Елена Попова
Методическая разработка по основам безопасной жизнедеятельности для детей средней группы «Безопасность в любой ситуации»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по основам безопасной жизнедеятельности для детей средней группы
«Безопасность в любой ситуации»
Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Публикация «Методическая разработка по основам безопасной жизнедеятельности для детей средней группы „Безопасность в любой ситуации“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, и в неё вошли такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком норм поведения.
Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
Мы создали в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий формированию основ безопасности жизнедеятельности. Создали пространство, где дети могут познакомиться с различным материалом по этой теме (на видном месте стенды для детей и их родителей, буклеты, альбомы на данную тему, детские рисунки, настольнопечатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре Юные пожарные).
В группе есть «места уединения», дающие возможность ребёнку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения экспериментов.
Одной из основных задач - обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Мы изготовили разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности : альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «101», «102», «103», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит - не горит», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку».
В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.
Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.
Ход мероприятия.
Здравствуйте ребята!
Давайте познакомимся. Я - инспектор Патрулькин. С сегодняшнего дня я буду обучать вас основам безопасности жизнедеятельности. ОБЖ – эта наука о том, как вести себя дома, на улице, на природе, чтобы с тобой не случилось неприятностей. Это очень познавательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного и полезного. А сопровождать нас будет, в этом увлекательном путешествии стажёр Берёзкина.
Ребята, я знаю, что вы любите фантазировать. Представьте, мы с вами отправляемся …
Остановка первая «В развлекательном центре»
Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по развлекательному центру. Здесь много интересных аттракционов, магазины с игрушками.
Смотрите, а здесь большой автомобиль, красивые нарядные куклы. Главное правило на сегодня – держаться всем вместе и не куда не отходить без разрешения взрослого.
А где же Берёзкина? Куда она пропала? Ребята, чтобы её найти, нам нужно обратиться в полицию по телефону-02.
А вот и она. Ай-ай-ай, она берёт мороженое у незнакомого человека. Березкина, ты, разве не знаешь, что нельзя уходить с незнакомым человеком, садиться с ним в машину, брать у него угощение, даже если незнакомец улыбается и говорит ласковые слова. А если вдруг незнакомец хватает тебя и куда-то насильно тянет, то нужно привлекать к себе внимание: громко кричать, что это чужой тебе человек; просить позвонить твоим родителям; убежать при первой возможности; если увидишь полицейского, то попросить помощи у него.
Ребята, ситуации бывают разные.
- Березкина, вот если, ты, вдруг отстанешь от своей группы в развлекательном центре. Что, ты, будешь делать?
- Я подойду к сотруднику центра и попрошу его, чтобы он по громкой связи сообщил о том, что я потерялась, мои фамилию, имя, отчество, сколько мне лет и где я нахожусь.
- Правильно, Березкина! Молодец! А еще, ты, должна знать свой домашний адрес, номер телефона, а также номер полиции.
Ребята, а если вдруг, вы поняли, что все-таки потерялись, то никогда не паникуйте, ведь наверняка вас уже ищут.
Ну что, ребята, продолжаем наше путешествие по развлекательному центру. Я думаю, что теперь нашему развлечению ничего не помешает.
- Раз, два.
- Три, четыре.
- Три, четыре.
- Раз, два.
- Что возьмем с собой в дорогу?
- Песни, радость и мечту.
Остановка 2 «На пешеходном переходе»
Ребята, сегодня мы с вами проведем викторину «Пешеходный переход» и проверим, знаете ли вы, как правильно переходить дорогу.
- В каком месте нужно переходить дорогу?
- Только по пешеходному переходу.
- Правильно. На какой сигнал светофора нужно переходить дорогу? Отвечай, Березкина, ты выше всех тянешь руку.
- Ну, это знают все. Конечно, на зеленый.
- Правильно. А если у тебя велосипед?
- Я, конечно, перееду, ведь так быстрей.
- Не правильно. Нужно катить велосипед рядом с собой. Какого цвета полоски на пешеходном переходе?
- Черного и белого. Они похожи на зебру.
- Правильно. В какую сторону нужно посмотреть, прежде чем перейти дорогу – налево или направо?
- Сначала налево, а когда дойдешь до середины – направо.
- Правильно. Ребята, вы молодцы! Хочу дать вам совет: быть всегда внимательными и вежливыми с теми, кто переходит дорогу рядом с вами, никогда не бегите и не толкайтесь.
Еще я расскажу вам, что есть подземный и надземный пешеходные переходы. Они самые безопасные, потому что рядом отсутствуют автомобили. Посмотрите, как они обозначаются.
- А я знаю одну отличную загадку. Можно загадать ребятам?
- Конечно можно. Загадывай, Березкина.
