Таисия Сергеевна Сидорова
Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию «Слова-действия»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
образовательной деятельности по речевому развитию
Тема: «Слова-действия»
Возраст воспитанников: старший дошкольный с ОВЗ.
Виды деятельности : коммуникативная, познавательная.
Образовательные области : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Цель: развитие любознательности и инициативности в речевой деятельности
Публикация «Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию „Слова-действия“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Задачи: способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и творческой активности, создать условия для реализации творческой (речевой) деятельности, продолжать формировать позитивные установки к речевому творчеству, ,развивать связную монологическую речь, высшие психические функции.
Предварительная работа: подбор картинок и создание авторских игр.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
-Ребята, очень хочу с вами посекретничать… Нам будет здесь удобно? ( дети: да, тут будет уютно). Отлично!
(дети с логопедом размещаются на пуфиках полукругом перед доской.)
(выслушиваются варианты) .Дети, мы уже знаем, что нас окружает живой и неживой мир. Какой вопрос вы зададите, если вам захочется узнать название живого существа? «Кто это?». О предметах неживого мира как вы спросите? «Что это?». Если мы захотим узнать о действиях человека или животных, то как спросим (Что он делает) Поможете? демонстрирует предметные картинки: боксер, футболист, хоккеист, парашютист, пловец, мяч, перчатки, ракетка, гиря, скакалка, велосипед.
- Сколько интересных вариантов вы придумали. -Отличная идея! Я точно знаю, что все ребята любят придумывать слова. Но хотелось бы придумать такие, которые отвечают на вопрос… Где же можно их найти?
Дети высказывают свои предложения (взять книгу в библиотеке, посмотреть в интернете, спросить у взрослого)
- А что если нам придумать такие слова?
- Какие слова будут интереснее мы их разместим на стенде для родителей?
- Почему ты так думаешь?
- Согласна, замечательно, может быть, возможно, интересно, необычно
- Макар так думает.
- А ты как думаешь?
- Может быть, у кого-нибудь еще есть идеи?
- Еще есть идеи?
-Мне очень приятно было узнать ваше мнение, ребята!
Если дети отвечают неверно:
-Интересный вариант!
-Кто еще как думает?
Если дети отвечают правильно:
-Точно!
-Именно так! Как здорово, что ты это знаешь!
- Кто согласен с Тёмой?
- Кто-нибудь считает по-другому?
- Я уже представляю, как интересно будет нашим родителям это узнать! -Вот это да!
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
-А как вы думаете, друзья, что нужно, чтобы придумать слова-действия?
-Давайте решим, с чего начнем?
- Что нам для этого понадобиться?
- Как именно лучше это сделать?
- Что нам может помочь? -Согласен, это важно! А еще?
- Здорово! Интересно! Как необычно! Вот это да! Отличная мысль!
- Ты уверен, докажи!
-Это будет чудесно! Думаю, получится здорово! Как интересно! Как необычно! Ух ты! Класс!
- У меня как раз есть картинки, которые надеюсь помогут вам придумать слова-действия. Предлагаю выбрать и рассмотреть их. - О чем рассказывают вам картинки?
- А что ты скажешь о своей подсказке?
- Что подсказывает тебе твоя картинка?
- А у тебя какая интересная подсказка! Расскажи о ней.
(рассматриваются все картинки)
- Нам достаточно этих картинок для составления слов-действий? Как бы их интереснее использовать? Есть идеи? (варианты детей)
- У меня как раз есть игры. Как вы думаете они нам подойдут?
Знакомство со словами, называющими действия предмета.
- Боксер, футболист, хоккеист – это спортсмены. Что может делать спортсмен? И просит ответить одним словом (прыгать, бегать, плавать, приседать и т. д.). А что делают дети на логопедических занятиях (Отвечают, думают, говорят, сидят, слушают,выполняют и т. д.) Слова, которые вы назвали, обозначают действия.
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание Обратная связь на высказывание детей
- Игра № 44 «Собери пирамидку»
Вариант 1.
Цель игры: 1. Закрепить слова обозначающие действия.
2. Развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: рисунок пирамидки из овалов, выполненных на листе бумаги; 10 овалов разного размера и цвета, на 10 овалах закреплены картинки со словами обозначающими действия, и словами – предметами отвечающими на вопрос: «Что делал?» : плыл, поднял, сломал, упал, пил, надел, подул, факел, пенал. Вариант 2.
Цель игры: 1. Закрепить слова обозначающие действия. Продолжать учить классифицировать предметы называющие действия и называть их одним словом исключая лишние
2. Развитие зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, графических навыков.
