Мадина Ибрагимова
Методическая разработка по развитию речи с детьми 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Методика работы по развитию речи
с детьми 6–7 лет
Формирование словаря
В методике развития речи дошкольников выделяют три основные задачи словарной работы:
обогащение, уточнение и активизация словаря детей. Решение этих задач в старшем дошкольном
возрасте по сравнению с предшествующими возрастными группами имеет ряд особенностей.
Публикация «Методическая разработка по развитию речи с детьми 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Обогащение и уточнение словаря осуществляется не только за счет слов, понимание которых
формируется в процессе продуктивной деятельности детей, но и с опорой на имеющиеся у ребенка
представления об окружающем.
Хотя в старшем дошкольном возрасте словарь детей достаточно богат и разнообразен,
существует значительная разница между общепринятым значением слов и сложившимися у
ребенка представлениями. Эта «семантическая микросистема» (определение А. Леонтьева) имеет
тенденцию к постоянному расширению и уточнению. Но это возможно лишь при условии
систематической помощи детям со стороны взрослых.
В этом возрасте детей знакомят с многозначностью слов. Без помощи взрослого они не могут
понять это явление. Очень своеобразно, например, дети понимают слово грамота: «Грамота есть
книга, а в ней всякая разная азбука».
В работах К. Чуковского, Л. Пантелеева, В. Филатова описаны примеры того, как дети
самостоятельно образуют производные слова, например: показательный палец, ныряльная шапка
(резиновая шапка для купания, дождь рассилился (идет сильнее). Вместе с тем образование и
понимание родственных слов в старшем дошкольном возрасте осуществляются с трудом.
Иногда дошкольники заменяют прилагательные другими частями речи. Умение детей
употреблять прилагательные во многом зависит от того, насколько часто эта работа проводится на
занятиях.
В ходе словарной работы на занятиях и в процессе общения в быту дети встречаются с
явлением синонимии, когда слова, разные по звучанию, имеют одинаковое или близкое значение.
Поскольку синонимы позволяют с разных сторон охарактеризовать одни и те же предметы, важно
приучать детей замечать разнообразие слов, подбирать наиболее подходящие в каждом конкретном
случае.
Средством выразительности речи являются также антонимы — слова, имеющие
противоположное значение. Антонимы привлекают старших дошкольников, и они часто
неосознанно используют их. Работа с антонимами способствует развитию мышления,
пространственных, временных представлений, умению сравнивать. При этом следует помнить, что
пары контрастных слов должны быть соотносимы (то есть обозначать какой-либо один признак,
например, размер или пространственные отношения и т. п.). Развитию умения дошкольников
подбирать антонимы способствуют упражнения, в которых нужно закончить фразу, сравнив два
признака: «Этот карандаш длинный, а этот., Эта лента широкая, а эта., Эта полка висит на стене
высоко, а эта.» С этой целью используются и игры-упражнения, в которых воспитатель или
ребенок называет слово, а партнер произносит слово с противоположным значением: зима —
лето, справа — слева, ближе — дальше, мягкий — твердый, широкий — узкий и т. п.
Овладение словарем — это не только усвоение слова и его понимание, но и обязательно его
активное употребление. Только в этом случае можно говорить о богатстве словаря ребенка.
Поэтому активизация словаря является особой задачей педагогической работы с детьми.
В активный словарь входит прежде всего общеупотребительная лексика. Но он должен
обогащаться и образными выражениями, которые дети используют при пересказе, в играхдраматизациях и т. д.
Одним из основных путей обогащения и активизации словаря прилагательными и наречиями,
которых мало в речи дошкольников, должно стать знакомство с произведениями художественной
литературы. Детям старшего дошкольного возраста понятны в основном те из них, для которых
характерны динамичность развертывания сюжета, завершенность действий и поступков героев.
Без использования приемов, связанных с разбором художественных деталей произведения,
уточняющих и закрепляющих те или иные слова, многие определения могут и не стать достоянием
активного словаря ребенка. При этом, естественно, не следует забывать о том, что, в отличие от
объяснительного чтения в школе, основная задача чтения художественных произведений в детском
саду — понимание детьми текста в целом.
