Лилия Костырко
Методическая разработка организации образовательной деятельности по познавательному развитию «Заповедные места России»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка организации образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему «Заповедные места России»
Цель: создание условий для формирования у дошкольников представления о заповедниках.
Задачи:
• воспитывать бережное отношение к природе
• развивать память, мышление, воображение, способность к анализу, синтезу, обобщению;
Публикация «Методическая разработка организации образовательной деятельности по познавательному развитию „Заповедные места России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
• формировать понятие «заповедник» и определить роль человека в жизни его обитателей; продолжать учить детей разгадывать кроссворды;
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие
Работа над словарем: заповедник
Методы :
• наглядный;
• словесный;
• введение в игровую ситуацию;
• информационно-рецептивный;
• частично-поисковый (эвристический);
Виды детской деятельности : социально-познавательная, художественно-творческая, игровая.
Планируемые результаты:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
1. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру
2. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
3. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.
4. Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний
5. Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
6. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности : ТСО (видеопроектор, шаблоны диких животных, карандаши, бумага
Организация и методика проведения
1. Организационный этап.
Слайд №1
Воспитатель:
Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои! (С. Погорельский)
2. Мотивационный
Воспитатель: Прекрасное стихотворение о лесе. Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки. Ну-ка, кто из вас ответит?
1)Не огонь, а больно жжет.
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печет. (Солнце)
Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (Ответы детей).
2)Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он — невидимый, и все же
Без него мы жить не можем (Воздух)
Воспитатель: А без воздуха можем мы прожить? (Ответы детей).
3)Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто такая? (Вода)
4)Подмигнёт тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (Ягода)
5)Стоял на крепкой ножке.
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)
6)Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет нал цветком
И поделится медком (Пчела)
7)Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба)
Воспитатель: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, рыба, и все это — природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
Воспитатель: А всегда ли человек помогает природе? (Нет)
Слайд №2
Воспитатель: А как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу? (Загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотится на животных, которых осталось мало на земле).
Воспитатель: Да, эти факты стали все чаще и чаще появляться в нашей жизни. Человек не учитывает законы развития природы, наносит огромный вред растительному и животному миру. И вот с лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. Тогда люди стали задумываться, как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу. Но как можно исправить эти ошибки? Люди стали создавать заповедники.
3. Образовательный
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что такое заповедник? (Ответы детей).
Заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ландшафтов. Очень важны заповедники и в научных исследованиях – в них были добыты данные о состоянии животного и растительного мира. Ну и, наконец, заповедники выполняют эстетичную функцию – радуют глаз посетителей. Каждый заповедник – природный музей. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать. Заповедники – это участки территории, характерные для какой – то определенной зоны или пояса, либо чем – то особо отличающиеся, где сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс или его отдельные компоненты. Статус заповедника в нашей стране – самая строжайшая форма охраны природы.
Но сегодня я хочу рассказать об одном заповеднике, который расположен недалеко от нас, в поселке Теберда Карачаево-Черкесской республики. А для этого я предлагаю отправиться туда и познакомиться с его обитателями.
Физкультминутка «Лес»
Только в лес мы вошли, (Ходьба)
Появились комары. (Хлопают в ладоши)
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем (раскачиваются)
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки к верху поднимаем,
Дыши ровно, глубоко (вдох, выдох, вдох, выдох)
Да, идти нам нелегко.
Дальше по лесу идем –
Вдалеке там водоем (смотрят вдаль)
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы уже смелее,
Раз, два. Раз, два. (прыжки вперед, назад)
Впереди у нас вода.
К водоему подойдем
И беседу заведем.
После физкультминутки дети садятся к видеопроектору.
Воспитатель: Дети, сейчас мы находимся в Тебердинском государственном природном биосферном заповеднике. Этот заповедник расположен в Карачаево-Черкесской республике. Площадь заповедника 112.606 га. Весь заповедник делится на Архызскую и Тебердинскую части. Расположен заповедник на северных склонах Кавказского хребта. Основан 5 марта 1936 года. Там мы можем увидеть красивые хвойные леса (слайд №3, озера (слайд №4, богатый мир животных, насекомых и птиц (слайд №5).
Посмотрите, какие животные нашли здесь свой дом. Вы узнали некоторых из них? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это зубр (слайд №6).
Зубр зимой бредет в бору через брод
У зубра зуб на зуб не попадет
Стучит зубр зубами «Брррр!» (Дети повторяют скороговорку)
Воспитатель: В заповеднике также проживают кавказская выдра, сапсан, бородач, махаон, аполлон и другие животные, и насекомые (Слайд 7, 8) Из крупных хищников, обитающих в горных лесах наибольшей популярностью пользуется бурый медведь (Слайд 9). В заповеднике медведь встречается в разнообразных местах, проникая высоко в горы, до ледников и снежников. Кавказский бурый медведь не агрессивен, а при встрече с человеком старается как можно быстрее скрыться.
В заповеднике обитает 224 вида птиц. (Слайд 10) Здесь они гнездятся, выводят птенцов. Птицы есть как перелетные, так и оседлые.
Воспитатель: Тебердинский заповедник славится своими необычными и удивительными озерами, которых более 150. Некоторые из них обладают уникальными свойствами (Слайд 11, 12)
Воспитатель: Время нашего путешествия подошло к концу? Как называется заповедник, в котором мы сегодня побывали? (ответы детей).
4. Рефлексия
Воспитатель: Что нового вы узнали о жизни животных в этом заповеднике? (Ответы детей). Для чего люди создают заповедник? (Ответы детей). А что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить мир природы? (Ответы детей)
5. Итоговый
Воспитатель: Я предлагаю вам, ребята, создать свой маленький заповедник в рисунках. (Дети рисуют животных и насекомых из числа запомнившихся, либо предлагают своих)