Елена Панчак
Планирование работы кружка по речевому развитию «Речевой калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Панчак Е. М.
В настоящее время до 80% новорожденных имеют признаки отклонений в речевом развитии. Повреждения и незрелость нервной системы, неблагоприятные социальные факторы служат причиной появления у детей сложных нарушений речевого развития. Детский мозг очень пластичен. Своевременное выявление признаков дизонтогенеза и раннее начало оказания необходимой помощи – вот две основополагающие задачи, реализация которых способствовала бы максимальной компенсации возможных отклонений в развитии. Неполноценность познавательной сферы ребёнка влечёт за собой появление речевой недостаточности. В свою очередь отклонение речевого развития тормозят формирование психических функций, ограничивают познавательные возможности, нарушают процесс социальной адаптации, следовательно, необходимо говорить об оказании не только ранней, но и комплексной помощи ребёнку с особенностями развития. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт детей дошкольного возраста с самого начала опосредованы языком (речью). Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Развитие речи – одна из центральных проблем воспитания и обучения детей до школы, привлекшая внимание множества известных педагогов, психологов и деятелей науки. Во-первых, это великие просветители прошлого: М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци; заслуженные отечественные психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, Н. Х. Швачкин, Ф. А. Сохин и многие другие. Наиболее полно понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются в работах, А. М. Бородич, А. И. Максакова, М. Ф. Фомичевой и многих других ученых. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д. Б. Эльконина, А. Р. Лурия, Д. Н. Богоявленского, Ф. А. Сохина, А. Г. Тамбовцевой, Г. А. Тумаковой, М. С. Соловейчика, А. А. Леонтьева, М. Р. Львова, Т. А. Ладыженской и других ученых) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции, активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение.
Публикация «Планирование работы кружка по речевому развитию „Речевой калейдоскоп“» размещена в разделах
Сегодня наука все чаще прибегает к инновациям в исследованиях речи, ведь ее развитие самым тесным образом связано с сознанием, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями и в последующем школьном обучении. В первую очередь это происходит за счет осознания ребенком звуковой стороны речи.
Речи принадлежит огромная, решающая роль в развитии ребёнка. Дошкольный возраст – это возраст чувственного познания окружающего. Наиболее продуктивно ребёнком усваивается то, что затрагивает его эмоции, ему интересно, поэтому главная задача педагога – вызвать речевую и общую инициативу у ребёнка через чувственное познание, включение малыша в речевую деятельность.
Таким образом, проблема воспитания звуковой культуры речи – одна из первостепенных, основных и актуальнейших задач, остро стоящей не только перед детским садом, но и человечеством в целом. Ведь необходимым условием состоятельности в современном мире являются такие качества личности, как эрудированность, профессионализм, успешность, что невозможно без владения грамотной и красивой речью. С нашей точки зрения, наиболее эффективно это может реализовываться на специально-организованных занятиях по развитию речи с применением различных приёмов и методов обучения, соответствующих целям и задачам образовательной программы “Речевой калейдоскоп”.
Участники программы: дети 3-6 лет
Срок обучения: программа “Речевой калейдоскоп” рассчитана на три года и разделена на три этапа по возрастным категориям:
первый этап – дети в возрасте 3-4 лет, посещающие младшую группу;
второй этап – дети в возрасте 4-5 лет, посещающие среднюю группу;
третий этап – дети в возрасте 5-6 лет, посещающие старшую группу;
Занятия по программе “Речевой калейдоскоп” проводятся два раза в неделю во второй половине дня по подгруппам.
Время занятий:
в младшей группе 10 минут;
в средней группе 15 минут;
в старшей группе 20 минут
Основные задачи:
Для работы с детьми первого этапа обучения.
(3-4 года)
1) Развитие познавательной речевой активности;
2) Создание необходимой базы для развития речевых умений, связанных с такими видами речевой деятельности, как говорение, чтение-слушание и слушание;
3) Знакомство со звуками речи, отработка правильного звукопроизношения;
4) Развитие речевого аппарата;
5) Развитие грамматического строя речи;
6) Развитие связной речи;
7) Знакомство со звуками и простейший звуковой анализ.
Для работы с детьми второго этапа обучения.
(4-5 лет)
1) Развитие умений говорения и слушания;
2) Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
3) Обогащение активного, пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;
4) Развитие фонематического слуха, развитие звуковой культуры у детей.
Для работы с детьми третьего этапа обучения.
(5-6 лет)
1) Развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов;
2) Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
3) Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
4) Обучение звуко-слоговому анализу слов;
5) Развитие мелкой моторики руки.