Грамматический строй речи
С целью уточнения и активизации речи детей в старшем дошкольном возрасте используются
специальные лексико-грамматические игры и упражнения, которые направлены на формирование
следующих умений:
• правильно употреблять несклоняемые существительные;
• правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;
• согласовывать слова в предложении в роде и числе;
• образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.
В ходе бытовой и игровой деятельности у детей не возникает необходимость использовать
сложные формы предложений. Дошкольникам трудно заимствовать их и из художественных
произведений. Поэтому воспитатель должен проводить соответствующую работу, направленную
на формирование у детей умения строить разнообразные (как простые, так и сложные)
предложения. Своими вопросами (почему? когда, предположениями (что сделать, чтобы.
если.) педагог побуждает детей давать развернутые ответы, употреблять сложноподчиненные
предложения.
Звуковая культура речи
В старшей группе у детей было сформировано умение различать на слух те или иные звуки в
словах, определять позицию звука в слове. У детей седьмого года жизни совершенствуется
слуховое внимание и фонематическое восприятие. В этом возрасте они уже должны четко
произносить все звуки родного языка. В подготовительной к школе группе у детей формируют
новое и достаточно сложное умение — определять звук, изменивший значение слова (мак — рак,
кит — кот).
С целью развития слухового внимания детям предлагают упражнения, в которых они должны
вспомнить слова, начинающиеся на определенный слог, а затем вслед за педагогом проговорить
еще 10–12 слов, которые воспитатель зачитывает из словаря. Потом дошкольники пытаются
объяснить, что обозначают эти слова.
Слух дошкольников совершенствуется и в ходе выполнения упражнений на подбор рифмы к
стихотворным строчкам.
В подготовительной группе с целью развития у детей звукопроизношения широко
используются скороговорки. Как справедливо отмечает З. Савкова: «Скороговорки — этот
удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для
тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все
звуки родного языка».
Однако, как правило, этим роль скороговорок не ограничивается. Они с большим успехом
могут быть использованы для развития разных сторон звучащей речи : для преодоления вялости и
малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшают подвижность мышц языка, губ, нижней
челюсти, закрепления правильного произношения звуков, выработки отчетливой и ясной речи
(дикции).
Связная речь
В ходе работы с детьми седьмого года жизни решаются следующие задачи по развитию
связной речи :
• развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей
жизни;
• учить соблюдать логику развития сюжета;
• совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между
наблюдаемыми явлениями, делать выводы;
• учить давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники,
мотивированно оценивать поведение персонажей;
• учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; развивать интонационную
выразительность речи.
Развивать связную речь — логически последовательное и грамматически правильное
изложение мыслей, точно и образно передающее содержание, — задача не из легких.
Дети подготовительной к школе группы должны самостоятельно составлять рассказ по
картинкам с последовательно развивающимся действием, употреблять в речи сложносочиненные и
сложно-подчиненные предложения, пользоваться прямой речью, обращениями.
Рассказы детей не всегда интересны по содержанию, логичны, образны. Часто они состоят из
нераспространенных назывных предложений. В рассказах детей встречается много повторов,
личных местоимений («он сказал», «они пошли»). Нередко дети неправильно пользуются прямой
речью, употребляют союзы и предлоги, неточно используют глаголы в косвенной речи.
Подготовка детей к обучению грамоте
Программа подготовки к обучению грамоте предполагает формирование у детей
представлений о слове и предложении.
Обучая дошкольников делить предложения на слова, воспитатель предлагает им сосчитать
слова в предложении (без союзов и предлогов) и любым способом сообщить результат (хлопки в
ладоши, отсчет фишек, показ карточек из математического набора с нужным числом
геометрических фигур и т. д.). Далее педагог просит детей назвать слова в порядке их
расположения в предложении. Для того чтобы дети выполняли это задание с удовольствием и в
достаточно быстром темпе, воспитатель «раздает» им слова, например: «Весна — Оле, пришла —
Диме» и т. д. Если дошкольники назвали слова не в том порядке, педагог «раздает» слова другим
детям.
