Ольга Фоменко
Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности «Морские глубины»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
систематизировать знания детей о морях, реках и их обитателях.
Задачи:
Обучающие:
- расширить знания детей об обитателях морей и рек, их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении;
- познакомить детей с полезными свойствами морских водорослей;
Публикация «Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности „Морские глубины“» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
- обогащать и активизировать словарный запас детей. словами и понятиями: морские обитатели, кристаллы, названия океанов и морей.
Развивающие:
- способствовать формированию мыслительных операций;
- развивать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- развивать внимание и наблюдательность;
Воспитательные:
- воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов;
- воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания.
Словарная работа:
пресноводные и морские обитатели, водоросли, кораллы, щупальца, клешни.
Ожидаемые результаты:
- развитие способности к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения.
- развитие личностных качеств детей: любознательности, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, творческой активности.
- формирование умения представлять результаты своей творческой деятельности сверстникам, отражая достижения и причины возникших затруднений.
2
Предварительная работа:
рассматривание картин И. К. Айвазовского «Девятый вал», «Черное море», А. П. Боголюбова «Море перед штормом»; беседы о ценности воды в жизни живых организмов; просмотр мультфильмов «Сказка о рыбаке и рыбке», «В синем море, в белой пене».
Материалы и оборудование:
ноутбук, мяч, конверты с набором геометрических фигур, стаканчики с водой, трубочки для коктейля и листы А4 с хаотично изображенными цифрами для каждого ребенка.
Ход непосредственно образовательной деятельности :
I. Вводная часть.
Воспитатель: Добрый день, дети! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но сначала давайте поиграем в интересную игру. Я буду бросаю вам мяч и произносить слова «море» или «река», а вы будете возвращать его мне и называть соответственно обитателей рек и морей.
Итак начинаем - море.
Ребенок: кит.
Воспитатель: река
Ребенок: карась и т. д.
II. Основная часть.
Воспитатель: Дети, вы, наверное, уже догадались, что мы с вами отправимся в путешествие по волнам. Скажите на каком транспорте мы сможем отправиться в путь?
Дети: на водном.
Воспитатель: какие виды водного транспорта вы знаете?
Дети: катер, теплоход, катамаран, лодка и т. д.
Воспитатель: Я вам предлагаю пройти за столы. Возьмите конверты и рассмотрите геометрические фигуры. Назовите их.
3
Дети: трапеция, прямоугольник, большие и маленький треугольники.
Воспитатель: теперь сложите из этих фигур кораблики.
(Дети выполняют задание, воспитатель при необходимости оказывает помощь).
Воспитатель: наши кораблики готовы и мы можем смело отправляться в плавание.
(На экране появляется слайд 1 с изображением моря, а дети встают в круг и, взявшись за руки, под музыку раскачиваются в разные стороны, изображая волны) (см. Презентацию).
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно, наше море какое-то грустное. Что то здесь не так? Наверное мы заблудились.
Дети: Что же нам теперь делать?
Воспитатель: посмотрите вдалеке показался маяк, который указывает путь всем кораблям (слайд 2). Значит мы на верном пути.
Воспитатель: давайте мы с вами вспомним, чем интересен отдых у моря и кто живет в морских глубинах.
Дети: В море можно купаться и кататься на водных лыжах и катамаранах (слайд 3). На берегу можно загорать и строить замки из песка (слайд 4).
Воспитатель: А еще в море рядом друг с другом живут растения, животные, рыбы и птицы. Скажите, какие растения растут у моря?
Дети: Различные виды пальм, много цветов.
Воспитатель: На берегу гнездится большое количество птиц. Почти все они питаются рыбой, но порой лакомятся яйцами и птенцами из чужих гнезд. Назовите их.
Дети: Чайки, поморники, пеликаны, утки и т. д. (слайд 5)
Воспитатель: Дети, хотите превратиться в настоящих драйверов и опуститься под воду. Для этого нам надо научиться дышать через специальные трубочки. Возьмите стаканчики с водой, опустите в них трубочки и
4
аккуратно подуйте. Вот так и дышат пловцы под водой. У всех получилось?
Дети: да.
Воспитатель: под водой мы можем увидеть удивительный мир – это различные водоросли (слайд 6, похожие на причудливые замки заросли коралловых рифов (слайд 7). Как люди их используют?
Дети: Водоросли употребляют в пищу и применяют в медицине, а из кораллов делают украшения.
Воспитатель: Среди всего этого великолепия обитает огромное количество рыб. У них различная форма и величина, от самых крошечных (бычки – всего два сантиметра)- (слайд 8) до огромных великанов (китовая акула достигает в длину несколько метров и весят несколько тонн)-(слайд 9). А некоторые из них даже способны изменить окраску в случае опасности (полосатая морская собачка)-(слайд 10). Кроме того в море обитает большое количество различных видов медуз, осьминогов, черепах и т. д. Скажите в реках и морях одинаковые обитатели или нет?
Дети: Нет, разные.
Воспитатель: Но в чем причина, ведь там и там вода, а жители разные?
Дети: Море очень соленое и многие виды рыб могут жить только в реках, потому что там пресная вода.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в подвижную игру «Морские и речные обитатели". Все дети одевают на голову шапочки с изображением речных и морских обитателей. Выбирают водящих – это «Щука» и «Акула». По команде воспитателя водящий «Щука» должен поймать как можно больше детей, представляющих морских рыб. Водящий «Акула» соответственно ловит детей у которых на шапочках изображены речные рыбы. По окончании игры дети хором считают «добычу» каждого хищника.
Воспитатель: Дети, теперь нам надо поселить в наше море рыб и животных. А вот каких именно вы узнаете, если выполните следующие задания. У
каждого из вас есть лист бумаги, с изображением цифр. Вам надо соединить
5
каждого из вас есть лист бумаги, с изображением цифр. Вам надо соединить по порядку все цифры, а затем, решив примеры, раскрасить рисунок. Каждой цифре соответствует определенный цвет (см. Приложение).
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Дети, посмотрите и в нашем море появились обитатели (слайд). Оно стало совсем как настоящее. Теперь, когда с нашим морем все в порядке,
я предлагаю вам сочинить рассказ о морских рыбах.
(Дети с помощью воспитателя придумывают рассказ).
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Дети встают в круг и под музыку прощаются с морем.
Воспитатель: Дети, скажите вам понравилось наше путешествие? Какими обитателями мы населили наше море? Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий?
Сегодня все отлично справились с заданиями и я очень довольна вами.