Эльвира Белоусова
Методическая разработка по ФЭМП «Чудо-дерево» для детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Многофункциональное – дидактическое пособие «Чудо-дерево»
Направленность:
Предпосылки: обогащение материально- технической базы и развивающей среды группы.
Вид : учебно – методического пособия : учебно – методическое пособие.
Предназначение: для детей 3-7 лет, по ФЭМП.
Продолжительность: 1.09-1.11. 2016 г
Актуальность:
Публикация «Методическая разработка по ФЭМП „Чудо-дерево“ для детей 3–7 лет» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Цель: развитие познавательных способностей детей через игру.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать у детей умение считать на основе наглядности.
• Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами добавляя к меньшей группе, или убирая из большей группы предмет.
• Умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного анализатора.
Развивать у детей умение определять пространственное направление: влево на право, впереди, сзади, сверху снизу, далеко, близко.
• Закреплять цвет, понятия «больше, меньше», «высокий низкий».
Развивающие :
• Формировать интерес к дидактическим играм.
• Развивать коммуникативные и познавательные способности детей.
• Развивать у детей навыки быстрого произвольного внимания, памяти, мышления и зрительного восприятия, зрительно-моторной координации.
Воспитательные:
• Воспитывать умение играть по правилам, соблюдая норму поведения.
Описание пособия:
Пособие представлена в виде дерева. Дерево(100см *50см) изготовлено из фанеры, состоит из 3-х секторов. Плоскостной счетный материал: большие и маленькие яблоки и груши по10 шт., геометрические фигуры, звери, птицы, корзины -2 шт., осенние листья по 10 шт.
Этапы работы:
1этап : подготовительный (сентябрь2016 г. – октябрь 2016) :
Создание условий, необходимых для методической разработки – изготовление пособия.
2 этап: формирующий (творческий (октябрь 2016 -ноябрь2016)
Знакомство с дидактической игрой «Собери урожай», слушание сказки «Лесная сказка», Подвижная игра-эстафета «Укрась дерево».
Дидактическая игра «Чего не стало? Кого не стало?».
Дидактическая игра «Чего не стало? Кого не стало?».
Дидактическая игра «Посчитай и скажи сколько».
ООД «Приключение Буратино», «Путешествие по стране Математики»
3 этап: заключительный
Обобщение материалов и результатов предстоит на педсовете 19 ноября 2016 года.
Ожидаемый результат:
Сформируются элементарные математические представления, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, размере, количестве, числе и пространстве.
Играя с развивающим пособием «Чудо-дерево», у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация.
Составляющие элементы:
- внесение пособия на занятия (части занятия)
- в ООД создание игровой мотивации;
-варианты сюжетно – ролевых игр «Семья», «Магазин».
Возможны вариации:
- по используемому материалу; по размеру;
- по количеству составляющих частей.
Возможные формы работы: ООД, игры и игровые ситуации, задания, сказки, картинки, слайды.
Основные достоинства:
-многофункциональность;
- можно переставлять, переносить;
- объемный, плоскостной;
-участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей;
- дает возможность использовать пособие в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми.
Приложение.
Используя пособие «Волшебное дерево», можно предложить следующие варианты игровых занятий.
Образовательная область «Познание»
ФЭМП
Игра «Веселые Зайчата»
Цель: Учить детей определить предметы по величине: большой, маленький, средний. Продолжать упражнять в ориентировке в пространстве, используя предлоги: Под, за.
Ход игры: Предлагаются детям пять зайчиков на поляне, дети могут посчитать их.
Какой зайчик самый большой, какой маленький? Где зайчик стоит? Спереди дерева, позади дерева. Справа, слева?
Аналогичную игру можно провести с картинками лягушки. (Большая, средняя, маленькая).
Игра:. «Спелые фрукты»
Цель: Учить детей узнавать и называть фрукты. Фрукты растут на дереве, в саду.
Закреплять счет, ориентировку в пространстве: выше – ниже, вверху, в низу.
Ход игры: Предложить детям посчитать фрукты (яблоки, груши, вишню)
Сколько яблок на дереве? Сколько груш? А чего больше яблок или груш? Какая вишня висит выше, а какая ниже?
Игра:. «Гусенички»
Ориентировка в пространстве вверх -вниз.
Ход игры. Куда ползет эта гусеница. (Вверх). А другая вниз.
Сколько гусениц? (Две). Какого они цвета? (зеленого). Какая из них длинная, а какая короткая.
Игра: «Веселые геометрические фигуры»
Цель: Уметь различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Развивать память, речь, внимание, воображение. Обследовать их зрительным путем.
Ход игры: На дереве геометрические фигуры, назови их, на что они похожи?
Убрать одну фигуру: Какай фигуры не стало? Какого они цвета?
Игра: «Птички прилетели»
Сколько птичек прилетело на дерево?. Птички сидят рядом с друг с другом? (Воробышки сидят выше, чем синичка.) Посади синичку рядом с воробышком.
Игра : «Один - много»
Мы волшебники немного
Был один, а станет много
Цель: образовать существенные множественного числа именительного и родительного падежей.
Воробей-воробьи-воробьев; сорока-сороки-сорок;
Синица-синица-синиц итд.
Игра «Веселый счет»
Сколько их всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем.
Цель: закрепить счет до 10
Ход игры: на дереве яблоки-числа от1 до10 показать их последовательность в порядке возрастания, а затем в порядке убывания.
Подобрать из коробки с яблочками (грушами, листочками) числовые примеры, сумма или разность которых равно определенному числу.
Игра «Геометрические фигуры»
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, узнавать их в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Ход игры: угадать геометрическую фигуру загаданную в загадках, предложить найти е в предложенных модулях или в комнате.