- На дорожном знаке том
Человек идет пешком,
Полосатые дорожки
Постелили нам под ножки, Чтобы мы забот не знали И по ним вперед шагали.
- Это знак «Пешеходный переход».
- Правильно, ребята!
Ребята, пришло время нам прощаться. До свидания.
Остановка 3 «На прогулке»
Ребята, посмотрите, какое замечательное утро, как ярко светит весеннее солнышко.
- Апчхи.
- Березкина, а ты почему сняла шапку? Разве ты хочешь простудиться? Ребята, придется позвать доктора Пилюлькина, чтобы он рассказал вам о здоровом образе жизни.
Пилюлькин
- Здравствуйте, ребята. Я расскажу вам, что нужно делать, чтобы расти здоровыми и крепкими:
1. Быть физически активными. Обязательно делать утреннюю зарядку. Закаляться. Держать правильную осанку.
2. Важно правильно питаться. Кушать больше овощей и фруктов, так как в них очень много полезных витаминов. И поменьше есть всяких конфет и чипсов. А пить лучше соки и компот, а не газировку.
3. Правильный режим дня очень важен для детей. Особенно послеобеденный сон и прогулки на свежем воздухе.
4. Личная гигиена – залог чистоты и здоровья. Мойте руки перед едой, чистите зубы 2 раза в день – утром и вечером и ежедневно принимайте водные процедуры. Главное правило личной гигиены – не пользоваться чужой зубной щеткой, расческой и полотенцем.
5. Здоровый сон необходим после дневных нагрузок, ведь во сне ребенок не только восстанавливает силы, но и растет. Спать нужно ложиться вовремя, а не засиживаться возле телевизора.
Сегодня, ребята, вы еще узнали, что очень важно, чтобы быть здоровым – одеваться соответственно времени года.
- Спасибо, доктор Пилюлькин, за познавательный рассказ. Приходите к нам еще. До свидания.
Остановка 4 «На природе»
Ребята, я смотрю, вы, надели панамки. Молодцы, ведь без головного убора можно получить солнечный удар. А где же Березкина? Ах, она уже у воды.
- Березкина, разве, ты, не знаешь, что без сопровождения взрослых детям нельзя находиться около водоемов, потому что можно поскользнуться на мокром берегу, упасть в воду и утонуть.
Ребята, в летний период купаться можно только под присмотром взрослых. В воде может находиться коряга или водоросли, в которых можно запутаться. А зимой нельзя самим выходить на лед, потому что если лед треснет, то можно провалиться и утонуть.
А где же опять Березкина? Ох, она уже срывает какие-то ягоды на кустах возле берега реки.
- Березкина, ты, разве не знаешь, что детям нельзя самостоятельно рвать незнакомые плоды, вдруг они ядовитые. Ты, знаешь какие-нибудь правила поведения на воде и на природе?
- Да, я знаю, что очень опасно подходить на природе к костру, потому что можно обжечься. Нужно использовать различные средства от укусов насекомых, а также солнцезащитные средства от загара. И еще нельзя заходить в воду, если есть знак «Купание запрещено!» - Молодец.
А еще, ребята, я вам расскажу о том, как вести себя на природе, если вдруг началась гроза. Ни в коем случае нельзя прятаться под деревом и подходить близко к воде. Нужно стоять на открытом пространстве.
Ребята, вы, наверное, уже нагулялись, устали. Нам пора домой. До новых встреч.
Остановка 5 «Спички детям не игрушка»
Ребята, а помните, когда мы были на природе, то узнали, что нельзя близко подходить к костру, чтобы не обжечься? Сегодня я хочу поговорить с вами о пожарной безопасности.
- А я однажды хотела сама погладить платье и включила утюг, но тут увидела мама и очень меня поругала.
- Березкина, разве ты не знаешь, что детям нельзя самостоятельно пользоваться электрическими приборами?
Ребята, есть еще несколько правил пожарной безопасности, которые нужно обязательно соблюдать:
1. Нельзя самостоятельно пользоваться спичками и зажигалкой.
2. Нельзя самостоятельно включать газовую плиту.
3. Нельзя брать хлопушки, петарды, бенгальские огни и фейерверки.
4. Нельзя самостоятельно разводить костер и подбрасывать в костер ветки.
И еще, ребята, есть несколько правил поведения, если пожар все-таки случился:
1. Быстро покиньте помещение.
2. Позовите на помощь или позвоните 01.
3. Никогда не открывайте окон.
4. Никогда не надо прятаться.
5. Дышать нужно через смоченную в воде тряпочку.
Ребята, пожар потушить очень сложно, огонь это опасная и страшная стихия. Пожар легче предотвратить, поэтому соблюдая правила пожарной безопасности, вы убережете себя и своих близких. Желаю вам быть всегда осторожными с огнем.
До свидания.