Татьяна Репникова
Методическая разработка занятия по ФЭМП «Как Дед Мороз в лес за ёлкой ходил»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений в старшей группе ''Как Дед Мороз в лес за ёлкой ходил''.
Цель:развитие познавательных интересов детей.
Обучающие задачи:познакомить детей с числом 8 и цифрой 8,обозначающей это число,формировать умение считать до 8,закрепить знания о геометрических фигурах,сравнивать предметы по высоте.
Развивающие задачи:развивать у детей внимание,мыслительную активность,воображение,любознательность,умение высказывать и обосновывать свои суждения,развивать конструктивные способности.
Публикация «Методическая разработка занятия по ФЭМП „Как Дед Мороз в лес за ёлкой ходил“» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Воспитательные задачи:воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,привычку заниматься сообща,воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.
Материалы:
Демонстрационный материал: макет настольной игры «Как Дед Мороз за ёлкой в лес ходил», 8 картинок с изображением малины, цифры 1, 7, 8, 4 кубика с цифрами 5, 6, 7, 8 на рёбрах, 8 кругов коричневого цвета – «пеньки», аппликация с изображением лисы, сделанной из восьми геометрических фигур, 8 ёлок разного размера.
Раздаточный материал: по 8 картинок с изображением маленьких медвежат на каждого ребенка, геометрические фигуры для работы детям в парах-изготовление лисы.
Ход НОД:
Мотивационная часть:
-Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними.
(Дети здороваются со взрослыми. В это время со стороны ноутбука звенит звонок. Воспитатель просит у всех извинения и подходит к компьютеру, включая фрагмент из мультфильма «Дед Мороз и серый волк»).
-Ребята, посмотрите скорее на экран. Кто же это? Как вы думаете, куда спешит Дед Мороз? (Ответы детей).
-Несмотря на то, что до Нового года еще далеко, Дед Мороз уже начал готовиться к празднику. У него очень много дел. И сейчас он торопится в лес за ёлкой для детей нашего детского сада.
Постановка проблемы:
-Но у Деда Мороза проблема, он хочет выбрать самую высокую и пышную ёлку для наших детей и переживает, что может не справиться с этой задачей. Ребята,а вы хотите помочь Деду Морозу? (Ответы детей). Очень хорошо.
Основная часть: (в игровой зоне)
1. Знакомство с числом восемь и цифрой 8, обозначающей это число.
-Дорога в лес очень длинная (воспитатель показывает на макет игры) и нам пора отправляться в путь. А поможет нам волшебный кубик.
(Воспитатель бросает кубик с цифрой 5 и просит одного из детей сделать первый ход по принципу игры с фишками).
-Дед Мороз уже старенький и сделает остановку, чтобы передохнуть. А мы с вами пока пройдем за столы. (Дети проходят за столы и садятся).
-А вы обратили внимание, ребята, где Дед Мороз остановился? Да, прямо у берлоги, где медведь уже залёг в спячку. И снится медведю тёплое лето и спелая малина. (Воспитатель вывешивает на магнитную доску семь картинок с изображением малины).
-Сколько ягод? (семь)
-Давайте проверим. (коллективный счет)
-Какой цифрой можно записать число семь? (цифрой 7)
(Воспитатель вывешивает под ягодами цифру 7).
-Ребята,а медведь такой сладкоежка,что ему приснилась ещё одна ягода.
(Воспитатель вывешивает картинку с изображением ещё одной малины).
-Больше или меньше стало предметов? (больше)
-На сколько больше стало предметов? (на один)
-Сколько стало предметов? (восемь)
-Да, число больше семи на один – это число восемь.
-Давайте вместе сосчитаем малины. (коллективный счёт)
-Как получили число восемь? (к семи прибавили один)
-Число восемь можно записать цифрой 8.
(Воспитатель вывешивает на доску цифру 8).
-На что похожа цифра 8? (Ответы детей).
У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.
Работа с раздаточным материалом.
-А ещё медведю снится как он играет со своими медвежатами.
-Возьмите с красной тарелки 7 маленьких медвежат и положите их в одну линию на столе. Посчитайте их.
-Сколько медвежат? (семь)
-А теперь положите рядом ещё одного медвежонка.
-Больше или меньше стало медведей? (больше)
-На сколько больше? (на один)
-Сколько всего стало медвежат? (восемь)
-Как вы получили число восемь? (к семи медвежатам прибавили ещё одного медвежонка)
-Положите рядом с медведями цифру 8.
-Молодцы, ребята, а теперь продолжим путь, Дед Мороз уже отдохнул.
(Дети встают и проходят в игровую зону к игре. Воспитатель бросает кубик с цифрой 6 и предлагает одному из детей сделать ход).
2. Закрепление полученных знаний. (в игровой зоне)
-Посмотрите, кого встретил Дед Мороз на этот раз? (зайцев)
-Зайцы не спят и любят попрыгать по пенькам. А вы хотите поиграть? Для игры нам нужно восемь пеньков.
(На ковре лежат по кругу семь кругов коричневого цвета-«пеньки»).
-Посчитайте пожалуйста, все ли пеньки на месте. (нет, их всего семь)
-Что же нам сделать, чтобы пеньков стало восемь? (добавить еще один) (Воспитатель добавляет еще один круг. Дети встают по кругу за пеньками и выполняют действия в соответствии со словами) :
Скачут,скачут во лесочке
Зайцы-серые клубочки. (руки возле груди,как у зайцев лапы,прыжки)
Прыг-скок,прыг-скок
Встал зайчонок на пенёк. (прыжки вперёд-назад)
Всех построил по порядку,стал показывать зарядку.
