Татьяна Родькина
Словесные игры для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Закончи предложение»
Ход игры
• Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу)
• Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу)
• Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в салатницу)
• Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу)
• Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)
• Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)
• Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)
• Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)
• Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)
• Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)
Публикация «Словесные игры для детей старшей группы» размещена в разделах
«Летает - не летает»
Ход игры: Педагог предлагает детям быстро называть предметы, когда он скажет слово «летает», а затем называть другие предметы, когда он скажет слово «не летает».
Педагог говорит: «Летает».
Дети называют: «Ворона, самолет, бабочка, комар, муха, ракета, голубь» и т. д. Затем педагог произносит: «Не летает». Дети называют: «Велосипед, ромашка, чашка, собака, карандаш, котенок» и т. д. Игра продолжается: слова «летает», «не летает» называет один из детей, а педагог называет предметы вместе с детьми. Игру можно проводить на прогулке.
«Дидактическая игра «Два – две»
«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?. Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.
А что у нас по две?. Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.
Молодец, а теперь продолжи»:
огурец – два. огурца ваза – две…вазы
стул – два. стула вишня – две…вишни
стол - два…стола слива – две…сливы
кот - два …кота кошка – две…кошки чашка – две…чашки
окно – два…окна машина – две…машины
дерево – два…дерева
тюльпан – два …тюльпана роза – две…розы
помидор – два…помидора
кастрюля – две…кастрюли костюм – два…костюма майка – две…майки
«Съедобное - несъедобное»
Игра проводится по аналогии с предыдущей.
«Живое-неживое»
Ход игры: Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.
Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.
Что растет? Кто растет?
Кто летает? Что летает?
Кто плавает? Что плавает?
Кто самый большой? Что самое большое?
И т. д
«Назови три слова»
Ход игры:
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
• Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
• Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
«Подбери признак»
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.
Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие) – кожаные, белые.
Шляпа (какая) – черная, большая…
Туфли (какие) – осенние, красивые…
Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая) - белая, праздничная….
Шуба (какая) - меховая, теплая…
«Что бывает сладким?»
Ход игры:
Педагог предлагает детям: Слушайте внимательно, я буду называть то, что бывает сладким. А если я ошибусь, то меня надо остановить, надо сказать: «Стоп!»
Педагог говорит: «Сахар, зефир, малина, клубника, лимон».
Дети внимательно слушают и останавливают его на том слове, где он «ошибся». Затем дети сами называют то, что бывает сладким.
«Стол», - отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный».
«Дом» - отвечает следующий играющий и говорит: «Железный» и т. д.
В следующий раз за основной признак берется форма. Педагог говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему.
«Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку.
Тот называет предмет квадратной формы (окно, платок, книга) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму. При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.
«Будь внимательным!»
Ход игры: Педагог говорит детям: Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать «лишнее» слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул; ромашка, заяц, одуванчик, василек; лошадь, автобус, трамвай, троллейбус; волк, ворона, собака, лиса; воробей, ворона, голубь, цыпленок; яблоко, елка, морковь, огурец.
После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов, т. е. объяснить принцип группировки.
«Назови одним словом»
Ход игры: Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.
Предложите ребенку назвать одним словом:
- стол, стул, шкаф - это.
- собака, кошка, корова - это.
- чашка, блюдце, тарелка - это.
- василек, ромашка, тюльпан - это.
«Придумай загадку»
Ход игры: Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.
«Кто кем (чем) будет?»
Ход игры: Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш отвечал на вопрос грамотно.
Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок - коровой или быком - бумага - книгой;
- снег - водой;
- вода - льдом;
- семечко - цветком;
- мука - блинчиками;
и т. д.
Игра-наоборот: "Кто кем был?".
- лошадь - жеребенком
- цветок - семене
«Какое что бывает"
Ход игры: Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным? (коротким)
- Что бывает широким (узким) ?
- Что бывает круглым (квадратным) ?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т. д.