В подготовительной к школе группе детей учат слоговому и звуковому анализу слов. (Многие
дети путают звуки и слоги.) В этом отношении неоценимую помощь оказывает упражнение «Я —
вам, вы — мне», в котором сначала педагог просит детей сосчитать и назвать части того или иного
слова, а затем выполняет задание, сформулированное ребенком. («Валентина Викторовна,
сосчитайте и назовите части в моем слове».) То, что ребенок в своем обращении к воспитателю
вынужден оперировать терминами часть слова, звук, способствует усвоению этих понятий.
Для анализа воспитатель предлагает детям двухсложные и трехсложные слова с открытыми
слогами; просит назвать звуки в словах, состоящих из трех-четырех звуков.
Приобщение детей к художественной литературе
Развитие речи естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по
развитию речи часто строится на материале художественных произведений.
Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» — за способность
детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство
некоторых детей в поиске понравившейся книги.
В перечень произведений для чтения в подготовительной к школе группе входят (как и во всех
предыдущих группах) фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России,
зарубежная проза и поэзия.
Русская народная поэзия представлена более сложными песенками, в том числе календарными
обрядами (коляда, Масленица, прибаутками, небылицами, пословицами, скороговорками,
считалками, загадками.
Среди русских народных сказок есть малоизвестные педагогам произведения («Белая уточка»,
из сбор. А. Афанасьева; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Чудесное яблочко», обраб. Л.
Елисеевой и др.). Рекомендуется знакомить детей с былинами: «Илья Муромец и Соловейразбойник», запись А. Гильфердинга (отрывок); «Добрыня и змей», пересказ Н. Колпаковой;
«Садко», запись П. Рыбникова (отрывок).
В программный список поэтических произведений вошли стихотворения А. Пушкина, А.
Блока, М. Волошина, А. Ремизова, П. Соловьевой и других поэтов.
Рекомендованы литературные сказки отечественных (П. Ершов, А. Ремизов, К. Ушинский, К.
Паустовский и др.) и зарубежных (А. Линдгрен, Б. Поттер, С. Тонелиус и др.) авторов. В список
включены повести и рассказы, которые, как свидетельствуют наши наблюдения, пришлись по
душе именно детям 6–7 лет (А. Куприн, «Слон»; Н. Телешов, «Уха» (в сокращении); К. Коровин,
«Белка»; рассказы Ю. Коваля и т. д.).
Приобщая детей к художественной литературе, следует учитывать ряд моментов, связанных с
особенностями возраста:
• устойчивый интерес детей к книгам, рассчитанным на длительное чтение;
• наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения;
• заметное возрастание интереса к поэтическому слову;
• умение некоторых детей читать самостоятельно.
Методика работы с этой возрастной группой мало отличается от методики работы с детьми 5–
6 лет. Правда, педагоги, беседуя с дошкольниками по содержанию художественных произведений,
предусматривают более сложные, чем раньше, вопросы и одобряют более продуманные,
аргументированные ответы.
Библиотека группы должна комплектоваться при участии детей; вместе с ними нужно решить,
какие книги можно передать в методический кабинет, подарить детям средней группы. Процедура
передачи книг доставляет много радости и той и другой стороне.
В книжном уголке должны быть любимые детьми книги (например, сказки А. Пушкина, Г. Х.
Андерсена, Д. Мамина-Сибиряка и др., а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии,
например, из серии «Я познаю мир», то есть книги, к которым часто обращается воспитатель. Дети
тоже имеют право брать их в любой момент.
В подготовительной к школе группе периодически организуются выставки книг. Их тематика
самая разнообразная: авторская книга, например сказки А. Пушкина; книги, оформленные
известным детям художником, например В. Чижиковым; разные издания одной и той же сказки,
иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки; сборники стихотворений о
природе; книги с веселыми историями и др. Тематика выставок определяется наличием книг в
дошкольном учреждении. Кроме того, интересующую детей книгу можно взять (заказать) в
библиотеке (при этом дошкольников знакомят с работой библиотеки и библиотекарем).
Прививая интерес к рассматриванию книг, не нужно забывать о том, что в подготовительной к
школе группе многие дети пытаются читать. Рассматривая книгу, они стремятся получить иную,
чем раньше, информацию: стараются прочитать название книги и подписи под рисунками;
убедившись, что книга имеет оглавление, пробуют выяснить, есть ли в ней то или иное
произведение и на какой странице его можно найти. Это требует от ребенка усилий, а от
воспитателя — своевременной помощи. С помощью педагога дошкольники продолжают учиться
целенаправленно рассматривать иллюстрированные книги ( единый стиль оформления: форзацы,
орнаменты, рисунки).