Раз-шагают все на месте,
Два-ушами машут вместе,
Три-присели,дружно встали,все за ухом почесали.
На четыре-потянулись,
Пять-прогнулись,
Шесть-нагнулись,
Семь-все встали снова в ряд,
Восемь-дружный мы отряд.
(После слов дети бегут по кругу под музыку, как только музыка остановится, дети «запрыгивают» на пеньки. Кому не хватит пенька, выходит из игры).
-Молодцы, ребята, вы ловкие, как настоящие зайцы. Но Деду Морозу нужно спешить.
(Воспитатель бросает кубик с цифрой 7 и предлагает одному из детей сделать ход. Дед Мороз останавливается у лисы, сделанной из геометрических фигур).
3. Закрепление знаний о геометрических фигурах.
-А лиса-то, ребята, необычная. Как вы думаете, чем она необычна? (сделана из геометрических фигур)
-Из каких геометрических фигур она составлена? (круг, овал, треугольник, прямоугольник)
-Давайте внимательно рассмотрим лису, а для этого пройдем за столы.
(Дети проходят за столы, воспитатель вывешивает на доску изображение лисы, составленной из восьми геометрических фигур).
-Сколько треугольников использовано? (три)
-Сколько овалов использовано? (два)
-Сколько использовано прямоугольников? (один)
-А сколько кругов? (два)
(Каждый раз к доске вызывается ребенок для показа и счета).
-Сколько геометрических фигур понадобилось всего, чтобы сделать лису? (восемь)
-Давайте это проверим и вместе посчитаем. (коллективный счет)
-Чем отличается треугольник от прямоугольника? (количеством углов и сторон)
-Что общего между овалом и кругом? (у них нет углов)
Работа с раздаточным материалом. (в парах)
-Попробуйте и вы сделать такую же лису, следуя образцу. Геометрические фигуры у вас лежат в зелёных тарелках. Вы будете делать одну лису на двоих в паре с товарищем по столу. Не забудьте, что работать вместе нужно дружно, помогая друг другу и договариваться между собой.
(Дети на столах выкладывают фигуру лисы из геометрических фигур).
-Молодцы, вы дружные ребята, поэтому так хорошо справились с заданием.
-Из каких геометрических фигур вы составили лису?
-Сколько фигур вам потребовалось?
-А теперь нам нужно поспешить, Дед Мороз уже заждался нас.
(Дети выходят из-за столов, подходят к игре. Воспитатель бросает кубик с цифрой 8 и предлагает одному из детей сделать ход. Дед Мороз останавливается у хвойного леса).
-Вот Дед Мороз и добрался до леса. Давайте поприветствуем эти замечательные деревья.
Физминутка «Ели, ёлки, ёлочки».
Есть в лесу три полочки:
Ели, ёлки, ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках птичьи голоса.
Внизу, на ёлочках – роса.
4. Сравнение предметов по высоте.
-Ребята, а вы не забыли, что мы должны помочь Деду Морозу выбрать самую высокую и пушистую ёлку? Тогда давайте быстрее приступим к делу. Проходите за столы.
(Дети проходят за столы. Воспитатель вывешивает на доску в свободном порядке восемь ёлок разного размера).
-А вот и лес. А вот и Дед Мороз.
(Воспитатель обращает внимание детей на мольберт,на котором ''спрятан'' Дед Мороз - накрыт салфеткой).
-Давайте поможем Деду Морозу, а для этого расположим ёлочки в ряд, начиная с самой низкой и не забывая называть её размер. Например: «Эта ёлка самая низкая, а эта ёлка повыше».
(Воспитатель вызывает детей по одному к доске, ребёнок берёт ёлку, называя её размер -самая низкая, повыше и т. д., самая высокая-и ставит в ряд.
После того, как все ёлки поставлены в ряд слева направо, начиная с самой низкой до самой высокой, воспитатель спрашивает) :
-Сколько всего ёлок? (восемь)
-Давайте вместе посчитаем.
-Какую же ёлку мы поможем выбрать Деду Морозу? (самую высокую)
-Какая она по счёту, считая слева направо? (восьмая)
Заключительная часть:
-Молодцы, ребята. Вы не только помогли Деду Морозу, но и узнали много нового.
-С чем вы сегодня познакомились? (с числом восемь и цифрой 8)
-Чем еще занимались? (ответы детей)
-Ребята, давайте отдадим ёлку Деду Морозу,которую мы с вами выбрали.
-А как вы думаете, чего не хватает ёлке, чтобы она стала праздничной?
-Конечно же, украшений.
Рефлексия:
-Я приготовила вам игрушки- ёлочные шары двух цветов. Если вам сегодня понравилось помогать Деду Морозу, повесьте на ёлку красный шар. Ну, а если вам было скучно или что-то не получилось, повесьте на елку жёлтый шар.
(Дети берут шар по своему выбору, подходят к ёлке и вешают шар на неё).
-Вы сегодня были все молодцы,мне понравилось играть с вами. А Деда Мороза мы с вами будем ждать на новогоднем празднике в нашем любимом детском саду №34 «Теремок».