Ирина Кирикова
Рекомендации по организации коррекционной работы для педагогов и родителей «Агрессия и ее коррекция»
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессия – очень общий термин, используемый для обозначения разнообразных действий, включающих нападение, враждебность и т. д.
Некоторые психологи считают нормальными в конкретной ситуации следующие агрессивные действия ребенка:
1. Годовалый ребенок замахивается на мать за то, что она сделала ему неприятное.
2. Попытку 2-3-летнего ребенка ударить другого ребенка за то, что тот отнял у него игрушку.
3. Компенсаторные действия (замкнутые дети прокладывают себе путь кулаками).
4. Невыполнение взрослым желаний ребенка.
Публикация «Рекомендации по организации коррекционной работы для педагогов и родителей „Агрессия и ее коррекция“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Т. о., все эти реакции гнева являются ситуативными и адекватными (соответствуют данной ситуации). Но они могут перерасти в нарушение, т. к. любое нарушение берет начало в конкретной ситуации. Также следует учитывать, что на первом году жизни агрессивные реакции могут быть случайными, нечаянными и не носить преднамеренного характера. Но начиная со второго года жизни агрессия ребенка носит адекватную характеристику и говорит об отсутствии у ребенка эмоциональной саморегуляции («Я хочу и всё!»).
Причины агрессии:
1. Реакция протеста против принуждений взрослого.
2. Запреты и ограничения взрослых, препятствующих выполнению желаний ребенка.
3. Родители сами обладают агрессивным поведением и ребенок «заражается» их агрессивностью, т. к. система эмоциональной саморегуляции ребенка строится по типу эмоциональной саморегуляции его родителей.
4. Социальные причины: его статус в группе сверстников, в семье.
5. Низкие навыки общения.
6. Унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей.
7. Проявление нелюбви к ребенку со стороны родителей, что формирует у него ощущение опасности, беззащитности, враждебности к окружающему миру.
8. Возрастные кризисы.
Внешние признаки проявления агрессивности у детей: они драчливы, беспричинно ломают, бьют, пинают; не чувствуют за собой вины, любят быть лидерами, чтобы им подчинялись; раздражаются по пустякам, невнимательны по отношению к другим людям, не слушаются.
Последствия:
- во взрослой жизни они конфликтны, неустроенны, часто выступают агрессорами;
- наблюдается заниженная самооценка, трудности в развитии познавательных психических процессов;
- часто проявляются тревожность, страхи.
Основные направления:
1. Выявить и по возможности устранить причину агрессивности.
2. Формировать недостающие навыки и умения в разных видах деятельности (особенно в игровой деятельности и в общении).
3. Формировать положительные установки на окружающих людей, а особенно к тем, к кому ребенок проявляет антипатию или к тем, которые провоцируют ребенка на агрессию.
4. Формировать адекватную самооценку.
5. Работать над развитием эмоциональной и нравственной саморегуляции.
Коррекционные методы работы:
- в некоторых случаях игнорировать агрессивное поведение и не фиксировать на нем внимание окружающих;
- использовать «отвлекающий маневр», т. е. включать агрессивные действия ребенка в контекст игры или придавать ему новое, социальноприемлемое направление, эмоциональный смысл (например, «Игра в войну»);
- установить запрет на агрессивные действия ребенка, но и самому не провоцировать ребенка.
Игры для коррекции.
«Кукла бобо»
Цель: помочь ребенку выплеснуть агрессию, двигательно раскрепоститься.
Кукла делается из подушки любой формы, пришиваются руки, ног.
Детям говорится, что такую куклу можно бить, пинать, ругать.
«Настольные игры» («Лото», «Мозаика» и др.)
Цель: помочь ребенку овладеть навыками совместного бесконфликтного общения.
Но по окончании игры проиграть возникшие конфликтные ситуации и помочь детям найти варианты выхода из них.
«Клеевой дождик»
Цель: развивать сплоченность группы.
Дети встают друг за другом, руки кладут на плечи впереди стоящего и преодолевают различные препятствия, не расцепляя рук (подняться и сойти со стула, пробраться через обруч, спрятаться под одним предметом от дождя и т. д.).
«Брыкание»
Цель: снять мышечное напряжение, получить эмоциональную разрядку.
Ребенок ложится на пол и стучит пяткой: сначала медленно, потом быстрее. При этом говорит: «Нет».
«Разыгрывание ситуаций»
«Ты обидел друга. Помоги помириться», «Разними двух дерущихся товарищей» и т. д.
Советы родителям:
1. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивности и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет устранена.
2. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместить ее на другие объекты (подушку, портрет) и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в определенных ситуациях снизится.
3. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения, не допускайте при нем вспышек гнева или неуместных высказываний о своих коллегах, строя планы мести.
4. Пусть ваш ребенок в каждый момент чувствует, что вы его цените, любите и принимаете таким, какой он есть. Не стесняйтесь лишний раз приласкать его или пожалеть: пусть он видит, что он нужен и важен для всех.
Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми.
1. Сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени и сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури».
2. Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.
3. После конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности и способы выхода их конфликтной ситуации.
4. Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.