Приложение МААМ

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы «Русская березка»

Ольга Ефременко
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы «Русская березка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы

Цель: формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнять и углублять представления детей о значении березы в жизни русских людей, о связанных с ней традициях.

2. Дать понятие о березке – как о символе России.

Темочки:

3. Познакомить детей с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани.

4. Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками.

Развивающие :

1. Развивать интерес к звучащему слову, обратить внимание на красоту окружающей природы.

2. Продолжать развивать детское художественное творчество.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Предварительная работа:

Наблюдение за березой во время прогулок в разное время года, заучивание стихотворений С. Есенина «Береза», И. Токмаковой «Если б дали березке расческу…», рассматривание репродукции картин художника И. Левитана «Березовая роща», И. Остроухова «Березы».

Материал:

- репродукции картин русских художников;

- подготовленный батик, размер А4;

- простой карандаш;

- набор гуашевых красок;

-кисти №1, №4;

- стаканчик с водой;

- салфетка.

Ход

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, какое дерево издавна особо почиталось на Руси? (мнения детей). Послушайте загадку:

Белый черным шит сарафан на ней.

Ветер к ней спешит, чешет кудри ей,

Зелена коса развевается,

В ярком солнышке купается. (Береза).

Демонстрация репродукции картины И. Остроухова «Березы»

Березка является символом России.

Деревьев равных не сочтешь –

Одно другого краше.

Но где ты дерево найдешь

Родней березки нашей.

Действительно, жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Береза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. У нее единственной в мире белая кора.

Издавна на Руси существовал праздник почитания цветущей растительности и плодородия – Троица. Березка была центром внимания на этом празднике. Ветки березы, сорванные в этот день, хранились в домах весь год, до следующего летнего праздника, как оберег здоровья и счастья живущих в доме. Троицу считали девичьим праздником. В этот день девушки выходили в березовую рощу, плели венки из цветов, вплетали в них березовые ветки, а потом водили хороводы, пели песни, посвященные березке.

Физкультминутка «Ай да березка

Мы вокруг березки встанем в хоровод, Дети берут разноцветные платочки и Радостно и звонко каждый запоет: идут по кругу вправо, взявшись за руки.

Ай да березка, белый ствол! Дети идут в круг, поднимают руки вверх.

Зеленей, зеленей ты листвой. Идут назад опустив руки.

Яркие платочки в руки мы возьмем. Дети идут по кругу влево,

У березки стройной пляску заведем. взявшись за руки.

Ай да березка, белый ствол! Дети идут в круг поднимают руки вверх.

Зеленей, зеленей ты листвой. Идут назад опустив руки.

К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай! Стоя в кругу, машут

Ты без нас, березка, в поле не скучай!» платочками.

Ай да березка, белый ствол! Дети идут в круг, поднимают руки вверх.

Зеленей, зеленей ты листвой. Идут назад опустив руки.

Ж. Агаджанова

Воспитатель. Береза – щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву и сложили про ее достоинства загадки:

С одного дерева да четыре угодья:

Первое – от темной ночи свет,

Второе – некопаный колодезь,

Третье – старому здоровье,

Четвертому – разбитому связь.

Мы сейчас разберем с вами отгадки на все четыре загадки.

Первая – издавна деревенская изба освещалась березовой лучиной. При ее свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, малые дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из березовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки.

Вторая – из некопаного колодезя вкусный и полезный березовый сок. В начале весны по белому стволу дерева начинают стекать капельки сока. Чтобы набрать его, люди делают в стволе отверстие, собирают сок и потом его пьют, так как он обладает целебными свойствами. А чтобы березка не истекла соком и не погибла, отверстие замазывают глиной или землей.

Третья – здоровье прибавляет и старому и малому березовый веник, который русские люди используют в банях: им хлещут себя, чтобы из тела все хвори выгнать, да душу порадовать.

Четвертая – ствол березы покрыт берестой, которой оплетали глиняную посуду, чтобы она не разбивалась и служила подольше.

Ребята, а кто-нибудь знает, откуда береза получила свое название? (предположения детей).

Воспитатель. Название свое береза получила от древнего слова «БЕР», которое обозначало «СВЕТЛЫЙ», «БЕЛЫЙ», «ЯСНЫЙ».

Ребята, а вы знаете, для чего березе нужны черные полоски? (предположения детей). Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.

Хорошо бродить по березовой роще в любое время года, воздух в ней прозрачен и чист. Многие поэты посвятили свои произведения русской березке – символу красоты и чистоты.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С зелеными застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется - но не ломится!

А. Прокофьев

Воспитатель. Художники тоже часто изображают березу, восхищаясь ее природной красотой, изящным белым силуэтом, кружевным контуром кроны, нежной зеленью ее листвы. Художники пишут свои картины на специальном материале – холсте, имеющем тканевую основу, обработанную специальным составом. Мы сегодня тоже будем рисовать на ткани. Такой способ изображения называется БАТИК.

При рисовании на ткани нужно соблюдать ряд правил: не набирать на кисть слишком много краски, чтобы она не растекалась по ткани; работать концом кисти, чтобы рисуемые контуры были ровные, одинаковой толщины, а вот, чтобы придать объем изображаемым объектам, можно воспользоваться приемом примакивания всем ворсом к поверхности.

Физкультминутка

Мы березку посадили, Выпрямиться, стоя за столом.

Мы водой ее полили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.

И березка подросла, Потянуть руки вверх.

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.

И ребят благодарила. Поклоны головой, сесть.

Воспитатель. А сейчас приступаем к рисованию. Нарисуйте простым карандашом контур ствола березы – тонкий, узкий и заостренный наверху.

Затем, нарисуйте контуры веток, начиная с середины ствола, с обеих сторон дерева (длинные снизу и короткие наверху, под наклоном вправо-влево, концы веток плавно округлить с наклоном вниз. Дополните основные ветки короткими боковыми веточками. Теперь нужно обвести контур рисунка гуашью черного цвета концом тонкой кисти и изобразить длинные линии сверху вниз в нижней части ствола, затем нарисовать короткие горизонтальные штрихи с левой и правой стороны внутри ствола. Для выполнения листвы, используйте прием примакивания всем ворсом. Внесите в рисунок дополнения: траву, солнышко, облака, птиц.

Воспитатель. Рассмотрите свои рисунки и выберете наиболее выразительные и самые аккуратные.

У нас с вами получилась настоящая березовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислониться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья.

Тугие распущены косы

И белые платья до пят,

Как будто, невесты, березы,

Куда ни посмотришь, стоят.

Весеннее солнце косыми

Лучами касается кос.

По всей необъятной России

Сегодня светло от берез.

С. Есенин

Публикации по теме:

НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Снеговик и его друзья» для детей 3–4 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Ручеёк» комбинированного вида Непосредственно образовательная.

Занятие по художественно-эстетическому развитию «Русская матрёшка» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе художественно - эстетической направленности «Русская матрёшка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы «Русская березка»
Опубликовано: 11 мая 2015 в 15:45
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы «Русская березка»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ефременко (УИ 100469) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД