всех подряд.
Он выбирает только тех,
Которые шалят.
Но ты не бойся, мой малыш,
И днем и в час ночной,
Когда ты спишь, когда шалишь,
Я рядом. Ты со мной!
Ведущий: Ребята, так что же делает Людоед с непослушными детьми? Какой характер у Людоеда? (ответы детей). Разбойник и злодей Людоед похож на жадных и злых разбойников.
Исполняется музыкально-ритмическая композиция
«Разбойники и Людоед»
Ведущий: У Сергея Михалкова есть замечательное стихотворение «Фокусник» из цикла его стихов про Цирк ( слайд 7: «Фокусник»).
Фокус простой:
Сундук пустой,
В нем нет ничего!
Закроем его! Запрем! Завяжем!
Перевернем!
Послушайте:
Кто шевелится в нем?
А когда сундук открыли –
Зашуршали чьи-то крылья,
Кто-то весело залаял,
И потом из сундука
Появились:
Птичек стая,
Два надутых индюка,
Кошка, кролик и собака,
Мальчик с факелом в руке.
Как же все они, однако,
Очутились в сундуке? (ответы детей)
Ведущий: Ребята, предлагаю вам превратиться в клоунов. Что делают клоуны в цирке? (ответы детей).
Дети одевают колпачки и клоунские носы синего и красного цвета. Звучит танцевальная фантазия на музыку Ж. Оффенбаха («Канкан»).
Вступление: дети-клоуны по очереди выбегают из-за кулис и останавливаются в какой-нибудь позе. Далее они придумывают клоунские движения. Сначала танцуют на одну музыкальную фразу клоуны с синими носами, на другую – с красными. Используют следующие танцевальные движения: прыгают; скачут с ножки на ножку; строят рожицы; жонглируют; дразнятся (делают длинный нос); выполняют различные наклоны, махи руками; кривляются.
Ведущий: Наше занятие подходит к концу. Какие стихи мы сегодня послушали? Что вам запомнилось больше всего? Почему? Чему учат стихи Сергея Михалкова? (ответы детей).
Дети строятся в 2 линии, исполняют поклон, уходят из зала. ( Слайд 8: «Спасибо за внимание»)