Лариса Тенибаева
Методическая разработка семинара-практикума «Учет требований ФГОС до при организации прогулок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное детское образовательное учреждение
Центр развития ребенка
детский сад № 28
Семинар — практикум
Учет требований ФГОС ДО при организации прогулок
Воспитатель:
Тенибаева Л. А.
Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него.
/
/Альбрехт Дюрер- немецкий живописец, теоретик искусства/
Публикация «Методическая разработка семинара-практикума „Учет требований ФГОС до при организации прогулок“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Цель: расширить, систематизировать и закрепить представления педагогов об организации прогулок в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Задачи:
повышение профессиональной компетентности воспитателей в условиях модернизации дошкольного образования;
обеспечение полноценной теоретической и практической подготовки к организации прогулок с учетом ФГОС ДО.
Предшествующая работа:
Ознакомление с ФГОС ДО;
Моделирование прогулки;
Подготовка к семинару-практикуму : создание презентации «» в электронном виде - воспитателем.
План семинара — практикума
Приветствие участников семинара-практикума
Видео презентация: «Организация прогулок : требования ФГОС ДО»
Практическая работа в группах: составление глоссария по теме семинара.
Подведение итогов семинара-практикума.
Ход семинара – практикума
Приветствие участников семинара-практикума
- Уважаемые коллеги, здравствуйте!
Хочу свое выступление начать с притчи.
Одного дзенского мастера спросили: — Что вы обычно делали до того, как стали Просветлённым? Он сказал: — Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца. Затем его спросили: — А теперь, когда вы стали Просветлённым, что вы делаете? Он ответил: — Что же ещё я могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца. Вопрошающий, естественно, был озадачен. Он спросил: — В чём же тогда разница? Перед Просветлением вы делали это и после Просветления делаете то же самое, в чём же тогда разница? Мастер засмеялся и сказал: — Разница большая. Раньше мне приходилось делать это, а теперь всё это происходит естественно. Раньше мне надо было делать усилие: перед тем, как я стал Просветлённым, это было обязанностью, которую мне приходилось выполнять, делать нехотя, заставляя себя. Я делал это потому, что мне приказали это делать; мой учитель велел мне рубить дрова, поэтому я и рубил. Но в глубине души я злился, хотя внешне я ничего не говорил. Теперь я просто рублю дрова, потому что знаю сопряжённую с этим красоту и радость. Я ношу воду из колодца потому, что это необходимо. Это уже не обязанность, а моя любовь. Я люблю старика. Холодает, зима уже стучится, нам будут нужны дрова. Учитель с каждым днём всё больше стареет; ему нужно больше тепла. Необходимо хорошо отапливать его жилище. Именно из этой любви я рублю дрова. Из этой любви я ношу ему воду из колодца. Теперь появилось большое различие. Нет неохоты, нет сопротивления. Я просто откликаюсь на момент и на текущую необходимость.
Надеюсь, наш семинар, поспособствует тому, чтобы вы делали свою работу не по необходимости, а по любви, естественно. Это и касается того, о чем нам сегодня предстоит поговорить.
ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предусматривает решение программных образовательных задач не только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов, таких как прогулка.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Какие требования предъявляются к прогулке, как ее грамотно организовать, чтобы она была продуктивной, интересной и полезной для детей.
Итак, тема нашего семинара-практикума «Учет требований ФГОС ДО при организации прогулок".
2. Представление видеопрезентации: «Учет требований ФГОС ДО при организации прогулок".
Начать нашу работу хочу словами немецкого живописца и теоретика искусства Альбрехта Дюрера, которые я выбрала в качестве эпиграфа к нашему семинару «Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него».
Сегодня мы рассмотрим вопрос организации прогулок в свете новых условий (ФГОС ДО утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 пункт 3.3)
Вопрос к слушателям: В чём вы видите преимущества прогулок в образовательной работе с дошкольниками?
Спасибо. Своими ответами, уважаемые коллеги, вы подчеркнули значимость прогулок в образовательной деятельности и физическом развитии детей. Поэтому не случайно мы посвятили наш семинар данной теме.
Требования к прогулке :
Цель: выявление и обобщение знаний педагогов об организации прогулок в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Задачи: - повышение профессиональной компетентности воспитателей в условиях модернизации дошкольного образования;
обеспечение полноценной теоретической и практической подготовки к проектированию развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО;
Не буду перечислять все требования, хочу акцентировать ваше внимание на следующие моменты:
Прогулка - обязательный элемент режима дня. В каждом режимном моменте (кроме утреннего приема и ухода домой) обязательно существует подготовительный и завершающий этап: подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки.
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника;
Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с (обращаю ваше внимание ни дождь, ни снег таким запретом не являются).
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Что и стоит в конечном итоге перед нами.
Надо помнить, каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для младшего - среднего возраста, но не подходит для старшей и подготовительной группы.
Таким образом,
Прогулка должна обеспечивать следующие условия:
Дети должны почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной (в чем мы собственно и заинтересованы).
Прогулка должна способствовать улучшению общего самочувстввия дошкольников, что также не маловажно, через сочетание хорошего настроения и физической нагрузки.
Мы рассмотрели некоторые основные требования и условия для организации прогулок в группе с учетом требований ФГОС. Какова же структура прогулки :
Наблюдение.
Подвижные игры:2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
Труд детей на участке.
Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.
Теперь пару слов о разновидностях прогулок. Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации. Формальный подход. В современной методической литературе и отдельных нормативных документах наряду с традиционной, сложившейся годами структурой прогулок с детьми можно найти примеры тематических прогулок : прогулки-походы, прогулки-экскурсии, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки-трудовые акции.
В своей работе,на данный момент, мы использовали следующие виды деятельности:
-Наблюдения;
-Спортивная прогулка;
-Развлекательная прогулка с персонажем.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) в первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.
Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
Организация наблюдений : при планировании наблюдений воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
устанавливаются факты;
формируются связи между частями объекта
идет накопление представлений у детей;
проводятся сопоставления;
делаются выводы и устанавливаются связи между проводимыми сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Практическая работа в группах: Создание глоссария по теме семинара.
Дайте характеристику словам, связанным с прогулкой (составить глоссарий)
Глоссарий - словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.
1 группа. Слова: прогулка, игрушки,персонажи,, объект наблюдения,
Например, игрушка - предмет, предназначенный для игры.
2 группа. Слова: безопасное поведение, детская игра, продуктивная деятельность, развивающая образовательная среда,
Подведение итогов.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Технология «Телеграмма»
После завершения работы каждому из участников предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию:
-Что вы думаете о прошедшем мероприятии?
- Что было для вас важным?
-Чему вы научились?
-Что вам понравилось?
- Что осталось неясным?
- В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.