Материал: рисунок пирамидки из овалов, выполненный на листке бумаги картинки-рисунки с изображением видов спорта и действий спортсменов: горнолыжный спорт (скатываться,парусный спорт (управлять,конный спорт (скакать,художественная гимнастика (подбрасывать,водное поло (плавать,бросать,альпинизм (подниматься,бокс (отбивать,парикмахер (стричь,повар (готовить);
Ход игры.
Вариант 1.
Педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только те, на которых изображены действия. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая фигуры в порядке их уменьшения.
Вариант 2.
Педагог предлагает ребенку провести дорожку простым карандашом к пирамидке (к каждому овалу, выбирая только те, которые относятся к теме «Спорт. Виды спорта», Возле лишних картинок нарисовать зелёный квадрат. Проводя линии от картинок необходимо сопровождать словами обозначающими действие спортсмена.
4. Игра № 33 «Построй домик» Цель игры:
Вариант 1.
1. Закрепить слова обозначающие действия.
2. Развивать зрительное внимание, логическое мышление.
Вариант 2.
1. Закрепить слова обозначающие действия.
2. Развивать ориентировку в пространстве, графические навыки.
Материал: предметные картинки изображающие действия на прямоугольных кирпичиках (14 штук) и предметные картинки изображающие предметы(4 штуки), четырехугольная крыша, карточки в виде аппликации с различными видами сооружения, треугольниках (крыши).
Вариант 1.
упала
писала
читала
кидала спала
звала
подул
тянул упал
ел
плыл
надел сломал
пил
палка
бутылки
Вариант 2. По лексической теме «Сказки. Мультфильмы»
привязал
доставала
нашла
вытащил попросила
унесли
выглядывают
встретил попала
попросила
постучала
наказала танцевали
обнимались
телефон
Ход игры.
Вариант 1.
Логопед предлагает выбрать кирпичики выбирая только те, в которые вставлены предметные картинки с изображением действия. Ребенок должен построить дом по всем правилам, отбирая кирпичи с опорой на схему аппликацию.
Вариант 2.
Логопед предлагает провести дорожку простым карандашом к дому (к каждому прямоугольнику, выбирая только те, которые относятся к теме «Сказки», Возле лишних картинок нарисовать зелёный квадрат. Проводя линии от картинок необходимо сопровождать словами обозначающими действие героя сказки.
5. Игра № 25 «Ромашка» Цель: Вариант 1
1. Закрепить слова обозначающие действия.
2. Развитие зрительного восприятия, мышления.
Вариант 2
1. Закрепить слова обозначающие действия.
2. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
Ход игры
Вариант 1. Посмотрите ребята, в середине нашей ромашки мы закрепим слово-полоску с двумя линиями обозначающей действия предметов.
Вы должны внимательно посмотреть и выбрать только те лепестки, где вставлена картинка обозначающая действия данной профессии. Лишние лепестки не относящиеся к теме отложить в сторону.
повар
учитель
врач
скрипач строитель
птичница
точильщик
почтальон милиционер
воспитатель
дрессировщик
продавец библиотекарь
парикмахер
Том и Джери
Ну, погоди!
Вариант 2. Логопед предлагает провести дорожку простым карандашом к ромашке (к каждому лепестку, выбирая только те, на которых изображены действия. Возле лишних картинок нарисовать зелёный квадрат. Проводя линии от картинок необходимо сопровождать словами обозначающими действие персонажей.
стирает
пишет
смотрит
катаются убирает
пускает
катается
лепит
катается
плачет
лыжи
Самостоятельная коммуникативная практика детей по составлению слов
-Саша, тебе нужна помощь?
В случае, если все дети захотят:
-Какие вы нетерпеливые…Поскорее хочется воплотить в жизнь свой замысел? Понимаю…
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
- Ребята, напомните, для чего мы это делали? Получилось ли у нас? Что позволило нам добиться результата, придумать слова? Что нам помогло? Важно ли то, что мы сегодня узнали? Для чего это пригодиться вам в жизни? Что было для вас самым трудным? Почему? Что больше всего понравилось? Почему? Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша? Что можно рассказать родителям? Что вы хотите сказать друг другу?- Толя, ты очень здорово придумал, как….- Мне было очень приятно видеть, как Рома и Таня договорились сами о помощи.
- Лена придумала замечательные слова
- Порадовал сегодня Олег. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности. В случае, если дети будут недовольны результатом:
-Какая необычная идея! Ни у кого такой нет! Ты настоящий оригинал!
В случае, если дети довольны:
-Мне очень нравится твои слова! Я думаю, что родителям интересно будет узнать о них!