Наталья Сарычева
Рекомендации по организации работы в технике пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Данная методическая разработка представляет собой методический материал для обучения детей технике рисования пластилином -пластилинографию.
Каждый ребенок знает этот мягкий, податливый материал – пластилин. Но не каждый знает, что из пластилина можно не только лепить, но им можно и рисовать.
Использование пластилиновой живописи в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может быть использовано в решении задач творческого развития детей.
Публикация «Рекомендации по организации работы в технике пластилинографии» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лепка. Консультации для родителей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Пластилинография. Консультации для родителей
- Темочки
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.
Разработка может быть использована в работе педагогов в дошкольном учреждении при работе в логопедической группе, развивая мелкую моторику пальцев рук, а так же при организации кружковой работы. Актуальность
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Но рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.
Новизна разработки
Пластилинография уютно устроилась на стыке живописи и скульптуры. Ребенок узнает, что он может не только лепить из пластилина фигурки, но и создавать с его помощью картины. Чаще всего пластилином «рисуют» на картоне. Сначала на картон наносятся контуры будущего рисунка, а затем они заполняются пластилином. Изображение может быть как плоским, так и рельефным.
Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности один из видов декоративно-прикладного искусства. Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей. У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются :
• формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса клепке;
и освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
• обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
• развитие мелкой моторики;
• ознакомление с окружающим миром;
• развитие эмоций и фантазии.
Каковы же преимущества нетрадиционной техники «пластилинография»?
· Развитие мелкой моторики (работают в основном окончания пальчиков)
· Ознакомление и закрепление сенсорных эталонов
· Композиции могут долгое время сохранять эстетический вид
· Возможность легко исправить ошибку, т. к. картинка покрыта скотчем
· Возможность использования в работах бросовый (бусины, паетки) и природный материалы (иголки, шишки)
Рекомендации по организации роботы в технике пластилинографии
• во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон
• предотвратить появление но основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка
• устранить ошибку допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером
• покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее жизнь
материалы.
Методика работы в технике платилинографии
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый - смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.
Второй - взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. работать можно не только пальцами рук, но и стеками - специальными вспомогательными инструментами. для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг пред другом.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. В конце занятия обыграть свою поделку, составить из них сказочную композицию, проиллюстрировать сказку, стихотворение, украсить группу, приготовить подарок маме, другу и т. д. При обыгрывании работ используется диалоговая речь, что позволяет развивать речь ребенка, коммуникативные и творческие способности, помогает и облегчает общение детей друг с другом.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания, усидчивости, поэтому в середине занятия рекомендуется проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой, не только воспитателя, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Материалы для создания пластилиновой картины
• картон с контурным рисунком.
• набор пластилина
• салфетка для рук
• стеки
• бросовый и природный материалы
Заключение
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
Список используемой литературы
1. И. А. Лыкова. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. Справочное пособие. Творческий центр Сфера, М. 2011
2. Организация различных видов деятельности детей в среде ДОУ. Методическая поддержка старшего воспитателя (рыба-диск). Информационный центр «МЦФЭР ресурсы образования», 2011
3. Газета «Дошкольное образование», подписка 2010г.
4. «Волшебный пластилин». Пособие для воспитателей, М. 2008г.
5. «Пластилинография» Г. Н. Давыдова
6. Межиева М. В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
7. Тюфанова И. В. «Мастерская юных художников». -СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
8. Венгер Л. А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
9. Протодьяконова С. С., Николаева Л. В. Пластилинография как вид нетрадиционной техники рисования на занятиях с дошкольниками // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3.;