Литературный багаж у детей различен. Дошкольники шестого года жизни могут назвать от
двух до одиннадцати произведений разных жанров и от одной до пяти фамилий писателей. Наряду
с А. Пушкиным, К. Чуковским, С. Маршаком дети называют М. Зощенко, Н. Носова, Д. Хармса, А.
Милна, Г. Снегирева. У многих ребят есть любимые книги.
Произведения, с которыми воспитатель намеревается познакомить детей, он должен
обязательно прочитать заранее и желательно вслух, что педагоги, к сожалению, делают крайне
редко. Культура чтения вслух, от которой во многом зависит первое впечатление ребенка о книге,
определяется восприятием текста воспитателем и его отношением к произведению.
Эмоциональные переживания детей напрямую связаны с так называемой тональностью
произведения, которую надо дать им почувствовать. Если по какой-либо причине произведение не
полюбилось воспитателю, его лучше не читать детям (выбор программных произведений
достаточно велик).
Перед тем как читать книгу, воспитатель должен сказать добрые слова о ней и ее авторе,
подчеркнув, что лично ему герои этого произведения полюбились. Если произведения этого автора
уже знакомы детям, следует непременно напомнить им об этом. Прежде чем предложить детям
книгу для самостоятельного рассматривания, педагог должен сам внимательно рассмотреть ее:
определить, на что дошкольники сами не обратят внимание (например, на то, как художник с
помощью цвета передает радость или отчаяние героев).
Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной
литературы включает:
• ежедневное, как и во всех предыдущих группах, чтение сказок, рассказов, стихов;
самостоятельное рассматривание детьми книг;
• специальные занятия;
• свободное общение воспитателя с детьми на основе произведений художественной
литературы.
Перечень произведений для чтения детям 6–7 лет внушителен. Предполагается также
повторение уже знакомых произведений. Поэтому целесообразно объединять произведения в
блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений,
глав из книг в течение месяца.
Многие произведения художественной литературы, в частности стихотворения, связаны с тем
или иным временем года, а иногда и с месяцем. Поскольку климатические условия в разных
регионах нашей страны отличаются, воспитателям необходимо заранее ознакомиться с нашими
рекомендациями, чтобы своевременно поменять местами некоторые занятия.
В ходе свободного общения с детьми воспитатель может предложить им тот вид деятельности,
который в настоящий момент их особенно привлекает: рассматривание книг, драматизация,
кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, совместное чтение достаточно большого по
объему стихотворения или сказки в стихах (дети, ориентируясь на паузы при чтении взрослого,
договаривают слова и отдельные фразы, иллюстрирование любимой книжки, рассказывание
стихов жестами (воспитатель очень медленно читает знакомое детям стихотворение, а они
практически на каждое слово реагируют жестом: «Пять. веселых. домовых. расшалились.
очень.») и т. д.
Упражнения из книги «Расскажи стихи руками» очень популярны за рубежом. Подобная книга
вышла и на русском языке: «Расскажи стихи руками. По мотивам английского фольклора»
(вольный пересказ В. Егорова. — М., 1992). Такие упражнения способствуют развитию образного
мышления, свободы движений. Старшие дошкольники находят очень точные и выразительные
жесты при чтении русских народных песенок, стихотворений Д. Хармса, С. Черного, отрывков из
сказок К. Чуковского.
Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы — предоставить
каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость,
чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт.
Во всех возрастных группах педагог периодически проверяет, знают ли дети программные
сказки, рассказы, стихотворения. При проведении срезовой работы следует избегать таких
вопросов, как: «Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их», «Какие стихи ты помнишь?»
Целесообразно, ориентируясь на перечень произведений для данной возрастной группы, взять
выборочно 5–6 произведений разных жанров и напомнить детям начало произведения или отрывок
из него. Если ребенок знает сказку (рассказ, то вспомнит ее название (в своей редакции) и
содержание. Если речь идет о стихотворении, то взрослый должен начать читать его сам, а затем
предложить ребенку продолжить декламацию.
Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем
его богатстве, — процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в
книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не
желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.