Наталья Болдырева
Методическая разработка образовательной деятельности «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка образовательной деятельности по теме :
«Птицы»
Возраст воспитанников: дошкольный (четвертый год жизни)
Виды деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Образовательные области : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: познакомить детей с птицами.
Задачи:
Публикация «Методическая разработка образовательной деятельности „Птицы“» размещена в разделах
Учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; учить наблюдать за птицами, оберегать, заботиться о них, подкармливать.
Развивать зрительную память; закрепить и правильно называть цвета; развивать фантазию, воображение, творчество; развивать игровую деятельность детей, двигательную активность, координацию движений, умение совместно действовать во время игр.
Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам; вызывать и поддерживать интерес к познавательной деятельности, к художественному творчеству.
воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам; вызывать и поддерживать интерес к познавательной деятельности, к художественному творчеству.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулок, кормление птиц на прогулке. Беседы, чтение стихов: Г. Ладонщиков «Наши друзья», потешек, Чарушин «Воробьишко» С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др., загадывание загадок. Прослушивание аудиокассет «Наедине с природой», «Звуки окружающего мира», «Природа, птицы и животные».
Ход НОД:
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Воспитатель: Дети, какое у вас сегодня настроение?
Воспитатель: А чтобы оно было еще лучше, я предлагаю сделать одно интересное упражнение.
С добрым утром глазки (поглаживают глаза)
Вы проснулись! (сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него)
С добрым утром ушки (ладонями гладим уши)
Вы проснулись! (приложить ладони к ушам- «Чебурашка»)
С добрым утром ручки! (поглаживают, поочередно ладони)
Вы проснулись! (хлопают в ладоши)
С добрым утром ножки (поглаживают колени)
Вы проснулись! (потопают ногами)
С добрым утром солнце (поднимают руки вверх, смотрят «на солнышко» - вверх)
Я – проснулась!
Воспитатель: Все проснулись, ребята? Молодцы!
Воспитатель. Я слышу какой-то шорох в той корзинке. (подхожу, открываю корзину и достаю игрушку - попугая Кешу). Кто это?
Воспитатель. Да, это очень красивый попугай
Кеша. Меня зовут Кеша. Я прилетел к вам в гости в детский сад. Только я не знаю, кто я такой и есть ли у меня семья, друзья?
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности.
Воспитатель. Ребята, а кто такой попугай?
Воспитатель. Правильно. Это яркая, красивая птица.
Каких птиц вы еще знаете?
(Дети перечисляют птиц)
Воспитатель. Друзья мои, а как вы думаете, мы сможем объяснить нашему гостю, кто он такой и кто его семья и друзья? (Ответы детей) А как мы сможем это сделать? (Дети высказывают свои предложения) Конечно, вы правильно предложили, мы расскажем и покажем Кеше о его соплеменниках.
3этап: способствуем реализации детского замысла.
Воспитатель. Птиц на земле очень много. И жить на земной планете без птиц было бы, ох, как скучно. А какую пользу они приносят (Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, если бы не было птиц, то все листья на деревьях и кустарниках съели бы гусеницы, да и все фрукты и ягоды были бы червивые.
Ребята, нужны нам птицы (Ответы детей)
Воспитатель. Птиц надо беречь, кормить их, особенно в холодное время года. Гнезда птиц нельзя разрушать.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Птицы в гнездышках».
Воспитатель. С попугаем Кешей к нам в гости «прилетели» и другие птицы, с которыми мы сегодня познакомимся поближе и узнаем о них больше. Вы должны отгадать, что это за птицы. (Выставляются картинки птиц, где есть ворона, воробей, синица). Внимательно слушайте загадки, и выбирайте ту птицу, о которой говорится.
Спинкою зеленовата. Животиком желтовата. Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица) ;
Внимательно рассмотрим ее. Какая она (Ответы детей)
Воспитатель. Грудка у нее лимонно-желтая, а посередине – черный галстук. Спинка зеленая, на голове бархатная шапочка. Щечки белые, хвост короткий, ровный с небольшой вырезкой. Крылья и хвост серого цвета. Красивая птица!
Почему же этих птиц люди назвали синицами – ведь синих перьев у них нет? Когда внимательно прислушаешься к голосам этих озорниц, то услышишь «Си-си-си». Птица тихонько попискивает, будто сама себя называет. Ну, раз так, стоит ли людям спорить? Наверное, поэтому их и назвали синицами.
Но любят жить в лиственных лесах. Устраивают гнезда в старых гнездах белок, в дуплах дятлов, а также в других закрытых местах.
1. На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица :
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется. (синица)
2. Маленький, серенький, проворный
Крошки у дома клюет,
Прыгает он по дорожке,
А подойдешь, так вспорхнет. (воробей)
Воспитатель. Воробей – какой он? (Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, воробей – птичка маленькая. Тело у воробья, как комочек, серого цвета. Крылья и хвост маленькие, коричневого цвета. Голова у воробья маленькая, тоже коричневая. (Показ картинки) Питается воробей семенами, шишками, крошками. Как кричит воробей (Ответы детей)
3. Серая птица, грозная птица,
Каркает громко, но кошек боится. (ворона)
Воспитатель. А какая ворона? (Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, ребята, ворона – птица большая. Тело вороны крупное большое, серого цвета. Питается ворона семенами, ягодами, крошками. (Показ картинки)
Синица, воробей, ворона – это зимующие птицы, они на зиму не улетают.
Воспитатель. Холодно и голодно птицам зимой. Земля, дороги, деревья – все покрыто снегом. Трудно пернатым добывать себе корм. Ведь голодную птичку может погубить даже самый маленький морозец. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. К нам с вами.
Попугай Кеша. А как дети могут помочь нам- птицам в холодное время года? (Ответы детей)
Воспитатель. Наши ребята очень добрые. Они всегда заботятся о птицах, кормят их во время прогулки. Наблюдают, какие птицы к нам прилетают на участок, на кормушку, что едят.
Попугай Кеша. Я видел, что у вас на участке есть дерево – рябина. Все птицы любят ягоды рябины. Они их зимой спасают от голода.
Воспитатель. Вот Кеша ты теперь понял, кто ты такой? Кто твои друзья, семья и соплеменники?
Кеша. Да, спасибо вам большое. Теперь я знаю, что я птица и у меня много друзей разных птиц, и сейчас я полечу к ним, и расскажу какие в этом детском саду дружные и умные детки. До свидания, ребята!
(Дети прощаются с попугаем Кешей)
4этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности.
Воспитатель: Вы сегодня все хорошо потрудились, а что вам больше всего понравилось? Запомнилось? Какое у вас настроение? (Ответы детей)
Воспитатель. А сейчас пойдем с вами на улицу и покормим остальных птиц, которые прилетят на наш участок, а мы скажем им: «Нас не бойтесь, мы вас не обидим. Верно? Мы добрые. Вы - наши друзья».