Людмила Тихонова
Организация процесса коллекционирования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей предметно-пространственной среды –одно из важнейших условий развития познавательных способностей и познавательных интересов, социально-коммуникативных навыков, стимулирования игровой, исследовательской, творческой активности воспитанников. Ведущей деятельностью детей младшего дошкольного возраста является предметно - манипулятивная. И именно этим видом деятельности является коллекционирование. Нужно понимать, что коллекционирование, осуществляемое детьми, имеет свои особенности, связанные со свойствами мышления дошкольников. Преобладающим мышлением этого возраста является наглядно-действенное и начинает формироваться наглядно-образное.
Публикация «Организация процесса коллекционирования в ДОУ» размещена в разделах
Из этого следует, что коллекции должны быть визуальными и поддающимися манипуляциям. Детям свойственно постоянно что-то делать с собранным в коллекцию материалом. Если предметы коллекции нельзя взять в руки, поменять местами и провести с ними иные манипулятивные действия, то такая коллекция перестает быть интересной.
Чтобы заниматься коллекционированием в группе мы определили места для хранения экспонатов коллекций, поместили их так, чтобы они были доступны для детей, и в любой момент ребёнок имел возможность полюбоваться предметами, поиграть с ними, пообщаться через них со сверстниками. Так, например, коллекция камней у нас включает экспонаты разного происхождения: речные, морские, покупные цветные, мелкие и крупные, разных цветов и форм и т. д. В старинном сундучке цветные камушки выглядят как настоящий клад! Сразу хочется посмотреть, потрогать, разложить, восхититься, поделиться своими чувствами. Морские камни, игрушечные морские животные и растения, ракушки помогли составить настоящий морской макет в специальном столе-аквариуме, предназначенным для экспериментирования. Мелкие предметы хранятся в интересных баночках, коробочках, шкатулках, альбомах.
Вместе с детьми мы обсудили правила обращения с предметами коллекции. Дети должны помнить, что это не обычные игрушки, а экспонаты, и с ними нужно обращаться бережно. Собирать можно все, главное, предметы должны быть безопасными, нести познавательную нагрузку, соответствовать возрасту, доступными. Также при сборе коллекций необходимо учитывать природоохранный аспект, т. е. нельзя специально для коллекций рвать редкие растения, ловить редких насекомых и т. д. Можно сначала собирать несколько разных коллекций и лишь потом, когда будет виден больший интерес детей к какому-либо, можно определиться с главным выбором.